Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принятие решений относительно применения усвоенных навыков




Даже если ваш ребенок уже усвоил большинство (или даже все) основные навыки самообслуживания и теперь умеет оде­ваться и опрятно выглядеть, он все еще может рассчитывать, что вы укажете ему, что он должен сделать. Только вы подадите ему сигнал, когда, к примеру, нужно начать выполнять опре­деленное действие... или заканчивать его и начинать другое. Только вы, возможно, можете решить, подходит ли клетчатая рубашка (которую он умеет надевать) к полосатым брюкам (ко­торые он тоже умеет надевать)?

В этой части главы рассказывается о том, что вам нужно делать, чтобы повысить качество демонстрируемого ребенком умения ухаживать за собой. Наша задача — научить ребенка принимать решения, а для этого ему необходимо научиться за­давать себе четыре вопроса и самому отвечать на них. Вопросы таковы:


1. Когда мне нужно применить этот навык?

2. Какие материалы мне для этого понадобятся?

3. Какой шаг нужно сделать сначала и какой потом!

4. Когда можно будет считать, что работа закончена и закончена хорошо?

Недавно один знакомый папа рассказывал, как он гордит­ся своей дочкой, которая научилась выполнять все действия, составляющие умение надевать свитер. («Наконец, она научи­лась это делать».) Когда мы попросили его внимательнее про­анализировать то, что делает его дочь, он скоро понял, что «вы­полнение действий, составляющих умение» не означаетещесамостоятельного владения соответствующим умением.

— Мне приходится напоминать ей, когда нужно надеть свитер. (Когда мне нужно применить этот навык?)

— Я помогаю ей выбрать свитер, который подошел бы к остальным предметам ее одежды. (Какие материалы мне для этого понадобятся?)

— Если я разложу для нее свитер так, чтобы она смогла начать, она сумеет лучше сделать это. (Какой шаг нужно сделать сначала и какой потом?)

— Мне приходится проверять, все ли она сделала пра­вильно. Она забывает поправить свитер сзади. (Когда можно будет считать, что работа закончена и закончена хорошо?)

Хотя его дочь более или менее разбирается в том, как наде­вать свитер, владеет она этим умением еще недостаточно са­мостоятельно. Ей пока требуется слишком много папиных ука­заний. Если папа хочет, чтобы она научилась самостоятельно владеть этим и другими умениями, ему необходимо сделать две вещи: 1) немного отстраниться от того, что происходит — све­сти к минимуму свои подсказки; и 2) заменить ответы (как разрешить проблемы, возникающие у дочки) вопросами о том, как она будет выполнять действия, за которые нужно взяться.

Первый пункт достаточно очевиден. Если родители собира­ются всегда быть рядом с ребенком и помогать ему, они никогда не узнают, что он сможет сделать сам. И хотя поначалу это бу­дет трудно, отказывать ребенку в помощи, кроме самой необхо­димой, безусловно нужно.

Второй пункт, возможно, станет понятным не сразу, но именно он поясняет, каким должен быть самый эффективный путь повышения степени самостоятельности ребенка. Подумайте о той помощи, которую вы оказываете ребенку, разрешая его проблемы. Реальная же проблема в большинстве случаев состоит в том, что ребенок не знает, какие вопросы задать. Если бы он мог точно выбрать вопросы, найти ответы было бы не очень трудно.

Поэтому наша задача заключается в том, чтобы научить вас помогать ребенку по-другому. И если вы, как инструктор, сумеете стать чуть-чуть иной, у вас появятся шансы научить ребенка большей самостоятельности. Секрет достижения эффекта - меньше отвечать и больше спрашивать.

 
 
Задаем вопросы Мама: «Собираешься на танцы? Что нужно сделать в первую очередь?» Кэти: «Принять душ, почистить ногти Мама: «Что еще?» Кэти: «Ах, да, причесаться.» Мама: «Так. Аволосы у тебя чистые?» Кэти: «Не очень. Я помою голову». Мама: «(На минутку замолкает, думая о материа­лах) Что тебе для этого понадобится?» Кэти: «Шампунь, полотенце и... фен». Немного позже Мама: «Ты совсем готова?» Кэти: «Да». Мама: «Посмотрись в зеркало. Как ты выглядишь?» Кэти: «Лицо чистое и волосы причесаны». Мама: «Что еще? А как ногти?» Кэти: «С ними все в порядке». Мама: «Прекрасно! Ты выглядишь просто замечательно!»  

 

 


Обратите внимание: мама не говорит и не показывает Кэти, что делать, она только задает вопросы. И скоро Кэти научится сама задавать себе вопросы. Это будет означать,что она встала на верный путь — путь к самостоятельности.

Рассмотрим подробнее каждый из четырех главных вопро­сов, касающихся умения принимать решения относительно применения усвоенных навыков.

Когда мне нужно применить этот навык?

Ребенок может не знать или забыть, когда нужно применить тот или иной навык. Правда, вероятно, рядом бываете вы, и вы напомните ему. Как мы уже говорили, вам важно учиться оста­ваться с ребенком все меньше и меньше, а ему важно учиться самому отвечать на вопросы, которые направляли бы его дей­ствия.

Сначала вам будет нелегко оставаться в стороне, особенно если вы привыкли вмешиваться и направлять своего ребенка советом или напоминанием. Но отныне вы станете спрашивать себя, так ли уж необходимы ваши указания. Прежде чем вме­шаться, подождите и посмотрите, что произойдет. Может быть, он сам сумеет разобраться, что нужно делать. Если по про­шествии некоторого времени он не вспомнит, что надо сделать то-то и то-то, предложите свою помощь, но не в форме ответов, а в форме наводящих вопросов.

Примечание: Задавая ребенку вопросы, помогайте ему са­мому находить решение, что нужно делать.

Джози, Ройс и Джун научились действовать более самостоя­тельно, потому что их родители научились задавать наводя­щие вопросы.

 
 
Наводящие вопросы Проливной дождь! Джози собирается уходить из школы. Миссис Хилл медлит и не спешит напомнить, как обычно: «Джози, надень плащ!» Вместо этого, она говорит: «Джози, на улице дождь. Что нужно надеть?» Пройдет немного времени, и ей достаточно будет просто спросить: «Джози, что там на улице?» — и Джози в состоянии будет дать собственный ответ, ко­торый позволит ей решить, что надеть. Ройс готова сесть за обеденный стол с грязными руками.Прежде чем в миллионный раз сказать ей: «Ройс, вымой руки перед едой!» — папа просто по­смотрел на ее руки и спросил: — Ройс, ты уже готова обедать? Джун оделась, чтобы идти в церковь. Перед самым выходом мама быстро взглянула на нее и обнаружи­ла у нее на лице грязную полоску. Удержавшись от слов: «Пойди умой лицо!», которые готовы были слететь с языка, она спросила: — Джун, ты посмотрелась в зеркало?


Со временем родители этих девушек — и вы — станете отка­зываться от столь конкретных вопросов. При случае можно бу­дет задать более общий вопрос типа: «О чем ты должен себя спросить, Билли?» Ребенок же при этом будет учиться зада­вать конкретные вопросы себе, то есть начнет сам руководить своими действиями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...