Упражнение «Укажи вдаль». Упражнение «Сад». Упражнение «Гири». Упражнение «Чаши». Упражнение «Японский прием со стулом»
Упражнение «Укажи вдаль» Инструкции преподавателя: Сядьте. Проверьте, нет ли излишнего напряжения. Тело — легкое, свободное. Вы готовы встать, готовы к любому действию. Теперь вытяните и напрягите всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Можете двинуть рукой? Значит, она недостаточно напряжена. Напрягите ее предельно. Теперь уберите, как можно больше напряжения с плеча, но постарайтесь оставить то же напряжение от локтя до кончиков пальцев. Есть? Убирайте напряжение в локтевой части, оставьте напряженной только кисть руки. Проверьте — плечо и локоть должны свободно двигаться. Теперь сделайте самое трудное — снимая излишки напряжения с кисти, сосредоточьте его только в последних суставах паль- цев. Попробуйте оставить напряжение только в кончиках пальцев, в самых подушечках. Снимите все напряжение, кроме того которое держит вашу руку вытянутой. Есть? Чувствуете напряженную точку в самом кончике указательного пальца? Протяните его вперед, укажите пальцем вдаль - вон голубь за окном на крыше!.. Снимите все напряжение и опустите руку. Упражнение «Сад» Инструкции преподавателя: Вы находитесь во фруктовом саду. Рвите яблоки и груши, кладите в корзину. Ищите верное напряжение в руке. Видите ли вы внутренним зрением каждое яблоко, которое рвете? Нет двух одинаковых яблок, а значит, нет одинаковых напряжений — для каждого яблока свое! Вот яблочко маленькое, кривобокое, - его легко сорвать. А вот огромное, на толстом черешке, — на него нужно потратить больше усилий. Рефлексия нахождения напряжений и их снятия. Упражнение «Гири» Инструкции преподавателя: 1. Поднимите с пола двумя руками воображаемую гирю в десять килограммов. Поставьте ее на стол. Одной рукой снимите ее со стола и переставьте на стул. Двумя руками поднимите стул вместе с гирей. Не уроните гирю! Опустите стул.
Возьмите с пола одной рукой воображаемую пятикилограммовую гирю, а другой - воображаемую гирю в один килограмм. Поднимайте их одновременно вверх. Вниз! Не опуская гири на пол, поменяйте их в руках. Поднимите вверх. Наверху — поменяйте гири. Вниз!.. Вверх!.. Протяните вперед ладони. На одну мысленно поставьте пятисотграммовую гирю, на другую — стограммовую. Руки разводите в стороны и вперед, в стороны и вперед. Следите, чтобы руки расходились на одном уровне, несмотря на различную нагрузку. Примечание. В упражнении с воображаемыми гирями нужно добиваться верного физического ощущения тяжести и целесообразного напряжения мышц всего тела. Поясним эту мысль на примере. На вытянутую ладонь, как на чашу весов, мы поставим настоящую килограммовую гирю. Сразу же в бицепсе предплечья вы почувствуете соответствующее напряжение. Этот бицепс, пытаясь удержать руки в равновесии, как бы ставит на вторую чашу такую же тяжесть. Если он будет недостаточно напряжен — ладонь не удержит гирю, опустится. Если же напряжение окажется чрезмерным, ладонь пойдет кверху. Автоматический мышечный контролер мгновенно подбирает каждой мышце целесообразное напряжение. 2. Поставим теперь на ладонь воображаемую гирю. Постараемся разбудить нашего мышечного контролера, пусть он проследит, верно ли напряжены мышцы. Не напряжен ли бицепс так, будто на ладони лежит не один, а десять килограммов? А почему напряглась шея? Наверное, потому, что контролер еще не проснулся, а наш бесконтрольный организм еще не ощутил, еще не поверил в воображаемую конкретную тяжесть и на всякий случай напрягает все подряд - и шею, и другую руку. И даже глаза в растерянности напрягаются. Долой излишнее напряжение! Поможем проснуться контролеру, будем проверять реальное напряжение, чередуя воображаемые и реальные тяжести.
Упражнение «Чаши» Инструкция преподавателя: На этом столе стоят дорогие хрустальные чаши, полные до краев вишневым вареньем. Представляете их себе? Подходите к столу и берите по чаше. Осторожнее, не пролейте варенья. Сколько весит такая чаша? Килограмма три-четыре. Вспомните, как напряжены пальцы, когда они держат такой груз. Проверьте. Поставьте чашу, возьмите настоящий графин с водой. Ощущаете вес? Прислушайтесь к пальцам. Как они напряжены? Поставьте графин, возьмите воображаемую чашу... Еще раз сравните воображаемый вес с реальным весом графина. Перенесите свои чаши через всю комнату и поставьте на стол... Тише идите, осторожнее! Почему напряжено все тело? Найдите центр тяжести, снимите излишнее напряжение. Упражнение «Японский прием со стулом» Вариант 1. По сигналу ведущего необходимо резко изменить положение своего тела на стуле — как бы бросить тело в неожиданную для себя позу. Затем оправдать эту позу. С чего начинается оправдание? Прежде всего, мышечным контролером обследуется степень напряженности основных групп мышц. Затем, не меняя позы, постепенно расслабляйте закрепощенные мышцы — то одни, то другие. Найдите, какие движения можно выполнять в таком положении. Проверьте, нет ли излишков напряжения. Обнаружив излишки, снимите их. Вариант 2. Все ходят по комнате. По сигналу ведущего студенты принимают какую-либо позу. Поза заранее не придумывается. Это должна быть какая-либо неожиданная поза. Затем необходимо найти напряжения в мышцах, снять излишние. Все эти упражнения надо варьировать до тех пор, пока студенты не почувствуют ощущения хотя бы частичной мышечной свободы. Только тренировкой можно добиться умения наблюдать и контролировать у себя зажим и свободу мышц -развить в себе «мышечного контролера». Он должен улавливать не только предельные, но и нормальные, иногда незаметные изменения в напряжении и расслаблении мышц. С его помощью можно подвергать мгновенной проверке любую часть тела в момент действия напряженных факторов. Упражнения помогут овладеть навыками мышечного внимания — умением быстро направлять мышечный контроль к любой группе мышц.
Гиппиус С. Гимнастика чувств. Тренинг творческой психотехники: Учебно-методическое пособие к урокам актерского мастерства. — М. —Л., 1967. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. - СПб., 2002. Новицкая Л. П. Уроки вдохновения- Система К. С. Станиславского в действии. - М., 1984. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. / Ред. -сост. В. Ю. Баскаков. - М., 2000.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|