Разработка цепочки повседневных дел
Навыки, которые вы записали под заголовком «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ ПОВСЕДНЕВНЫХ ДЕЛ», ребенок в основном усвоил и может применять без вашей помощи, однако он еще должен научиться применять их в определенном порядке без вмешательства со стороны. Под цепочкой мы понимаем применение более чем одного навыка в должном порядке. Сравнение обучения ребенка умению выполнять определенную последовательность действий с созданием цепочки мы считаем правомерным. У ребенка есть много отдельных звеньев, и он просто должен научиться соединять их в правильном порядке. Критическими точками любой цепи являются точки соединения звеньев. В нашем случае это, моменты, когда, скажем, закончена чистка зубов и должна начаться уборка постели, когда уборка постели закончена и нужно начать обуваться. Именно в эти моменты смены деятельности чаще всего требуетесь вы: напомнить, намекнуть, направить, подтолкнуть или помочь. Часто дети, закончив очень хорошо одно дело, начинают просто отвлекаться — листать журнал, дремать и т.п., — даже если они «знают», что нужно сделать дальше, и с готовностью сделают это после вашего напоминания. Главное, чему вы теперь будете учить своего ребенка, — это умение пользоваться моментом окончания одного дела как подсказкой или сигналом, что пора начинать другое. Вы будете учить его спрашивать себя: «Что дальше?» Лучше дать ему возможность самому найти ответ, чем отвечать. «Что дальше?» — это простое напоминание, которым ребенок сможет воспользоваться сам.
Подобно маме Куинси, вам тоже нужно будет поначалу задавать вопрос: «Что дальше?» — давая тем самым ребенку сигнал или подсказку. Когда этот вопрос задаст он сам, ответ для него уже будет очевиден. Один из способов, позволяющих снабдить ребенка подсказками, состоит в создании определенной цепи повседневных дел, связанных с уходом за собой, и в приучении его выполнять их всегда в одном и том же порядке, по меньшей мере до тех пор, пока эта последовательность не будет усвоена им достаточно надежно. Вскоре окончание одного дела станет сигналом к началу следующего. Еще одной хорошей подсказкой может стать таблица, иллюстрирующая эту последовательность действий рисунками или словами. Повесьте такую таблицу на стену там, где ребенок выполняет соответствующие действия, и после выполнения каждой задачи, отмечайте этот факт вместе с ним. Постепенно начните уменьшать свое участие в этом процессе, призывая его самого делать отметки в таблице по окончании каждого мероприятия. Картинка или слово, обозначающие следующий вид деятельности, послужат ему сигналом, и ваше напоминание уже не потребуется. Спустя некоторое время ему уже не нужно будет так часто заглядывать в таблицу. Сама его деятельность станет источником сигналов, указывающих «что дальше».
Таблицы О таблицах мы несколько раз уже говорили. Попробуем теперь внимательнее присмотреться к ним и понять, как можно их использовать для того, чтобы направить и поощрить деятельность ребенка. 1. Привлеките ребенка к составлению таблицы. Побудите его спросить и самого же ответить, как будет использоваться таблица. Пусть он поможет вам составить таблицу и повесить ее.
2. Стремитесь делать таблицу простой. Самая лучшая таблица — простая, такая, которой легко следовать. Возможно, вам захочется сделать ее более наглядной с помощью ярких красок и картинок, однако, нам кажется, что не стоит стремиться к созданию «произведения искусства» и тратить на него слишком много времени. У вас может появиться потребностьчто-то изменить в ней и сделать новую, когда первая будет заполнена отметками. 3. Держите ее на виду. Поместите таблицу вблизи того места, где ребенок будет пользоваться своими навыками, и так, чтобы он мог до нее достать. Таблица вряд ли принесет вам пользу, если ее держать в закрытом шкафу или ящике. Излюбленным местом часто становится дверца холодильника. 4. Неизменно интересуйтесь ею. Таблица только тогда будет что-то значить для ребенка, когда она представляется важной вам. Некоторые родители после первых вспышек энтузиазма теряют к ней интерес. Со временем таблица вполне сможет заменить ваши напоминания, но заменить ваш интерес не сможет никогда. Теперь мы приведем пример цепочки утренних действий, составленной для одного ребенка, а также таблицы, которая использовалась в период обучения умению отвечать на вопрос: «Что дальше?» 1. Мою лицо и руки. 2. Чищу зубы. 3. Расчесываю волосы. 4. Одеваюсь. 5. Обуваюсь. 6. Застилаю постель.
Со временем Джеф научится сам делать отметки в таблице. А там, может быть, он уже станет пользоваться небольшой карманной таблицей со словами вместо картинок. Но, как всегда, заполненная отметками таблица будет означать, что скоро его усилия будут вознаграждены, а какое это будет вознаграждение, решено заранее Джефом и его родителями. Конечно, когда-нибудь он перестанет нуждаться и в таблице, и в наградах за исполнение полагающихся по утрам обязанностей.
А теперь задумайтесь на минутку о навыках вашего ребенка, которые вы раньше поместили в графу «РАЗРАБОТАТЬ ЦЕПОЧКУ КОНКРЕТНЫХ ДЕЙСВИЙ». Сумеете ли вы правильно воспользоваться вопросами («Что дальше?») и составить таблицы, способные помочь ребенку более плавно переходить от одного дела к другому? Последние замечания Мы сознаем, что в этой главе наши советы относительно процесса обучения не были такими конкретными, как в четырех предыдущих главах. Здесь вам предстоит самим приложить описанную стратегию к вашим конкретным ситуациям. Мы также отдаем себе отчет в том, что все это легче рассказать, чем сделать. Ожидать от своего ребенка большего — значит больше рисковать, и принять правильное решение всегда очень трудно. Часто создать мотивацию для подростка с особенностями развития бывает очень нелегко, и нередко после первого неудачного дня возникает соблазн бросить эту новую стратегию. Если вы станете меньше помогать, то в первое время на выполнение того же задания у вас будет уходить больше времени, ведь вам придется внимательно наблюдать за действиями ребенка, ждать, пока он закончит, и мириться с не самым хорошим качеством исполнения. И все же, мы думаем, вы согласитесь, что сделать ребенка более самостоятельным важно и на это не жаль даже больших усилий. Не всегда все будет идти гладко или так, как описано в книге. Но если вы будете постоянно следовать описанной здесь общей стратегии, вы, весьма вероятно, с гордостью заметите, что ваш ребенок все более и более самостоятельно справляется с уходом за собой. Глава 13
Независимость.
Навыки ухода за домом
В данной главе представлена стратегия развития самостоятельности ребенка в делах, связанных с уходом за домом. Эта стратегия аналогична той, которая описана в предыдущей главе (навыки ухода за собой), за исключением некоторых существенных моментов. Они-то и будут в центре нашего внимания. Но сначала давайте ненадолго вернемся к Джиму и Элисон, с которыми мы познакомились в двенадцатой главе. Они напомнят нам, как много проблем, связанных с домашним хозяйством, может возникнуть в течение одного часа.
Джим, Элисон и Джил опередили нас, продемонстрировав владение всеми типами навыков, которые должны стать предметом рассмотрения в данной главе. Вернитесь к ним и подумайте, сколько всего нужно уметь, чтобы приготовить обед, организовать уборку гостиной, отрегулировать температуру и освещенность в доме, решить непредвиденную задачу, связанную с перегоревшими пробками. Дай мы им время (и немного больше розеток), они могли бы постирать накопившееся за неделю белье и тем самым продемонстрировали бы еще один навык, который тоже относится к уходу за домом. Но молодые люди, которые, как мы видели, умеют поддерживать в доме порядок, постигли эту премудрость не по мановению волшебной палочки; им потребовались серьезные, тщательно продуманные занятия и большая практика.
Многие домашние дела, о которых мы будем говорить в настоящей главе, ваш ребенок, возможно, никогда еще не пробовал делать, а некоторые он сделать не в состоянии. Мы часто невольно думаем об уходе за домом и поддержании порядка в нем как о делах, которые по соображениям безопасности или удобства должны оставаться под нашим контролем. Однако, ограждать детей и подростков с особенностями развития от домашних хлопот, по большому счету, не всегда в их интересах.
Оценка Прежде чем начать заниматься, вам нужно точно так же, как в предыдущей главе, оценить степень самостоятельности ребенка и вашу роль в том, что он пытается делать, будь то помощь или руководство.
При этом мы советовали бы вам работать над этой главой так же, как над предыдущей: 1) просмотреть до конца всю главу, чтобы ознакомиться с ее основными положениями; 2) заполнить таблицу «Оценка состояния навыков ухода за домом» (стр. 101-104) прочитать главу внимательно.
Производя оценку состояния навыков ухода за домом, вы выясните как степень владения ребенка этими навыками, так и необходимость в мотивации. В таблице фигурируют три степени владения навыками: 1) ребенок не усвоил основные шаги; 2) ребенок усвоил основные шаги, но ему необходима помощь в принятии решений относительно применения навыка; 3) ребенок может хорошо, полностью и совершенно самостоятельно выполнить все, что нужно. Сделайте отметки в тех колонках, которые наилучшим образом характеризуют степень владения соответствующими навыками. Что касается мотивации, то тут могут быть два варианта: 1) ребенок нуждается в мотивации, то есть, не применяет свой навык на практике без напоминания (колонка «Проблема»), и 2) не нуждается в мотивации, то есть пользуется соответствующим навыком регулярно и без напоминания (колонка «Не проблема»). Отметки в этих двух колонках делаются в том случае, если качество выполнения работы соответствует второму или третьему уровням мастерства. После того как вы определите степень владения ребенком всеми представленными в таблице навыками, перейдите к форме «Навыки ухода за домом, выбранные для отработки» (помещенной ниже). С ее помощью вы выделите три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных к первой степени владения, и запишите их под заголовком ОБУЧИТЬ ОСНОВНЫМ ШАГАМ. Далее выберете три (или столько, сколько сочтете нужным) навыка, отнесенных ко второй степени владения, и запишите их под заголовком НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ. Затем из колонок 2 и 3 раздела «Степень владения» выберете несколько связанных друг с другом навыков и запишите их под заголовком РАЗРАБОТКА ЦЕПОЧКИ ПОВСЕДНЕВНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДЕЛ. Наконец, из навыков, отнесенных в колонку «Проблема» раздела «Мотивация», выберете три и запишите их под заголовком ПОТРЕБНОСТЬ В МОТИВАЦИИ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|