Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие материалы мне понадобятся?




Когда ребенок поймет, что и когда ему нужно сделать, ему при­дется выбрать необходимые материалы. Для того чтобы при­менить на практике некоторые из усвоенных навыков, требу­ются вполне определенные материалы. Так, для умывания ну­жны мыло, губка и полотенце, и найти их должно быть легко. В других случаях принять правильное решение бывает труднее. Например, ребенок может понять, что ему нужно тепло одеться, так как на улице холодно. И здесь он может столкнуться с мно­жеством проблем. Какую одежду можно считать теплой? Ка­кие вещи подойдут друг к другу? Одеться ли в повседневную одежду или в более нарядную?


Для того чтобы приучить ребенка думать о таких вещах, нач­ните комментировать его действия. У вас должно войти в при­вычку делать замечания типа:

— Ты думаешь, эта рубашка достаточно чистая?

— Этот свитер очень хорошо сюда подходит.

— Куда мы кладем пасту после того, как почистим зубы?

А теперь мы рассмотрим игру, придуманную специально для того, чтобы научить ребенка планировать свои действия и предвидеть, что ему понадобится.

Игра в моделирование ситуаций. В эту игру можно иг­рать в любой свободный момент: во время поездки на машине, в ожидании ужина и т.п. Смысл ее состоит в придумывании случающихся время от времени ситуаций и в решении вопроса о том, какие материалы в каждом конкретном случае могут по­надобиться. Мы приведем примеры вопросов, которые помо­гут лучше понять, что мы имеем в виду. Сами вы, разумеется, будете выбирать ситуации, которые актуальны для вашей се­мьи и вашего ребенка.

- Сейчас идет дождь; что бы ты надел?

- Что тебе понадобится, чтобы пришить к рубашке пуговицу?

- Что мы берем, когда отправляемся на пляж?

- Что ты сделаешь, если слегка порежешь палец?

- Что из туалетных принадлежностей ты положишь в сумку, если ты отправляешься в поездку с ночевкой?

Помните, когда ребенку нужно выбрать материалы, необхо­димые для выполнения тех или иных действий по уходу за со­бой, вам не следует больше становиться мамой или папой, кото­рые сделают это за него. Станьте мамой или папой, которые задают вопросы. Если ваши вопросы будут правильными, ребенок скоро привыкнет готовить нужные ему материалы самостоятельно.

 

Какой шаг нужно сделать сначала, и какой — потом?

Ребенок может недостаточно твердо знать, с чего надо начать выполнение уже усвоенной последовательности действий и ка­кой шаг нужно сделать потом. Ребенка, знающего, когда следует применить свой навык, и способного выбрать необходимые ма­териалы, все же вряд ли можно считать самостоятельным, если первые шаги помогаете ему делать вы.

Мы имеем в виду ситуации, когда вы, к примеру:

· вынимаете для ребенка свитер и кладетеего на кровать;

· ослабляете шнурки на ботинках, чтобы ему легче было обуть их;

· вдеваете за него нитку в иголку;

· вынимаете из бритвы старое лезвие и вставляете новое;

· кладете ему витаминку на тарелку;

· включаете воду, чтобы он принял ванну или душ.

Когда ваш ребенок только осваивал соответствующие навы­ки, такие ваши действия могли ему помочь, но теперь они толь­ко мешают. Первый шаг, который должны сделать вы, — осоз­нать момент, когда вы ему помогаете. Затем вы начнете учиться отказываться от своей помощи.

Отчасти вам и здесь помогут вопросы. К примеру, когда ваш ребенок вынимает из шкафа ботинки, можно спросить его: «Что нужно сделать, прежде чем надеть их?» Или, в случае необходи­мости заменить лезвие, можно спросить: «Ты думаешь, это лез­вие еще достаточно острое?»

Тем не менее, во многих других ситуациях одних вопросов бывает недостаточно. Вам придется показывать ему, как имен­но он должен делать первые шаги. Демонстрация, однако, хоро­ша тем, что потом вы уже сможете не помогать ему.

Несколько советов о том, как научить ребенка все больше обходиться без вашей помощи:

· Сначала побудите ребенка внимательно проследить за тем, как вы выполняете первые действия. Описывайте то, что вы делаете, вслух, медленно и вдумчиво.

· Затем помогите ему проделать эти действия вместе с вами; при этом вам нужно вслух комментировать каждую часть процесса.

· Позже его нужно будет побудить сделать первый шаг самостоятельно; при этом перед каждой частьюпроцесса вы будете давать ему только словесные указания.

· Со временем он сможет проделать все сам, без ваших инструкций.

 
 
Кроссовки. Первый шаг Каждый раз, когда Джесси собиралась обуть кроссов­ки, ее мама быстро приходила ей на помощь и ослаб­ляла шнурки. Но пришло время научить дочку делать все это совершенно самостоятельно. Сначала мама попросила Джесси несколько дней понаблюдать за тем, что она делает. Она призывала Джесси внима­тельно слушать, как она поясняет каждый шаг. Затем мама показала ей, как она сама может сделать это с ее, маминой, помощью. Вскоре Джесси уже сама дос­тавала кроссовки и ослабляла шнурки — она выучилась этому первому шагу также, как выучилась всем остальным.

 


Когда можно будет считать, что работа выполнена и выполнена хорошо?

Итак, теперь ваш ребенок учится узнавать, когда нужно при­менять усвоенные навыки, какими материалами пользовать­ся и как начинать с первого шага. Но как он распознает момент, когда задание можно считать выполненным, когда все шаги пройдены должным образом?

Если речь идет о навыках ухода за собой, то в большинстве случаев ответ на вопрос, насколько хорошо все сделано, дает зеркало. Ваша задача — научить ребенка в последний момент производить эту проверку. Как и в предыдущих случаях, ис­пользование наводящих вопросов сделает эту работу для вас обоих легче и эффективнее. Не забыл ли он чего-нибудь? Пра­вильно ли надеты вещи? Хорошо ли это выглядит?

 
 
Свет мой, зеркальце скажи... — Розина, ты готова? Давай посмотрим, руки чи­стые? Лицо чистое? — Да, и волосы причесаны, и ленточка подходит к блузке, и...

 


Начните занятия так: встаньте вместе с ребенком перед зер­калом и задайте ему один за другим подходящие к случаю воп­росы. Задавая вопросы, просите его проверять, как он одет или достаточно ли хорошо привел себя в порядок. По прошествии какого-то времени начните побуждать ребенка задавать себе вопросы. Тем самым он будет учиться самостоятельно направлять себя во время таких проверок.

На первых порах запомнить все, что нужно проверить, ре­бенку поможет контрольная таблица, прикрепленная рядом с зеркалом. Можно, кроме того, дать ему фотографию хорошо одетого, умытого и причесанного человека, может быть, даже его собственную фотографию, чтобы он мог сверять с нею свой внешний вид.

А теперь взглянитена те навыки, которые вы записали под заголовком «НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗО­ВАТЬСЯ». Есть ли у вас идеи о том, как можно ослабить свою помощь и перейти к руководству с помощью вопросов?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...