Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реакция на действия ребенка




Вот здесь мы опять вспоминаем о поощрении. К этому момен­ту, прочитав предыдущие главы, вы уже стали довольно хоро­шим специалистом по поощрению. Устроим небольшую про­верку основных сведений, касающихся этого предмета. Запол­ните пропуски словами, которые в соответствующих контек­стах приходят вам на память.

 

Для того чтобы создать у ребенка мотивацию, вам нужно при­бегнуть к (1) _____________.

(2) _____________ всего ребенок повторит те поступ­ки, которые поощряются.

Одним из типов поощрения является ваше живое (3) ________________, проявляющееся в улыбке, объятии и похвале.

Возможно, вам захочется прибегнуть к более осязаемому типу поощрения. Им может быть (4) ____________, например еда или питье.

Их следует давать (5) _____________ после того, как ребенок во время урока успешно выполнит задание или сделает удачную попытку.

К другому типу поощрения относятся (6) ___________, такие, как игра в мяч или прогулка.

«Бабушкин закон» гласит: 7) ________________ занятие может стать наградой за менее любимое.

Отметки в таблице, звездочки и монетки - примеры (8) воз­награждения с помощью _____________.

Жетоны можно зарабатывать каждый день и (9) ___________ их позже на вещи или занятия, которые любит ваш ребенок.


Нельзя ожидать от ребенка, что он сразу начнет выполнять все здание так как надо. Напротив, вы будете вознаграж­дать его за каждый маленький шаг, ведущий к цели, и эту процедуру мы называем (10) ___________ навыка.

Со временем, когда ребенок усвоит навык, вы сможете (11) _______________ от таких вознаграждений, как лакомства и любимые занятия, но забывать дарить ему свое (12) ___________ за успешное выполнение задания нельзя.

 

Ответы: (1) поощрению; (2) скорее; (3) внимание; (4) лакомство; (5) сразу; (6) любимые занятия; (7) любимое; (8) жетоны; (9) обменивать; (10) формированием; (11) отка­заться; (12) внимание.

 

Как научить ребенка играть самостоятельно

Наверное, вы уже говорите себе то, что другие родители выска­зали вслух: «Эти рассуждения, конечно, прекрасны, но я же не могу играть с ним целыми днями! Как мне научить его самому занимать себя - хотя бы ненадолго?» Вопрос хороший! Давайте обсудим две стратегии, которые помогают научить ребенка иг­рать самостоятельно: 1) замечать и одобрять его самостоятель­ную деятельность и 2) отучать его от вашего постоянного при­сутствия и внимания.

Одобрение самостоятельной деятельности. Мы склон­ны «оставлять ребенка в покое, когда он играет один». То есть, мы обычно стараемся не «спугнуть» его, боясь, что наше внима­ние может положить конец тому занятию, которое он иниции­ровал сам. Это значит, что мы, понимающие всю эффектив­ность поощрений на уроке, легко забываем, что те же самые поощрения оказывают не меньший эффект, если их использо­вать по отношению к спонтанной игре ребенка. Одобрение или похвала, высказанные в его адрес сегодня, хоть немного, но по­высят вероятность того, что завтра он опять попытается играть сам.

 

 
 
Выражение одобрения Миссис Чу только присела выпить чашечку кофе, как тут же замерла от удивления: Джейнис взяла журнал и стала рассматривать картинки. Раньше миссис Чу старалась не прерывать ее занятий в те редкие момен­ты, когда она что-то делала сама, но теперь она уже научилась ценить силу похвалы. - Джейнис, ты умница. Ты смотришь картинки. Джейнис поднимает голову, улыбается и тут же возвращается к своему журналу.

 

 


Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы.

Играя, ребенок самое большее удовольствие получает от того факта, что с ним всегда вы, ваше внимание и поощрение. Для многих детей (особенно сначала) самое интересное при этом не игрушка, но постоянное внимание «педагога». Если вы хотите научить своего ребенка игре независимой, вам придется постепе­нно начать лишать его своего внимания.

Когда он начнет чем-то заниматься сам, отойдите от него немного. Можно даже сидеть рядом, но «читать» журнал, отрыва­ясь от него не чаще, чем нужно, чтобы чуть-чуть ободрить его. Чем дольше он будет сосредотачиваться на своем занятии, тем дальше и на более продолжительный срок удаляйтесь от него. Придет время, когда вы сможете привлекать его к какой-то игре, уходить из комнаты и через несколько минут возвращаться, что­бы похвалить его и, может быть, даже наградить чем-то вкусным.

Но что делать, если ребенок бросит свою игру, захочет пой­ти с вами или начнет вести себя плохо, как только вы покинете его? Вы можете отчитать его или побудить пойти назад, но эти меры только поощрят такое его поведение, и в следующий раз вероятность того, что он опять пойдет за вами, будет еще выше. Тот факт, что ребенок повел себя нежелательным образом, наво­дит на мысль, что либо вы не достаточно хорошо структурирова­ли задание, либо слишком быстро удалились. Попробуйте еще раз. Немного упростите ему задачу и объясните снова, что ему нужно закончить свое задание и тогда вы на него посмотрите. Скажите это спокойным тоном, чтобы его следование за вами и ваше объяснение правил не стали для него своего рода игрой, которой вы его вознаграждаете. Несколько таких мер с вашей стороны, и ребенок начнет слушаться.

 

 
 
Отучение от постоянного присутствия и внимания мамы Майкл и его мама прошли длинный путь! Сначала они занимались всего лишь подбором одной карточки с изображенным на ней яблоком к другой такой же. Затем были деревья и птицы. Довольно скоро поощ­ряемый маминой похвалой Майкл научился подби­рать друг к другу целую стопку карточек. Недавно мама перестала давать ему в руку каждую карточку. А еще через некоторое время стала немного отходить от него, хваля его усилия не чаще, чем нуж­но. А сейчас она лишь побуждает его начать это заня­тие и уходит из комнаты - Майкл слишком занят, чтобы заметить это!

 


Наблюдение за прогрессом и преодоление трудностей

Перечень шагов (стр. 157), которые ребенок должен сделать, чтобы усвоить выбранный навык, послужит вам средством из­мерения прогресса. Можно записывать даты, когда ребенок ов­ладевает тем или иным шагом. Можно вести дневник, делая в нем заметки о прошедших уроках, и следить за вехами на пути к усвоению этого навыка. Что бы вы ни делали, записывайте его - и ваши - успехи.

Дойдя до этого места, вы, может быть, захотите еще раз про­смотреть главу 7 и вспомнить наши соображения по поводу того, что нужно делать, когда учебный процесс идет хорошо... и когда этого не происходит.

 

Примеры занятий

Родители говорят, что разбор конкретных примеров помогает лучше понять, что нужно делать на уроке. Поэтому мы включи­ли два кратких отчета об уроках, на которых использовались теперь уже знакомые вам принципы.

Сначала мы вернемся к Джейсону и Мэри Бет и посмот­рим, как Джейсон сумел подойти к обучению своей юной кузи­ны, взяв на вооружение изложенные в этой книге принципы.

 
 

 

 


Какими бы мы увидели Джейсона и Мэри Бет, если бы вер­нулись к ним еще через месяц? Может быть, они бросали бы мяч друг другу, может быть, забрасывали бы его в корзину для бумаг или катали бы его, стараясь попасть в цель, а может быть, мы увидели бы, что продвинулись они совсем немного. Мы не можем сказать, с какой скоростью Мэри Бет будет учиться, но мы знаем наверняка, что сейчас она учится.

 
 
Пошаговый принцип организации занятий Итак, в путь. Миссис Уоткинс решила научить своего 6-летнего сына Дэрила, мальчика с задержкой интеллектуального развития, играть с простыми иг­рушками. Сам он не слишком преуспел в этом деле, и миссис Уоткинс подумала, что в данном случае по­лезнее будут регулярные занятия. Выбор навыка. Она начала с головоломки. Она знала, что Дэрилу нравится это занятие и он может установить элемент головоломки, если она, миссис Уоткинс, помогает ему от начала до конца. Кроме то­го, в индивидуальной программе Дэрила в детском саду есть обучение навыкам тонкой моторики, так что она и педагог смогут работать над аналогичными задачами. Миссис Уоткинс понимает также, что если Дэрил научится собирать головоломки, у него появится занятие, за которым он сможет проводить время сам. Все это убеждает ее в том, что стоит заняться именно головоломкой. Определение шагов. Она достала головоломку, состоящую из четырех элементов, и записала шаги, которыми они будут продвигаться к цели. (Первый - вынуть один элемент и вместе с Дэрилом положить его на место...) Поощрение. Да, конечно, ей придется в качестве вознаграждения воспользоваться лакомством, по крайней мере, в первое время, и миссис Уоткинс бу­дет держать наготове шарики сухого завтрака, кото­рые Дэрил любит больше всего. Оборудование сцены. Пора начинать. Миссис Уоткинс внимательно осматривает кухню. Именно ее она решила использовать в качестве «классной ком­наты». - Собаку придется удалить, - думает она, - то, что на столе: счета, салфетки, солонку - тоже нужно уб­рать. Что ж, теперь все готово. О-ох, забыла отодви­нуть таймер. Дэрил очень любит слушать его звонок, и если оставить его на столе, он будет только отвле­кать. Дэрил сможет поиграть с ним после занятий. Она кладет на чистый стол головоломку, а немно­го поодаль ставит чашку с шариками сухого завтрака (чтобы Дэрил не набросился на них, как только вой­дет в кухню). Процесс обучения. Вот теперь все готово, и мис­сис Уоткинс сообщает домашним, что ближайшие 15 минут они с Дэрилом проведут на кухне, и просит не беспокоить их. Дэрил сидит в гостиной на «своем» стуле, крутя в пальцах ложку. - Дэрил, пойдем, соберем головоломку. Беря его за руку, она незаметно опускает ложку в карман. Когда они вошли в кухню и приблизились к сто­лу, миссис Уоткинс отпустила руку Дэрила, подошла к его стулу и жестом пригласила его сесть.  

 


- Дэрил, сядь сюда! Закрыв дверь, миссис Уоткинс взяла Дэрила за ру­ку и подвела его к стулу. - Молодец, Дэрил, ты сел, - похвалила она его и дала один шарик. Миссис Уоткинс положила перед Дэрилом голо­воломку и вынула почти до конца один из ее элемен­тов. - Дэрил, вложи его сюда! - она взяла его руку и помогла поставить этот элемент на место. - Хорошо, Дэрил! Еще один шарик. Они проделали один и тот же шаг четыре раза подряд, и каждый последующий раз она помогала ему чуть меньше предыдущего. Когда они дошли до четвертого раза, ей даже не пришлось дотрагиваться до его руки, чтобы направить ее. Он сам протянул руку к элементу и втолкнул его. Все это время миссис Уоткинс брала один и тот же элемент, давала его Дэрилу и говорила: «Вложи его!» Первое время ему нужно было немного помочь, но потом он уже смог сам класть его и зарабатывать шарик сухого завтрака и... мамину ласку. Следующий шаг программы - вынимать два эле­мента головоломки, затем по одному давать их Дэри­лу со словами: «Вложи его!» Дэрил берет первый эле­мент головоломки, нацеливается на нее и... промахи­вается. Его побег из-за стола столь стремителен, что стул опрокидывается. Наблюдение за прогрессом и преодоление труд­ностей. Такое случилось впервые, и миссис Уот­кинс понимает, что все дело в постигшей Дэрила не­удаче. Твердо, но спокойно она возвращает его за стол. Когда он садится, миссис Уоткинс предлагает ему вновь сделать первый шаг (она почти полностью вынимает элемент головоломки из его «гнезда» и по­могает Дэрилу вложить его на место). - Молодец, Дэрил, ты вложил его в головоломку. Она дает Дэрилу еще один шарик, крепко обнимает его и, отодвинув головоломку, пододвигает к нему таймер. - На сегодня хватит! Глядя на Дэрила, играющего с таймером, миссис Уоткинс с гордостью говорит: - Знаешь, Дэрил, мы оба просто молодцы!  

 


В приложении Г вы найдете наши предложения по составле­нию некоторых программ обучения. Там есть разделы «Навы­ки, необходимые, чтобы играть одному» и «Навыки, необходимые, чтобы играть с другими».

 

Глава 12

Независимость.

Навыки ухода за собой

 

Как и большинство родителей детей с особенностями развития, вы, вероятно, с беспокойством думаете о будущем своего ребенка. Эта обеспокоенность усиливается обычно, когда ребенок достига­ет переходного возраста. «Где она будет через 10 лет, а где - через 25?» «Найдется ли для него место в обществе?» «Что с ним случит­ся, когда нас не будет рядом?»

Это трудные вопросы, и просто так на них не ответишь. Одна­ко не думать об этом нельзя, как нельзя рассчитывать на то, что в дальнейшем все как-нибудь само образуется. Ответственность за планирование будущего и подготовку к нему лежит, главным об­разом, на вас.

Что можно в этом смысле начать делать уже сейчас? Учить ребенка быть более самостоятельным. Если вы внимательно про­анализируете его обычный день, вы, вероятно, обнаружите, что ваше непосредственное участие распространяется на очень боль­шую его часть. Значит, одной из ваших целей должно стать обу­чение ребенка умению самостоятельно справляться с некоторы­ми повседневными делами. Мы выбрали для рассмотрения на­выки, относящиеся к трем областям. Одна из них — навыки ухода за собой — обсуждается в данной главе. Главы 13 и 14 посвящены, соответственно, уходу за домом и умению оперировать информа­цией.

К навыкам ухода за собой относятся навыки, необходимые для того, чтобы одеться и раздеться, привести себя в порядок и оказать себе первую медицинскую помощь. Умея делать это, можно хорошо начать новый день и хорошо выглядеть на публике. Рассуждая об этих вещах, мы предполагаем, что ваш ребенок уже овладел большинством из «базовых» навыков, представленных в главе 9, то есть, что он умеет надевать штаны, рубашку, носки и ботинки, умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки, мыть руки и лицо, однако ему еще нужно учиться применять свои навыки на практике — в нужное время и в контексте других обычных занятий. Другими словами, мы исходим из того, что ребенок уже умеет выполнять действия, из которых состоят навыки ухода за собой. В этой главе акцент делается на обучении умению принимать решения относительно этих, уже усвоенных навыков: когда применить тот или иной из них, что для этого понадобится и когда соответствующую задачу можно считать выполненной. К примеру, даже если ваш ребенок способен сам надеть свитер (действия), он все еще может нуждаться в вашей помощи, чтобы определить, достаточно ли холодно для того, чтобы надеть свитер, выбрать свитер, подхо­дящий к брюкам, и убедиться, что он одет правильно (решения).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...