Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раскройте специфичность орфографического навыка.




 

Как было сказано ранее, один из путей решения проблемы орфографической грамотности – это формирование орфографического навыка.

Достижение высокого качества орфографических навыков по-прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения.

Решая вопрос о работе над формированием у школьников орфографических навыков, учитель должен прежде всего учитывать психологическую природу орфографического навыка.

Навыки – автоматизированные компоненты сознательной деятельности, вырабатывающиеся в процессе ее выполнения[3].

Термин «автоматизированный следует отличать от термина «автоматический». В отличие от последнего он обозначает способ образования навыка как действия, вначале основывающегося на сознательном применении определенных правил и лишь затем в процессе упражнения подвергающегося автоматизации.

Поскольку орфографический навык формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфография уделяет серьезное внимание изучению закономерностей такой деятельности, а также поскольку путей и средств повышения эффективности обучения орфографии с учетом этих закономерностей.

Формирование орфографических навыков – сложный и длительный процесс. Поэтому необходима строгая взаимосвязь между всеми компонентами, образующими фундамент любого навыка. Только при этом условии учащиеся могут использовать теоретические знания для обоснования написания слова, то есть действовать сознательно. Прежде чем приступить к работе над определенным орфографическим навыком, важно точно установить, какие знания и умения составляют его фундамент, какими частными операциями должен владеть ученик, в какие взаимодействия должные вступать эти частные операции между собой.

Основу каждого орфографического навыка составляют вполне определенные знания и умения. С учетом характера орфограммы орфографические навыки можно разрешить на две группы, предложенные Львовым М.Р.:

1) навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней, приставок, суффиксов);

2) навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописания окончаний).

Но и в той и в другой группе, центральное место занимает умение видеть орфограмму, то есть орфографическая зоркость, которая не возможна без понимания сущности орфограммы.

Единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков – фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В том случае когда звук в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. А когда звук находится в слабой позиции, тогда письменный знак становится орфограммой.

Этот признак – незаданность письменного знака произношения – характерен для всех типов орфограмм.

Т.О. орфограмма – это написание, которое не устанавливается на слух.

Орфограмма работает в процессе обучения лишь в том случае, если школьник ее замечает. Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения.

Развивающийся речевой слух у младшего школьника способствует возникновению и развитию орфографической зоркости.

Орфографическая зоркость – это выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, то есть умение различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и может обозначаться различными буквами при том же звучании.

Орфографическая зоркость сформирована, если выработано умение обнаруживать звук в слабой позиции. Орфографическая зоркость развивается постепенно. При систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка обеспечивая успешное выполнение орфографического действия.

Когда пишущий осознает наличие орфограммы в слове, он выполняет орфографическое действие.

Орфографическое действие – это деятельность пишущего, который намеренно обращается к правилу, так как осознает наличие орфограммы в слове.

4.6.2.Составьте план работы по формированию орфографического навыка на любом примере.

 

Работа по формированию орфографического навыка обязательно предполагает работу над орфографическим правилом. Орфографическое правило сопровождает выполнение орфографических упражнений, помогает проверить правильность написания того или иного слова.

Работа с орфографическими правилами способствует умственному развитию учащихся: она требует постоянного анализа и синтеза, сопоставлений и противопоставлений, обобщения и конкретизации, рассуждений и доказательств.

Работа над орфографическим правилом включает в себя три этапа:

1. Раскрытие сущности правила.

2. Овладение учащимися формулировкой правила.

3. Применение правила в практике письма.

 

Например, при изучении правила правописания слов с разделительным Ъ учитель предлагает учащимся выполнить словообразовательные задания, поскольку задания такого характера позволяет выделить существенные составные части правила:

- Где пишется разделительный Ъ?

- После каких приставок?

- Перед каким корнем?

 

Примерные задания для учащихся:

1. Выделить корень в слове ездить.

2. Подобрать и записать однокоренные слова с приставками вы-, за-, пере-, про-.

3. Выяснить, на какой звук оканчиваются все эти приставки. /Гласный/

4. Подобрать однокоренные слова с тем же корнем и приставками об-, под-, в-, с-.

5. От слов ясный, ел, ёмкий, учить образовать новые слова с приставками об-, с-.

6. Сформулировать вывод.

 

при изучении правописания парных звонких/глухих согласных учитель может задать следующие вопросы:

- Прочитайте ту часть правила, где сказано, почему нужна проверка.

- Прочитайте еще раз ту часть правила, где сказано о способах проверки.

 

В формулировке правила следует указать признаки, которые послужат учащимся сигналом к проверке написания: гласный стоит в безударном слоге; согласный – на конце слова или перед глухим согласным; непроизносимый согласный – стечение согласных (стн, здн, рдц, лнц).

 

Учитывая выше сказанное, правило о правописании парных звонких/глухих согласных можно сформулировать следующим образом:

"Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим".

 

Наблюдение позиционного чередования согласных.

"Слова с парными согласными, на конце которых произносят глухие согласные, нужно проверять".

 

Почему нужна проверка?

"Согласные на конце слова – в слабой позиции – обозначаются теми же буквами, что и перед гласными (в сильной позиции)".

"Для проверки нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный: клубы – клуб".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...