Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация норм времени




Для упрощения и ускорения процедуры нормирования приняты меры ЗРВ к различным категориям, что позволяет оперативно составить сводку одноименных затрат РВ и баланса РВ.

Классификация ЗРВ:

Позволяет свести разнообразные элементы ТРП к строго ограниченному числу КЗРВ:

- подготовительно-заключительное время (ПЗ) – на подготовку и завершение изготовления производственной партии и серийного задания;

- оперативное время (ОП) – на выполнение производственных операций;

- время обслуживания (ОМ) – на уход за РМ на протяжении смены;

- время на отдых и личные надобности (ЛН) – зависит от условий труда и нормируется 2-15% от ОП;

- время потерь по организационным причинам (ПОТ) – условлено чаще всего несинхронностью производственных процессов, особенностями техпроцессов;

- время потерь по вине рабочего (ПР) – из-за нарушений рабочим технологической или трудовой дисциплины.

Средства получения НОНВ

Научно-технический прогресс приводит к тому, что производственные условия и возможности на каждом предприятии с течением времени изменяются. В цехах появляются новые станки, агрегаты, инструмент и приспособления, материалы, внедряются новые совершенные технологические процессы, повышается квалификация и уровень знаний работников, совершенствуется организация производства. Все это вызывает необходимость для нормировщиков, мастеров, начальников смен, участков, цехов, механиков по ремонту и других работников постоянно изучать трудовые процессы, выявлять влияние этих изменений на затраты рабочего времени для определенных работ и операций.

Методы получения НОНВ:

Аналитически-исследовательский метод установления норм труда основан на изучении затрат рабочего времени путем наблюдений и включает в себя: непосредственное измерение величин времени (хронометраж и фотография рабочего дня); фотографирование методом моментальных наблюдений.

Хронометраж - метод изучения затрат рабочего времени многократно повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операций путем их измерения. Используется (в основном) в крупносерийном и массовом производствах для установления действующих норм и проверки норм, установленных расчетным путем. Объектом исследования является операция и ее элементы, а его целью - установление основного и вспомогательного времени или затрат времени на отдельные трудовые приемы. Хронометраж бывает сплошным и выборочным. При сплошном хронометраж его объектом является все элементы оперативного времени, а при выборочном - измеряются отдельные элементы оперативного времени или технической операции.

Фотография рабочего дня - это наблюдение, проводимое для изучения всех затрат рабочего времени в течение смены или ее части. Они могут быть индивидуальными, групповыми, бригадных и т.п. Цель фотографии:

Выявления потерь рабочего времени;

Установления причин потерь;

Разработка мероприятий по устранению потерь;

Получение данных о необходимости численности работников, а также для создания нормативов времени.

Метод моментальных наблюдений позволяет определять величину затрат рабочего времени, не прибегая к их непосредственному измерению. Он применяется при наблюдении за большим количеством объектов. Метод основан на использовании положений теории вероятностеи, а его сущность состоит в замене непрерывной фиксации времени при непосредственных измерениях (обычные фотографии), с учетом количества наблюдаемых моментов. Полученные данные позволяют определить удельный вес и абсолютные значения затрат времени по элементам.

Расчетно-аналитический метод установления норм предусматривает установление норм труда на основе применения нормативов по труду и расчетных формул. Он позволяет не прибегать каждый раз к трудоемким процессам хронометража и фотографии. Нормы труда устанавливаются до внедрения операции в производство, что значительно сокращает затраты на их установку.


Система обслуживания РМ

Обслуживание РМ обеспечивает выполнение заготовительной, инструментальной, транспортной и др. функций, при этом необходимо соблюдение следующих принципов:

- плановость обслуживания;

- предупредительность обслуживания;

- комплексность обслуживания;

- экономичность обслуживания.

В ПРМ для выполнения функций обслуживания и соблюдения этих принципов должна применяться система, соответствующая типу производства.

Система обслуживания – это технически и научно обоснованная структура и регламентация объемов, сроков, периодичности и методов выполнения вспомогательных работ.

Система обслуживания м.б.:

- централизованной, когда все функции обслуживания осуществляются силами специального подразделения предприятия или цеха;

-децентрализованной, когда обслуживание выполняется полностью самим основным рабочим;

-смешанный, когда централизованно выполняется некоторая часть функций обслуживания.

От систем обслуживания следует отличать форму обслуживания, которая определяет плановость работ и ответственность их исполнителей. Различают:

- дежурную форму, выполнение обслуживания основными или вспомогательными рабочими по мере надобности (характерна для единичного и мелкосерийного производства);

- стандартную форму, когда обслуживание производится в соответствии с отраслевыми и межотраслевыми стандартами и нормативами(характерна для массового и крупносерийного производства);

- планово-предупредительную форму (характерна для среднесерийного и мелкосерийного типов производства)


 

 

Формы обслуживания РМ.

Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания.

Обслуживание рабочих мест – это задача техническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципиальное значение.

Организация рабочего места – это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Организация же обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу.

Структура обслуживания образуется из:

- обслуживания средств труда, - предполагает ремонт и межремонтное обслуживание основного и вспомогательного оборудования, хранение, выдачу и поддержание в работоспособном состоянии технологической и организационной оснастки, транспортное обеспечение работ по ремонту оборудования и др.

- обслуживания предметов труда, - состоит из работ по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, по комплектованию, хранению и транспортировке их, по проведению стартового контроля качества материалов, сырья, получаемых стороны, промежуточного и финишного контроля качества изделий.

- обслуживания работника – складывается из проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте. Может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание и т.п.

Состав видов обслуживания и его объем должны быть обоснованы и соответствующим образом организованы.

В содержание работ по осуществлению ремонтного обслуживания оборудования входит составление дефектных ведомостей – документа, в котором излагается подробный перечень всех ремонтных работ по видам оборудования.

Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов по обеспечению безопасности и устранение выявленных неисправностей.

Поддержание в рабочем состоянии, хранение и выдача технологической и организационной оснастки предполагает выполнение работ по инструментальному обслуживанию рабочих мест, которое складывается из получения и рационального хранения инструмента, выдачи или доставки его к рабочим местам, обмен вышедшего из строя инструмента, его восстановление.

Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предприятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оборудования, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку.

Контрольная функция обслуживания направлена на осуществление контроля качества сырья, материалов, готовых изделий.

Функции обслуживания непосредственно работников заключаются в создании на рабочих местах соответствующих санитарно-гигиенических и других условий, о чем было сказано выше.

Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанные группы вопросов:

· установить, в каких видах обслуживания нуждается данное рабочее место и его работник;

· по каждому виду обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать его объем и срок;

· определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;

· персонифицировать обслуживание, т.е. закрепить виды обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.

Таким образом, хорошо организованным будет такое обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда, а работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...