Упражнение «Насос и надувная кукла»
Упражнение «Насос и надувная кукла» Участники разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух. Совершенно расслабленно он лежит на полу. Другой — накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, де- ревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с насосом определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу сдувают, вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает». Упражнение «Марионетки» Участникам предлагается вообразить, что они — куклы-марионетки, которые после выступления висят на гвоздиках в | шкафу. Инструкция ведущего: Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т. д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное — расслаблено, болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами. Ведущий следит за степенью расслабленности тела участников. Упражнение «Центр тяжести» Упражнение выполняется всеми участниками. Инструкция: Попробуйте определить, где у человека центр тяжести. Подвигайтесь, сядьте, встаньте. Найдите центр тяжести тела кошки, то есть подвигайтесь, как кошка. Где вы чувствуете центр тяжести? Где центр тяжести тела обезьяны? Петуха? Рыбы? Воробья, прыгающего по земле? Выполняя движения и действия, характерные для этих животных, попробуйте на себе найти их центры тяжести. Животные и маленькие дети — самый лучший пример отсутствия мышечных зажимов.
Упражнение «Растем» Участники находятся в круге. Исходное положение — сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Инструкция ведущего: Представьте, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста. Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность роста до 10-20 стадий. После выпол- нения упражнения полезно сразу же перейти к упражнению «Потянулись — сломались». Упражнение «Потянулись - сломались» Исходное положение — стоя, руки и все тело устремлены вверх, пятки от пола не отрывать. Инструкция ведущего: Тянемся, тянемся вверх, выше, выше... Мысленно отрываем пятки от пола, чтобы стать еще выше (реально пятки на полу)... А теперь наши кисти как бы сломались, безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях, в плечах, упали плечи, повисла голова, сломались в талии, подогнулись колени, упали на пол... Лежим расслабленно, безвольно, удобно... Прислушайтесь к себе. Осталось ли где-нибудь напряжение? Сбросили его! Во время выполнения упражнения ведущий должен обратить внимание участников на два следующих момента: • необходимо показать разницу между выполнением команды «опустите кисти» и «сломались в кистях» (расслабление кистей достигается только во втором случае); • когда участники лежат на полу, ведущий должен обойти каждого из них и проверить, полностью ли расслаблено его тело, указать места зажимов. Грачева Л. В. Тренинг внутренней свободы. Актуализация творческого потенциала. — СПб., 2003. Кряжева П. Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль, 1997.
Никитин В. Н. Психология телесного сознания. — М., 1998. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Ред. -сост. В. Ю. Баскаков. '— М., 2000. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЛАСТИЧЕСКОГО АППАРАТА Пластика педагога оказывает влияние на психологическую атмосферу в классе, на состояние детей, успехи их деятельности. Она должна быть выразительна, выражать готовность к общению с детьми: жесты ритмичны, поза красива, осанка прямая и легкая, движения несут в себе внутреннее спокой- ствие. Для развития пластического аппарата будущего педагога предлагаются следующие упражнения: • Встать, мысленно соединить кончики плеч и мочки ушей воображаемым шнуром, идти так, чтобы шнур сохранял свое натянутое положение. • Стать спиной к стене; точки соприкосновения со стеной — затылок, лопатки, пятки; простоять на счет от одного до десяти. В это время хорошо читать стихи или произносить любые речи. Отойти от стены и попытаться сохранить осанку. • Соединить руки, вытянутые вперед кистями - это воображаемая малярная кисть; красить этой кистью горизонтальную и вертикальную поверхность; добросовестно красить плотно, проводя кистью по воображаемой стене. • Игра с облаком: на вытянутые руки, на ладони, село облако — нежное, ласковое, пушистое; подбросить его и поймать; перебросить из одной руки в другую; отпустить вверх и осторожно поймать; нежно погладить его пушистые бока; отпустить в небо, попрощаться. • Где-то далеко, за ручьем, канавами, лужайкой, идет человек. Приветствовать его жестами, пригласить на встречу («Иди сюда! »), а далее «руками сопереживать» его движению, предупреждая о канаве, радуясь переходу через ручей, нетерпеливо ожидая его приближения. • Вытянутая рука, ладонь повернута в просительном положении. Вообразим, что на ладонь кладут... змею — резко отодвигаем руку, говоря «Нет! ». Чередуем движения «дай» — «нет» поочередно для правой и левой руки. • Поочередно подходить друг к другу, протягивая ладони навстречу; в момент соприкосновения ладоней послать добрые пожелания другому. • Предложить «подарить» свое место, на котором сидят участники, кому-то другому; встать, выйти на свободное пространство, говоря пластическим языком: «Мне все равно, где сидеть. Не место красит человека, а человек место». Через некоторое время сесть на любой свободный стул, выражая полное удовлетворение.
• «Говорящие руки» руки лежат свободно на столе и меняют свое положение, как только получают сообщение о состоянии хозяина рук: «он спокоен», «он весел», «он задумчив», «он озабочен», «он нервничает», «он напряженно думает», «он удивлен», «он собирает волю в кулак», «он в предвкушении удовольствия», «он приступает к делу» и т. д. • Пройти по аудитории: «Я спокоен, я уверен в себе; я счастливый человек; я знаю, чего хочу; я люблю эту жизнь». Щуркова Н. Е. Практикум по педагогической технологии. - М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|