Часто кажется, что ребенок не справляется с заданием, тогда как в действительности, он просто не уверен, что делает то, что от него хотят. Его запутали инструкции. Вы знаете, чего вы от него хотите; вы просто не смогли это ему объяснить достаточно понятно.
Мы уже рассказывали о трех способах инструктирования ребенка: скажите ему, покажите ему и проведите его. Давайте вкратце повторим их.
Скажите ему. Наиболее эффективными словесные указания бывают в тех случаях, когда они:
1. Начинаются с произнесения имени ребенка.
2. Коротки.
3. Включают в себя только те слова, которые ребенок понимает.
4. Произносятся четко и твердо.
Раз составив словесное указание к выполнению какого-нибудь задания, не меняйте его. Если ребенок сразу не реагирует на ваше указание, повторите его. Не прибавляйте к нему никаких «вспомогательных» фраз в надежде, что они лучше донесут до ребенка то, что вы хотите. Они не помогут. Чаще всего такие фразы больше отвлекают, чем направляют.
Не делайте так:
«Ладно, держись крепче, чтобы не упасть, и подними ногу вот сюда!»
Делайте так:
«Джейсон, поставь ногу на, педаль!»
«Ты видишь, здесь много картинок, верно? Где картинка, похожая на эту?»
«Кэролайн, найди картинку, похожую
на эту!»
Может получиться, что одно, даже самое короткое, простое и ясное словесное указание не даст вашему ребенку достаточной информации для того, чтобы выполнить задание правильно. Возможно, ему не до конца ясно, чего на самом деле вы от него хотите, и для того, чтобы он смог понять это, потребуется дополнительная помощь. Вы сможете помочь ему, если покажите, что вы имеете в виду, и если проведете его через все задание.
Покажите ему. Покажите ребенку, что ему нужно сделать, путем демонстрации навыка. Привлеките к себе его внимание и медленно, очень выразительно продемонстрируйте, как выполняется задание, так, чтобы он смог легко повторить за вами ваши действия.
Можно также подсказывать ему жестами - говорить руками. Продемонстрируйте ему движение, показывая, как вы садитесь, покажите, куда нужно поставить элемент головоломки, и т.п. Здесь также ваши движения должны быть очень выразительными.
Проведите его. Когда словесного объяснения и демонстрации оказывается недостаточно, положите свою руку на его кисть, предплечье, если надо, ногу и физически помогите сделать то, что нужно. Помогите ему взять кубик, размахнуться битой, нажать на педаль. Когда он освоит соответствующий вид деятельности, откажитесь от физической помощи.
Помните: Заканчивать урок нужно в момент, когда ребенок добивается успеха. При необходимости вернитесь в самом конце урока к более легкому шагу.
Формирование навыка
- Сэл, надень кольцо на стержень!
Миссис Верелла положила перед своим 4-летним сыном рядом с основанием пирамидки всего одно кольцо, самое большое. В последние несколько дней у него стало неплохо получаться, почти без физической помощи. Теперь, после того, как один раз она слегка помогла ему физически, она решила, что ему пора попробовать выполнить заданное действие с одной лишь подсказкой.
Показывая на кольцо, она сказала:
- Сэл, сделай это. Надень кольцо на стержень!
Сэл протянул руку к кольцу, неловко повертел его и уронил на пол.
Миссис Верелла отломила от шоколадного печенья кусочек, но пока не давала его Сэлу, так как знала, что он способен выполнить ее задание лучше.
Она взяла кольцо и снова положила его перед стержнем.
- Сэл, надень кольцо на стержень!
Сэл посмотрел на кольцо, потом на свое любимое печенье. Он схватил кольцо, поднял его обеими руками и широко улыбнулся маме.
- Вот это хорошо, Сэл, - сказала она, видя, что на сей раз он занял лучшую исходную позицию, - а теперь надень кольцо на стержень!
Она легонько постучала пальцем по верхушке стержня. Но пока никакого печенья.
- Ай да мальчик! Как хорошо ты его несешь! - с чувством сказала она, когда его пальчики поднесли кольцо к верхушке стержня. И почти за мгновение до того, как кольцо заскользило вниз, кусочек печенья оказался у Сэла во рту.