Требования к организации и проведению врачебно-педагогического контроля
С целью оценки результатов освоения программного материала, определения степени достижения цели и решения поставленных задач, а так же влияния физических упражнений на организм занимающихся осуществляется врачебно-педагогический контроль. Контроль должен быть комплексным, проводиться регулярно и своевременно, основываться на объективных и количественных критериях. Врачебный контроль.
Главная задача врачебного контроля - обеспечение правильности и эффективности тренировочных занятий и спортивных мероприятий. Врачебный контроль призван исключить все условия, при которых могут появляться отрицательные воздействия от занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся. Врачебный контроль является обязательным условием предупреждения травматизма в процессе физического воспитания занимающихся. Контроль над состоянием здоровья, допуск к занятиям лыжными гонками и участию в соревнованиях осуществляется медицинскими работниками — медицинскими работниками учреждения. Допуск к занятиям на этапе начальной подготовки проводится на основании заключения о состоянии здоровья от специалистов амбулаторно-поликлинических учреждений, врачебно-физкультурных диспансеров. Занимающиеся тренировочного этапа и этапа совершенствования спортивного мастерства ежегодно проходят углубленное медицинское обследование, и по результатам обследования осуществляется допуск к занятиям спортом. Для оперативного контроля состояния их здоровья и динамики адаптации организма к тренировочным нагрузкам (после болезни, травмы), а так же допуска спортсмена к тренировочным занятиям и соревнованиям - осуществляются текущие медицинские наблюдения.
Педагогический контроль.
Педагогический контроль - процесс получения информации о влиянии занятий физическими упражнениями и спортом на организм занимающихся с целью повышения эффективности тренировочного процесса. Практическая реализация педагогического контроля осуществляется в системе специально реализуемых проверок, включаемых в содержание занятий. Такие проверки позволяют вести систематический учет по наиболее важным направлениям: - степень усвоения техники двигательных действий; - уровень развития физических качеств; - уровень освоения программного материала. К методам педагогического контроля относятся: анкетирование занимающихся; анализ рабочей документации тренировочного процесса; педагогические наблюдения во время занятий; регистрация функциональных и других показателей; тестирование различных сторон подготовки. Контроль над технической и физической подготовленностью обучающихся осуществляется тренером-преподавателем. Контроль над эффективностью физической подготовки проверяется с помощью специальных контрольно-переводных нормативов по годам обучения, которые представлены тестами, характеризующими уровень развития физических качеств. Педагогический контроль в виде аттестации проводится для определения уровня освоения программного материала, физической и спортивной подготовленности занимающихся. Промежуточная аттестация проводится ежегодно по всем разделам плана в соответствии с этапом подготовки, итоговая — после освоения программы. Основными формами аттестации являются: - тестирование (аттестация по теоретической подготовке для этапа углубленной специализации и совершенствования спортивного мастерства), - сдача контрольных нормативов (для определения уровня общей, специальной и технической подготовленности)
- мониторинг индивидуальных достижений занимающихся (определение уровня технической подготовленности и спортивной подготовки).
Программный материал для теоритических и практических занятий Организационно-методические особенности многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков. В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты построения годичного тренировочного цикла с учетом возрастных особенностей и должного уровня физической, функциональной подготовленности и требований подготовки лыжников-гонщиков высокого класса. Таблица №8 Примерный тренировочный план тренировочных занятий на 52 недели по лыжным гонкам (ч)
Виды спортивной подготовки |
ЭТАП И ГОД ПОДГОТОВКИ | ||||||||||||||||||||||
спортивно-оздоровительный |
Начальной подготовки |
Тренировочный |
Совершенствования спортивного мастерства | ||||||||||||||||||||
1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | ||||||||||||
3ч/н | 6ч/н | 8-9 ч/н | 9ч/н | 12ч/н | 14ч/н | 14ч/н | 16ч/н | 18 ч/н | 24 ч/н | 24 ч/н | 28 ч/н | ||||||||||||
1. | Теоретическая и психологическая подготовка | 12 | 15 | 18-20 | 20 | 30 | 36 | 36 | 40 | 40 | 50 | 60 | 60 | ||||||||||
2. | Общая физическая подготовка | 75 | 152 | 180-206 | 206 | 234 | 280 | 268 | 270 | 260 | 250 | 240 | 240 | ||||||||||
3. | Специальная физическая подготовка | 30 | 7 77 | 130-136 | 136 | 180 | 200 | 200 | 256 | 310 | 516 | 660 | 660 | ||||||||||
4. | Технико-тактическая, подготовка | 30 | 54 | 72-90 | 90 | 130 | 144 | 144 | 160 | 180 | 220 | 240 | 240 | ||||||||||
5. | Участие в соревнованиях | 6 | 10 | 12-12 | 12 | 24 | 30 | 32 | 44 | 60 | 100 | 120 | 120 | ||||||||||
6. | Углубленное медицинское обследование | 3 | 4 | 4-4 | 4 | 6 | 8 | 8 | 8 | 10 | 12 | 12 | 12 | ||||||||||
7. | Восстановительные мероприятия | - | - | - | - | 20 | 30 | 30 | 40 | 60 | 80 | 100 | 100 | ||||||||||
8. | Инструкторская и судейская практика | - | - | - | - | - | - | 10 | 14 | 16 | 20 | 24 | 24 | ||||||||||
ИТОГО: | 156 | 312 | 416-468 | 468 | 624 | 728 | 728 | 832 | 936 | 1248 | 1456 |
1456 |
3.3.1 Тренировочный план и программный материал на спортивно-оздоровительном этапе
№п/п | Темы | Количество часов | ||
1. | Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. |
| ||
2. | Основы здорового образа жизни. | |||
3. | Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь. | |||
4. | Режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни. | |||
5. | Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам. | |||
ИТОГО
| 12 | |||
1. | Общая физическая подготовка | 75 | ||
2. | Специальная физическая подготовка | 30 | ||
3. | Технико-тактическая, подготовка | 30 | ||
4. | Участие в соревнованиях | 6 | ||
5. | Углубленное медицинское обследование | 3 | ||
ИТОГО | 156 |
Программный материал.
Вводное занятие.
Знакомство с видом спорта, правила поведения в спортивной школе, на тренировочных занятиях. Инструктаж по технике безопасности.
Спортивная школа, ее задачи и содержание деятельности. Инструктаж по технике безопасности во время ТЗ и соревнований.
Тема 1. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжногоспорта. Лыжный спорт в России.
Эволюция лыж и снаряжение лыжников. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России. Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.
|
|