Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нужно ли для достижения успеха заниматься по этой программе каждый день?




При обучении умению пользоваться туалетом непрерывность и постоянство важнее, чем при обучении любым другим навы­кам. Ребенок, который учится делать свои дела в унитаз, будет сбит с толку, если в какие-то дни вы будете терпеливо водить его в туалет и проделывать там с ним все, что нужно, а в другие дни не станете с этим спешить. Конечно, иногда обстоятельст­ва в вашей семье будут ставить на первое место другие вещи, иногда ребенок может быть болен или вы сами по каким-то причинам не будете чувствовать себя в состоянии водить его в туалет. Случайный сбой не повлечет за собой провала. Но несоблюдение принципа непрерывности вообще можетсвести нанет ваши усилия добиться успеха.

Всегда ли один и тот же человек должен зани­маться с ребенком по программе обучения умениюпользоваться туалетом, или его могут подменять другие члены семьи?

Постарайтесь, по возможности, привлечь к решению этой зада­чи остальных членов своей семьи. Однако, прежде всего, им необходимо будет понять, что вы делаете. Для этого им нужно провести с вами некоторое время. Им следует прочитать дан­ную главу и вместе с вами обсудить программу. Кроме того, каждому из вас следует понаблюдать за остальными, чтобы убе­диться в том, что вы действуете единообразно и требуете от ребенка одного и того же.

Мой ребенок занимается по программе обуче­ния умению пользоваться туалетом в детском саду.Не собью ли я его с толку, если дома буду пытаться учить его тому же, пользуясь подходом, описанным в этой книге?

Да, сбить с толку можно, но только если ваши требования к нему будут отличаться от требований воспитательницы. Обу­чать умению пользоваться туалетом лучше всего дома, и ваша воспитательница должна радоваться, что вы пытаетесь делать это. Поговорите с ней, покажите книгу и согласуйте свои тре­бования. Более того, если вы уже научили ребенка самостоя­тельно делать некоторые шаги, составляющие главное умение, а воспитательница или другие члены семьи продолжают вы­полнять соответствующие действия за него, поговорите с ними о вашей программе и объясните, что нужно позволять ему делать самостоятельно.

 

В этой главе говорится, что, когда ребенок сделает свои дела в унитаз, я должна дать ему награду. Значит ли это, что я должна давать дочке еду, когда она еще сидит на унитазе?

Поначалу важно поощрять ее успехи сразу, как только она сде­лает свои дела, то есть пока она еще сидит на унитазе. В этом случае ей будет ясно, за что именно ее наградили. Позже, когда она научится делать свои дела в унитаз, вам захочется дать ей возможность сделать следующий шаг (надеть штанишки, вы­мыть руки и т.п.) и наградить за его успешное выполнение. Важ­но помнить, что после того, как ребенок освоит тот или иной шаг, хвалить его за этот шаг, если он сделан правильно, все рав­но нужно.

 

Когда я сажаю своего ребенка на унитаз, он тут же начинает проявлять интерес к туалетной бумаге — разматывает ее и запихи­вает в унитаз. Что я должна делать: убирать туалетную бумагу из туалета на время, пока он там, или учить его не играть с ней?

Пока бумагу следует убрать. Она отвлекает ребенка, а это зна­чит, что все свое внимание вы вынуждены отдавать его игре с ней. Если же вы сможете сосредоточиться на том деле, кото­рое он должен сделать, убрав отвлекающие его вещи, вы созда­дите для него такую учебную ситуацию, которая обеспечит более высокие шансы на успех - облегчит задачу сделать свои дела в унитаз.

Когда и как я должна учить своего сына мочиться стоя?

Сначала большинство детей лучше всего сажать на унитаз. Если мальчики будут сидеть на унитазе спиной к вам, им по­том легче будет учиться делать малые дела стоя, так как они научатся понимать разницу между двумя процессами - сту­лом и мочеиспусканием. Если ваш ребенок уже научился мочиться сидя на унитазе и если он уже достаточно подрос для того, чтобы делать это стоя (если же он еще мал ростом, может понадобиться широкая скамейка), используйте наглядный пример - попросите папу или брата показать ему, как это де­лается.

 

Я пыталась учить своего ребенка делать в унитаз большие дела, но она не хочет даже садиться на него. Плачет, слезает с унитаза и убегает из туалета. Как мне убедить ее?

Вообще, если программа не работает, этому могут быть опре­деленные причины. Вам следует подумать, нет лиих в вашем случае. Если вы уверены, что дочка готова учиться делать большие дела в туалете, проверьте еще раз:

1. Умеет ли она в других ситуациях сидеть не вставая 5 ми­нут?

2. Четко ли она понимает, для чего она сидит на унитазе?

 

Кроме того, важно ответить на вопрос, часто ли вы сталки­ваетесь с подобной реакцией на свои требования, отчего эти требования приходится снимать. Если это типичная реакция, старайтесь не замечать ее, не обращать внимания на такое по­ведение. При этом настаивайте, чтобы ребенок оставался си­деть на унитазе.

Попробуйте подойти к этой проблеме и с другой стороны. Спросите себя, вдруг она не хочет вашей награды. А может быть она испытывает вас - не наградите ли вы ее и так.

Не забывайте, что эта программа для нее - нечто совершен­но новое. Ее может изумлять тот факт, что вы уже больше про­сто не меняете ей подгузники. Сделайте для нее задачу как можно легче. Вы увидите, что ей часто будет нужна дополни­тельная поддержка и замедление темпа. Вам следует потребо­вать от ребенка даже меньше, чем предполагает первый шаг (сделать свои дела в унитаз), и поработать над вовлечением ее в решение вашей общей задачи - сделать так, чтобы она на­училась сидеть на унитазе.

Обдумав то, что происходило, и убедившись, что вы предъявляете ей такие требования, которые она может выпол­нить, будьте тверды и настаивайте, чтобы она делала то, что вы от нее хотите. Будьте готовы немедленно наградить ее. Ей не так уж сильно захочется убежать, если она будет знать, что она получит свое любимое угощение только в том случае, если будет сотрудничать с вами в ситуации, когда нужно сделать в туалете большие (или малые) дела.

 

ОТДОХНИ!

Глава 11

Игровые навыки

Однажды кто-то попросил Луи Армстронга дать определе­ние джазу. «Слушайте, - ответил тот, - если вы задаете такой вопрос, вам никогда этого не узнать».

 

Мы могли бы то же самое сказать об игре. Есть сотни определе­ний игры, но ваше будет самым точным. Ведь игра - это то, в чем мы все прекрасно разбираемся. Почему же вам все-таки нужно специально заниматься с ребенком игровыми навыками? Приве­дем две причины, которые могут ускользнуть от вашего внима­ния.

Во-первых, навыки, которые ребенок приобретает, осваивая новые приемы игры, могут пригодиться ему и в других ситуациях. Так, ребенок, который учится сидеть за столом и собирать го­ловоломки из пяти элементов, лучше подготовится к усвоению навыков, требующих умения сидеть, концентрировать внимание и выполнять указания. А ребенок, который учится самостоятельно играть в компьютерную игру,сможет впоследствии приобщиться к миру своей старшей сестры. Игра приносит детям не просто удовольствие. Игра - важный вид их деятельности.

Во-вторых, и ваши новые навыки, и ваша уверенность в себе - все, что вы приобретаете в процессе обучения ребенка, - найдут применение и в других областях. Это явится наиболее убедительным свидетельством того, что вы вполне справляетесь с ролью учи­тельницы на ваших домашних занятиях.

И, конечно, самое важное: когда вы учите своего ребенка играть, вы помогаете ему находить новые источники радости. Игра дает бесчисленные возможности для взаимодействия с другом, с другими членами семьи, возможность приобщиться к тому, что происходит вокруг. Это - тот вид занятий, когда ошибки воспринимаются не как провал, а как естественная часть игры.

Кроме того, игра - это всегда некий вызов и шанс достойно принять его. Овладение искусством игры помогает ребенку приобрести большую уверенность в себе и в собственной зна­чимости. Наконец, игра помогает заполнить свободное время. Если у ребенка есть подходящие игрушки, и он знает, как с ними играть, то он сможет заняться ими на досуге. Это хорошо для вас обоих!

Поскольку мы говорим о навыках (в данном случае - игро­вых), то для их формирования мы будем пользоваться ПОША­ГОВЫМ методом. С этим методом вы познакомились в первых семи главах. Итак, вы решили учить ребенка играть. Первым делом, вы выберете для работы один или два игровых навыка. Затем вы определите отдельные шаги (этапы овладения этими навыками) и тип поощрения (хотя вы уже делали это). Потом вы оборудуете сцену для занятий и, таким образом, будете го­товы начать учить. В процессе обучения вы будете наблюдать за прогрессом и, если дела пойдут плохо, преодолевать трудности.

Вот и все! В этой главе рассматриваются примеры исполь­зования ПОШАГОВОГО метода формирования игровых на­выков, даются некоторые дополнительные рекомендации. Наши примеры, главным образом, относятся к маленьким детям с особенностями развития и простым играм, но те же принципы применимы и к обучению более сложным играм детей постарше. Стоит только напомнить, что в любом случае вам потребуются материалы, соответствующие возрасту вашего ребенка, то есть игрушки, с которыми играют его свер­стники.

Итак, какой бы по счету ни была ваша попытка - первой или 51-ой, - если вы решили учить ребенка играть, пора начи­нать!


 

 
 
Джейсон и Мэри Бет Миссис Салливан смотрит в окно на Мэри Бет, ко­торая спокойно играет в песочнице со своим новым совком и ведерком. Поворачиваясь снова к своему компьютеру, миссис Салливан успевает заметить, что в калитку вошел Джейсон. Он кричит: - Эй, Мэри Бет, поиграешь со мной в мяч? Пой­дем проверим, сумеешь ли ты поймать его! Мэри Бет поднимает взгляд от песочницы как раз в тот момент, когда теннисный мячик отскакивает от ее плеча. Джейсон идет за ним через двор. -Он славный мальчик, - думает о своем племян­нике-подростке миссис Салливан. - Он знает, что Мэри Бет отстает в развитии, и всегда старается по­мочь ей. Если бы только он лучше разбирался в педа­гогике! А так он только усложняет ей задачу. Мэри Бет снова занялась совком и ведерком. Ка­жется, она не успела осознать появления своего гостя, вернувшегося с теннисной тренировки. - Что за день у меня сегодня был, Мэри Бет! Я пропустил мяч, наверное, миллион раз. Может, мне нужен мячик побольше, а? Мэри Бет бросает взгляд наДжейсона, по-прежне­му насыпая песок в ведерко. - Давай, попробуй поймать мяч! На сей раз бросок с другого конца песочницы был точнее: мяч ударился прямо о кисть Мэри Бет, когда та поднимала руку. - Уже лучше, Мэри Бет. Ты почти поймала его. Я вижу, у тебя новое ведерко. Эй, хочешь еще раз по­пробовать поймать мяч? Мэри Бет даже не взглянула на него.  


 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...