Что же характерно для КС УКП, в чем ее значение, что она имеет общего с предшествующими системами, что внесла в международную копилку передового опыта, обобщенного в стандартах ИСО серии 9000?
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 КС УКП - результат научного обобщения накопленного к тому времени отечественного и известного нашим ученным зарубежного опыта разработки и внедрения систем качества. Она аккумулировала в себе все лучшее, все прогрессивное, что последовательно накапливалось в предшествующих системах: Саратовский БИП (бездефектное изготовление продукции), Горьковский КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий), Ярославский НОРМ (научная организация робот по увеличению моторесурса) и др. Разрабатывалась КС УКП уже осознанно на принципах системно-комплексного подхода, базируясь на стандартизации. В основу КС УКП были положены принципы общей теории управления и разработанная к тому времени принципиальная модель управления качеством продукции. Если попытаться коротко и в концентрированной форме отметить характерные черты разработки, положенные в основу КС УКП, то их пять: Во-первых, была сформулирована главная цель системы; Формулировка, определяющая главную цель комплексной системы управления качеством, была принята в такой редакции: обеспечение постоянного роста качества и технического уровня выпускаемой продукции в соответствии с плановыми заданиями, запросами потребителей и требованиями стандартов.
-создание и освоение новых высококачественных видов продукции, соответствующих лучшим мировым образцам; Общее научно-методическое руководство разработкой и внедрением КС УКП на предприятиях страны осуществляли Госстандарт СССР и его головная научно-исследовательская организация ВНИИС. Госстандарт утверждал и издавал нормативные и методические документы (государственные стандарты, рекомендации, методические указания, инструкции и др.), устанавливающие общие для всех отраслей положения по построению и функционированию систем, по организации разработки и внедрения, осуществлял контроль за всем ходом дела, вел работу по пропаганде и распространению передового опыта. Одновременно обнаруживались недостатки, большинство из которых проистекало из компанейского подхода, стремления руководителей предприятий не заниматься кропотливой и не простой работой, а быстрее отрапортовать начальству. Ощутимее становилась необходимость поиска новых экономических стимулов роста качества, форма организации неантогонистической конкуренции, состязательности, способной дополнить стимулы, действовавшие в то время, - моральные материальные и соцсоревнование. Все это, с одной стороны, вселяло надежду и открывало перспективы последовательной деятельности по постоянному улучшению качества отечественной продукции, но, с другой - требовало постоянной работы по созданию условий, делающих улучшение качества естественной, постоянной заботой предприятий.
В 1986г. институтам Госстандарта и его организациям в административном порядке было запрещено заниматься проблематикой управления качеством и оказанием предприятиям какой-либо помощи в разработке, внедрении и совершенствовании комплексных систем управления качеством продукции. Таким образом, отечественные разработки и накопленный опыт управления были как бы обсуждены и отвергнуты. Начавшийся процесс широкого движения за улучшение качества отечественной продукции на основе прогрессивной передовой методологии стал затухать и в начале 90-х годов практически прекратился. Парадокс заключается в том, что именно в этот период ИСО разработала и опубликовала стандарты по управлению качеством -всем известные сегодня стандарты ИСО серии 9000. Причем инициатива разработки этих стандартов принадлежала СССР! Стандарты ИСО так же, как и КС УКП, исходят из следующих, уже доказавших свою всеобщность положений: 1.Качество продукции- это характерный управляемый объект. Управляющие воздействия следует, как уже говорилось, осуществлять на основе принципов общей теории управления, последовательно устанавливая плановые задания по качеству, организуя действия исполнительного механизма, обеспечивающего выполнение этих заданий, сравнивая фактическое значение полученного результата с плановым заданием, реализуя прямые и обратные связи и возможности воздействия на исполнительный механизм в случае возникновения отклонений фактических значений качества от планового задания. 2.Управление качеством имеет своей целью создание продукции такого уровня качества, который удовлетворяет определенный потребности, запросы потребителя, установленные требования. 3.Управление качеством- органическая составляющая часть общей системы управления предприятием. 4.В управлении и обеспечении качества участвуют все члены трудового коллектива, весь персонал.
5.Управление качеством должно осуществляться (распространятся) на все стадии жизненного цикла продукции и на всех иерархических уровнях управления предприятием. 6.Управление качеством - это четкое взаимодействие всех подразделений, всех участников производственного процесса, имеющее хорошо сформулированную цель- обеспечение или улучшение качества. 7.Система управления качеством создается на основе заранее разработанной модели. 8.Действия персонала системы, его обязанности, ответственность и права строго документируются. (В рамках КС УКП- это стандарты предприятий.) Документация периодически пересматривается, обновляется. Положения КС УКП рассматривали систему управления качеством предприятия как элемент отраслевой и в конечной счете государственной системы управления качеством. Стандарты ИСО серии 9000 такой идеи в себе не несут. В чем авторы стандартов ИСО серии 9000 пошли дальше по сравнению с КС УКП? Необходимо отметить две главные очень существенные особенности: - в стандартах ИСО жестко определена роль заказчика (потребителя) в установлении требований как к продукции, так и к системе качества, товаропроизводитель должен доказывать свою способность к поставке продукции заданного или необходимого качества; В международном стандарте ИСО 9000 зафиксировано право заказчика на инспекцию системы качества. Устанавливается право заказчика потребовать до заключению контракта на поставку продукции внести в систему необходимые изменения. В чем еще авторы стандартов ИСО пошли дальше положений КС УКП? Они предусмотрели разнообразные модели систем качества для различных условий контактов, что зафиксировали в стандарте ИСО 9000:87. Далее этот принцип, эта идея развивается и в структуре стандартов, которая предусматривает модель для обеспечения качества: -при проектировании и/или разработке, производстве, монтаже и обслуживании;
К числу моментов, развивающих и конкретизирующих положение комплексного управления качеством в стандартах ИСО 9000, можно отнести углубление содержательной направленности целого ряда процедур оформления контрактов как на систему качества, так и на практическую их реализацию. В то же время стандарты ИСО сери и 9000, по нашему мнению, в ряде случаев уступают содержанию КС УКП. Прежде всего, это касается соединения в петле качества стадий жизненного цикла продукции с некоторыми функциями. Другой методический недостаток заключается в нечетком определении состава и содержания специальных функций управления качеством продукции. Эти два недостатка в сочетании с терминологическими издержками создали немало трудностей на пути адаптации положений стандартов ИСО серии 9000 к условиям и практике организации управления качеством продукции на предприятиях нашей страны, на которых уже действовала КС УКП, сложились опыт, традиции и профессиональный язык. С целью преодоления этих трудностей научные сотрудники ВНИИС под руководством В.Г.Версана и И.И.Чайки проделали большую работу и подготовили развернутые и глубокие рекомендации и комментарии к русским аналогам стандартов ИСО серии 9000. Это позволяет, хотя и не без трудностей, установить систему адекватного восприятия специалистами России тех идей и положений, которые содержатся в стандартах ИСО. Объективности ради отметим, что в версии стандартов ИСО серии 9000:2000 эти недостатки в значительной мере предопределены. А может быть, наше сознание адаптировало их словесное оформление к природе и содержанию деятельности по управлению качеством продукции. Несмотря на высказанные критические замечания, со всей ответственностью и научной объективностью следует сделать такой вывод: КС УКП и стандарты ИСО серии 9000 - первые две вехи в реализации системно-комплексного подхода к управлению качеством продукции на базе стандартизации. Но на этом не останавливается развитие данной методологии. На наших глазах формируется третья веха.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|