Классификация норм времени
Для упрощения и ускорения процедуры нормирования приняты меры ЗРВ к различным категориям, что позволяет оперативно составить сводку одноименных затрат РВ и баланса РВ. Классификация ЗРВ: Позволяет свести разнообразные элементы ТРП к строго ограниченному числу КЗРВ: - подготовительно-заключительное время (ПЗ) – на подготовку и завершение изготовления производственной партии и серийного задания; - оперативное время (ОП) – на выполнение производственных операций; - время обслуживания (ОМ) – на уход за РМ на протяжении смены; - время на отдых и личные надобности (ЛН) – зависит от условий труда и нормируется 2-15% от ОП; - время потерь по организационным причинам (ПОТ) – условлено чаще всего несинхронностью производственных процессов, особенностями техпроцессов; - время потерь по вине рабочего (ПР) – из-за нарушений рабочим технологической или трудовой дисциплины. Средства получения НОНВ Научно-технический прогресс приводит к тому, что производственные условия и возможности на каждом предприятии с течением времени изменяются. В цехах появляются новые станки, агрегаты, инструмент и приспособления, материалы, внедряются новые совершенные технологические процессы, повышается квалификация и уровень знаний работников, совершенствуется организация производства. Все это вызывает необходимость для нормировщиков, мастеров, начальников смен, участков, цехов, механиков по ремонту и других работников постоянно изучать трудовые процессы, выявлять влияние этих изменений на затраты рабочего времени для определенных работ и операций. Методы получения НОНВ: Аналитически-исследовательский метод установления норм труда основан на изучении затрат рабочего времени путем наблюдений и включает в себя: непосредственное измерение величин времени (хронометраж и фотография рабочего дня); фотографирование методом моментальных наблюдений.
Хронометраж - метод изучения затрат рабочего времени многократно повторяющихся ручных и машинно-ручных элементов операций путем их измерения. Используется (в основном) в крупносерийном и массовом производствах для установления действующих норм и проверки норм, установленных расчетным путем. Объектом исследования является операция и ее элементы, а его целью - установление основного и вспомогательного времени или затрат времени на отдельные трудовые приемы. Хронометраж бывает сплошным и выборочным. При сплошном хронометраж его объектом является все элементы оперативного времени, а при выборочном - измеряются отдельные элементы оперативного времени или технической операции. Фотография рабочего дня - это наблюдение, проводимое для изучения всех затрат рабочего времени в течение смены или ее части. Они могут быть индивидуальными, групповыми, бригадных и т.п. Цель фотографии: Выявления потерь рабочего времени; Установления причин потерь; Разработка мероприятий по устранению потерь; Получение данных о необходимости численности работников, а также для создания нормативов времени. Метод моментальных наблюдений позволяет определять величину затрат рабочего времени, не прибегая к их непосредственному измерению. Он применяется при наблюдении за большим количеством объектов. Метод основан на использовании положений теории вероятностеи, а его сущность состоит в замене непрерывной фиксации времени при непосредственных измерениях (обычные фотографии), с учетом количества наблюдаемых моментов. Полученные данные позволяют определить удельный вес и абсолютные значения затрат времени по элементам.
Расчетно-аналитический метод установления норм предусматривает установление норм труда на основе применения нормативов по труду и расчетных формул. Он позволяет не прибегать каждый раз к трудоемким процессам хронометража и фотографии. Нормы труда устанавливаются до внедрения операции в производство, что значительно сокращает затраты на их установку. Система обслуживания РМ Обслуживание РМ обеспечивает выполнение заготовительной, инструментальной, транспортной и др. функций, при этом необходимо соблюдение следующих принципов: - плановость обслуживания; - предупредительность обслуживания; - комплексность обслуживания; - экономичность обслуживания. В ПРМ для выполнения функций обслуживания и соблюдения этих принципов должна применяться система, соответствующая типу производства. Система обслуживания – это технически и научно обоснованная структура и регламентация объемов, сроков, периодичности и методов выполнения вспомогательных работ. Система обслуживания м.б.: - централизованной, когда все функции обслуживания осуществляются силами специального подразделения предприятия или цеха; -децентрализованной, когда обслуживание выполняется полностью самим основным рабочим; -смешанный, когда централизованно выполняется некоторая часть функций обслуживания. От систем обслуживания следует отличать форму обслуживания, которая определяет плановость работ и ответственность их исполнителей. Различают: - дежурную форму, выполнение обслуживания основными или вспомогательными рабочими по мере надобности (характерна для единичного и мелкосерийного производства); - стандартную форму, когда обслуживание производится в соответствии с отраслевыми и межотраслевыми стандартами и нормативами(характерна для массового и крупносерийного производства); - планово-предупредительную форму (характерна для среднесерийного и мелкосерийного типов производства)
Формы обслуживания РМ. Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания. Обслуживание рабочих мест – это задача техническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципиальное значение.
Организация рабочего места – это формирование производственной среды для работника, его вещественное окружение. Организация же обслуживания рабочего места связана с установлением системы взаимодействия какого-либо рабочего места и работника, занятого на нем, с другими рабочими местами и работниками, которые призваны обеспечивать его бесперебойную и качественную работу. Структура обслуживания образуется из: - обслуживания средств труда, - предполагает ремонт и межремонтное обслуживание основного и вспомогательного оборудования, хранение, выдачу и поддержание в работоспособном состоянии технологической и организационной оснастки, транспортное обеспечение работ по ремонту оборудования и др. - обслуживания предметов труда, - состоит из работ по обеспечению рабочих мест сырьем, материалами, полуфабрикатами, по комплектованию, хранению и транспортировке их, по проведению стартового контроля качества материалов, сырья, получаемых стороны, промежуточного и финишного контроля качества изделий. - обслуживания работника – складывается из проведения мероприятий по охране труда и технике безопасности, обеспечению нормальных санитарно-гигиенических условий на рабочем месте. Может быть организовано медицинское обслуживание, общественное питание и т.п. Состав видов обслуживания и его объем должны быть обоснованы и соответствующим образом организованы. В содержание работ по осуществлению ремонтного обслуживания оборудования входит составление дефектных ведомостей – документа, в котором излагается подробный перечень всех ремонтных работ по видам оборудования. Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов по обеспечению безопасности и устранение выявленных неисправностей. Поддержание в рабочем состоянии, хранение и выдача технологической и организационной оснастки предполагает выполнение работ по инструментальному обслуживанию рабочих мест, которое складывается из получения и рационального хранения инструмента, выдачи или доставки его к рабочим местам, обмен вышедшего из строя инструмента, его восстановление.
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предприятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оборудования, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку. Контрольная функция обслуживания направлена на осуществление контроля качества сырья, материалов, готовых изделий. Функции обслуживания непосредственно работников заключаются в создании на рабочих местах соответствующих санитарно-гигиенических и других условий, о чем было сказано выше. Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанные группы вопросов: · установить, в каких видах обслуживания нуждается данное рабочее место и его работник; · по каждому виду обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать его объем и срок; · определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания; · персонифицировать обслуживание, т.е. закрепить виды обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями. Таким образом, хорошо организованным будет такое обслуживание, при котором работники, рабочее место которых обслуживают, знают, кто их обслуживает, в каком объеме и когда, а работники, которые обслуживают, знают, кого они обслуживают, в каком объеме и в какое время. Все это должно быть зафиксировано в организационных документах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|