Упражнение «Контакт глаз». упражнение «Говорящий взгляд». Упражнение «Выбор глазами члена группы». Упражнение «Шериф и убийца»
Упражнение «Контакт глаз» Участникам предлагается образовать внутренний и внешний круги с одинаковым количеством человек. Стоящие внутри, поворачиваются к центру спиной; лицом к каждому из них становится партнер из внешнего круга. Они должны в течение минуты смотреть друг на друга, не отводя взгляда, не гримасничая и не смеясь. Предлагается обратить внимание на выражение глаз товарищей и дать им оценку по следующим критериям: а) легко или трудно смотреть в глаза; б) веселый или грустный взгляд; в) спокойный или напряженный взгляд; г) жесткий или мягкий взгляд; Вариант: первый пожелавший должен расставить всех участников по кругу или разделить на две группы в соответствии с одним из критериев. Такую процедуру могут проделать все желающие. Вопросы для обсуждения: • Каким чаще всего бывает ваш взгляд? • Помогает он или мешает в общении с людьми? упражнение «Говорящий взгляд» участникам раздаются карточки с заданием. Каждому по реди предлагается войти в комнату и выполнить задание, предложенное в карточке. Задание: Скажите одними глазами: 1 Потише, вы мне мешаете! 2 Смелее, попробуй ответить. 3 Молодец! Прекрасный ответ. 4 Ты сегодня опять без тетради?! 5 Прошу внимания! 6. Я жду тишины! 7 Я слышу, что ты подсказываешь! 8. Я рада, что вы пришли. 9. Неужели тебе не совестно?! 10. Как ты мог так поступить?! П. Мне надоело делать вам замечания! 12. Разве ты не слышал? 13. Ты хочешь что-то спросить? 14. Вы меня разочаровали, я надеюсь, что это не повторится! 15. Я устала повторять одно и то же. 16. Подумайте еще и постарайтесь вспомнить. 17. Неужели это сложно?! 18. Опять все сначала! 19. Отлично, молодец, всегда бы так!
20. Теперь мне это безразлично! 21. Ты хочешь что-то сказать? 22. Поздно, все надо делать вовремя! Упражнение «Выбор глазами члена группы» Все участники располагаются по кругу. Каждый из них взглядом договаривается с кем-либо поменяться местами. По сигналу ведущего все быстро меняются местами. Выясняется, кто сел не на свое, намеченное заранее место. Упражнение «Шериф и убийца» Подготовить билеты на всех участников. На двух из них отметить роли шерифа и убийцы. Другие билеты пустые. Каждый 9. 131 выбирает себе билет, но не показывает его другим. Исполняю щий роль убийцы должен взглядом убивать других. ЩерИА обязан найти убийцу, ориентируясь по глазам. Другие игроки почувствовав взгляд убийцы, говорят: «Я убит», тем самым' оказывая помощь шерифу. Игру можно повторять 4—5 раз. Для обсуждения: • По каким признакам шериф нашел убийцу? Упражнение «Тюремщики - заключенные» Участники делятся на две команды - заключенных и тюремщиков. Заключенные садятся в круг, одно кресло — лишнее. Тюремщики стоят за спинами заключенных. Тюремщик, стоящий за пустым креслом, должен переманить взглядом к себе одного из заключенных. Задача каждого из остальных тюремщиков - остановить своего заключенного, положив ему руки на плечи. (Постоянно держать руки на плечах запрещается. ) Григорьева Т. Г., Пинская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения- Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, М., 1997 Прутченков А С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Вескер А. Б. Тренинг актерского мастерства учителя: Учебно-практическое пособие. — М., 2002. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Для самостоятельного выполнения студентам предлагаются следующие задания: • В разговоре с кем-либо из семьи или приятелем намеренно использовать неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, что не интересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравните ваше самочувствие в обоих случаях.
• Посмотреть небольшой фрагмент видеомагнитофонной записи или любой телепередачи с 1—2 участниками. Обратить вНимание на жестикуляцию персонажей. Отметить наиболее выразительные жесты (закрытости, открытости, сомнения, отрицания, оценки и т. д. ) дродумать ответы на вопросы: . Какие жесты и позы, какое расстояние вы чаще всего выбираете при общении с детьми, родителями, друзьями? . Как они влияют на ваше общение? . Хотели бы вы что-то поменять? Каким образом? . Попробуйте осуществить это в реальности. Проанализируйте результаты. . Понаблюдать за применением средств невербального общения своих одногруппников в общении с окружающими их людьми. • Систематически практиковать умение вступать в контакт с незнакомыми людьми (особенно с неприветливыми), например, спрашивать дорогу, улицу и т. д. Стремиться при этом задавать вопросы таким тоном, чтобы собеседнику приятно было отвечать. • Выполнять упражнения перед зеркалом (диалоги с собой, пересказ историй, анекдотов), с целью устранить излишнюю жестикуляцию, привычные неэстетические движения, угрюмое выражение лица. • Отрабатывать быстроту речевой реакции с помощью телевизора: пытаться мгновенно остроумно комментировать спортивный матч (звук предварительно отключите), отдельные сцены кинофильма и т. д. Григорьева Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения: Методич. пособие для преподавателей. — Новосибирск, — М., 1997. Петрова Е. А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие по курсу «Основы педагогического мастерства». — М., 1998. Психология делового общения. / Авт. -сост. Ю. А. Фомин. — Минск, 1999.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|