Какие материалы мне понадобятся?
Когда ребенок поймет, что и когда ему нужно сделать, ему придется выбрать необходимые материалы. Для того чтобы применить на практике некоторые из усвоенных навыков, требуются вполне определенные материалы. Так, для умывания нужны мыло, губка и полотенце, и найти их должно быть легко. В других случаях принять правильное решение бывает труднее. Например, ребенок может понять, что ему нужно тепло одеться, так как на улице холодно. И здесь он может столкнуться с множеством проблем. Какую одежду можно считать теплой? Какие вещи подойдут друг к другу? Одеться ли в повседневную одежду или в более нарядную? Для того чтобы приучить ребенка думать о таких вещах, начните комментировать его действия. У вас должно войти в привычку делать замечания типа: — Ты думаешь, эта рубашка достаточно чистая? — Этот свитер очень хорошо сюда подходит. — Куда мы кладем пасту после того, как почистим зубы? А теперь мы рассмотрим игру, придуманную специально для того, чтобы научить ребенка планировать свои действия и предвидеть, что ему понадобится. Игра в моделирование ситуаций. В эту игру можно играть в любой свободный момент: во время поездки на машине, в ожидании ужина и т.п. Смысл ее состоит в придумывании случающихся время от времени ситуаций и в решении вопроса о том, какие материалы в каждом конкретном случае могут понадобиться. Мы приведем примеры вопросов, которые помогут лучше понять, что мы имеем в виду. Сами вы, разумеется, будете выбирать ситуации, которые актуальны для вашей семьи и вашего ребенка. - Сейчас идет дождь; что бы ты надел? - Что тебе понадобится, чтобы пришить к рубашке пуговицу? - Что мы берем, когда отправляемся на пляж?
- Что ты сделаешь, если слегка порежешь палец? - Что из туалетных принадлежностей ты положишь в сумку, если ты отправляешься в поездку с ночевкой? Помните, когда ребенку нужно выбрать материалы, необходимые для выполнения тех или иных действий по уходу за собой, вам не следует больше становиться мамой или папой, которые сделают это за него. Станьте мамой или папой, которые задают вопросы. Если ваши вопросы будут правильными, ребенок скоро привыкнет готовить нужные ему материалы самостоятельно.
Какой шаг нужно сделать сначала, и какой — потом? Ребенок может недостаточно твердо знать, с чего надо начать выполнение уже усвоенной последовательности действий и какой шаг нужно сделать потом. Ребенка, знающего, когда следует применить свой навык, и способного выбрать необходимые материалы, все же вряд ли можно считать самостоятельным, если первые шаги помогаете ему делать вы. Мы имеем в виду ситуации, когда вы, к примеру: · вынимаете для ребенка свитер и кладетеего на кровать; · ослабляете шнурки на ботинках, чтобы ему легче было обуть их; · вдеваете за него нитку в иголку; · вынимаете из бритвы старое лезвие и вставляете новое; · кладете ему витаминку на тарелку; · включаете воду, чтобы он принял ванну или душ. Когда ваш ребенок только осваивал соответствующие навыки, такие ваши действия могли ему помочь, но теперь они только мешают. Первый шаг, который должны сделать вы, — осознать момент, когда вы ему помогаете. Затем вы начнете учиться отказываться от своей помощи. Отчасти вам и здесь помогут вопросы. К примеру, когда ваш ребенок вынимает из шкафа ботинки, можно спросить его: «Что нужно сделать, прежде чем надеть их?» Или, в случае необходимости заменить лезвие, можно спросить: «Ты думаешь, это лезвие еще достаточно острое?» Тем не менее, во многих других ситуациях одних вопросов бывает недостаточно. Вам придется показывать ему, как именно он должен делать первые шаги. Демонстрация, однако, хороша тем, что потом вы уже сможете не помогать ему.
Несколько советов о том, как научить ребенка все больше обходиться без вашей помощи: · Сначала побудите ребенка внимательно проследить за тем, как вы выполняете первые действия. Описывайте то, что вы делаете, вслух, медленно и вдумчиво. · Затем помогите ему проделать эти действия вместе с вами; при этом вам нужно вслух комментировать каждую часть процесса. · Позже его нужно будет побудить сделать первый шаг самостоятельно; при этом перед каждой частьюпроцесса вы будете давать ему только словесные указания. · Со временем он сможет проделать все сам, без ваших инструкций.
Когда можно будет считать, что работа выполнена и выполнена хорошо? Итак, теперь ваш ребенок учится узнавать, когда нужно применять усвоенные навыки, какими материалами пользоваться и как начинать с первого шага. Но как он распознает момент, когда задание можно считать выполненным, когда все шаги пройдены должным образом? Если речь идет о навыках ухода за собой, то в большинстве случаев ответ на вопрос, насколько хорошо все сделано, дает зеркало. Ваша задача — научить ребенка в последний момент производить эту проверку. Как и в предыдущих случаях, использование наводящих вопросов сделает эту работу для вас обоих легче и эффективнее. Не забыл ли он чего-нибудь? Правильно ли надеты вещи? Хорошо ли это выглядит?
Начните занятия так: встаньте вместе с ребенком перед зеркалом и задайте ему один за другим подходящие к случаю вопросы. Задавая вопросы, просите его проверять, как он одет или достаточно ли хорошо привел себя в порядок. По прошествии какого-то времени начните побуждать ребенка задавать себе вопросы. Тем самым он будет учиться самостоятельно направлять себя во время таких проверок. На первых порах запомнить все, что нужно проверить, ребенку поможет контрольная таблица, прикрепленная рядом с зеркалом. Можно, кроме того, дать ему фотографию хорошо одетого, умытого и причесанного человека, может быть, даже его собственную фотографию, чтобы он мог сверять с нею свой внешний вид. А теперь взглянитена те навыки, которые вы записали под заголовком «НАУЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ». Есть ли у вас идеи о том, как можно ослабить свою помощь и перейти к руководству с помощью вопросов?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|