II. Существование соц. психологии как самостоятельной науки.
1. Выделение соц. психологии в самостоятельную науку – 1908 год. 2 учебника по соц. психологии: Англия - Макдугалл «Введение в соц. психологию», США - Росс «Соц. психология». Соц. Ψ была «заявлена» как самостоятельная дисциплина. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода. 2. «Экспериментальный» период (~1910 – 1950-60 гг.) Начало ХХ в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения соц. Ψ в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе Мёде и в США Олпортом, где были сформулированы требования превращения соц. Ψ в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом ее варианте соц. Ψ получает в США. В теоретическом плане преодоление старой традиции приняло форму критики концепции Макдугалла, которая в наибольшей степени отражала слабости соц. психологии предшествующего периода. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и соц. Ψ стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе. В определенной степени этому способствует увлечение экспериментальными методиками. Однако в тех конкретных условиях, в к-ых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию соц. Ψ: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической соц. психологии оказалась скомпрометированной. Противопоставление исследования как оптимальной формы организации научного процесса спекуляции как простому рассуждению по поводу предмета.
В рамках этого периода соц. психология набрала силу как научная дисциплина, были проведены многочисленные исследовании в области малых групп, разработаны методики, которые позднее вошли во все учебники в качестве классических, был накоплен большой опыт в проведении прикладных исследований и т.д. С другой стороны, чрезмерное увлечение малыми группами превратило их в своеобразный «флюс» соц. Ψ, так что проблематика, связанная с особенностями массовых процессов, их психологической стороны оказалась практически исключенной из анализа. Вместе с критикой примитивной формы анализа этих явлений в первых соц.-псих. концепциях были сняты и сами проблемы. Начиная с 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в соц. психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов, т.е. во время наибольшего бума экспериментальных исследований, теоретические исследовании вообще исчезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним явно возрастает. В основном они концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, когнитивных теорий и интеракционизма. Бихевиоризм ( в соц. Ψ – необихевиоризм). Халл (введение идеи промежуточных переменных) и Скиннер (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках подхода Халла в соц. психологии разработан ряд теорий (теория фрустрации - агрессии Миллера и Долларда; модели диадического взаимодействия - Тибо и Келли). Особняком стоят в соц.-псих. необихевиоризме идеи так называемого соц. обмена (Хоманс). Центральная идея - идея подкрепления (классическое или оперантне обусловливание). Необихевиоризм и в социальной психологии претендует на создание стандарта подлинно научного исследования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек: большинство работ выполнено на животных. Соц. психологи этого направления пытаются преодолеть (Бандура).Однако сама стратегия исследования несет на себе черты принципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключается анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого течения меньше всего улавливается «соц. контекст», и соц. психология имеет наименее «социальный» вид.
Психоанализ. Ряд попыток построения соц.-псих. теорий: неофрейдизм (Фромм, Салливан). Другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту соц. психологии идеи классического фрейдизма: все теории групповых процессов: Байона, Бенниса и Шепарда, Шутца. Здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Зародилась практика создания Т-групп (групп тренинга), где используются соц.-псих. механизмы воздействие людей друг на друга. В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: это скорее рассеянный психоанализ (содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику). Яркий пример - работа под рук-ом Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно новому псих. течению гуманистической психологии (Маслоу, Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и теории поля Левина. Исходный принцип: рассмотрение соц. поведения с т.зр. познавательных, когнитивных процессов индивида. Теории когнитивного соответствия, исходящие из положения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его когнитивной структуры (теория сбалансированных структур Хайдера, теория коммуникативных актов Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Фестингера и теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума). Специфика основной объяснительной модели - идея о том, что все поступки и действия совершаются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой. Абстрактное «соответствие», к к-му стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира. Однако внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем соц. психологии.
Интеракционизм ( социологическая по происхождению теоретическая ориентация). Источник: теория символического интеракционизма Мида. В современной соц. психологии интеракционизм включает не только развитие идей Мида (в двух школах: чикагской - Блумером и айовской - Куном), но и ряд других теорий (теорию ролей (Сарбин) и теорию референтных групп (Хаймен, Мертон)). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называемой социальной драматургии Гофмана. В интеракционизме в большей мере, чем в других теоретических ориентациях, сделана попытка установить именно соц. детерминанты человеческого поведения. Для этого вводится в качестве ключевого понятие «взаимодействие», в ходе которого и осуществляется формирование личности. Однако констатацией «взаимодействия» и ограничивается анализ соц. детерминант поведения. Широкий спектр подлинно соц. причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь не включен в систему общественных отношений. Поэтому большая «социологичность» интеракционистской ориентации оказывается внешней, коренные методологические проблемы включения «соц. контекста» в исследования остаются нерешенными и здесь.
Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике экспериментальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации. 3. Современный период развития (с 60-ых гг.). Характеризуется различной спецификой в разных странах. Важной чертой современного развития соц. Ψ на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» соц. психологии, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Эти критические тенденции развиваются как среди ряда американских и канадских исследователей, так и особенно среди их коллег в странах Западной Европы. Особое значение при этом приобретают усилия европейских соц. психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной социальной психологии (ЕАЭСП). Именно для этого научного сообщества характерна идея необходимости большей ориентации соц. Ψ на реальные соц. проблемы и тем самым обеспечение «социального контекста» исследований. Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских соц. психологов как А. Тэшфел (Великобритания) и С. Московиси (Франция) и др. А. Тэшфел видит выход из кризиса для соц. психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношений. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире. С. Московиси является главой французской школы соц. психологии, автором теории «социальных представлений». Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» - вплетения в ткань реальных проблем общества. Вопросы социальной психологии задает общество, соц. Ψ лишь отвечает на них, таково credo Московиси и всей европейской школы соц. психологии. Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.
В России кризис науки в 20-х годах – соц. психология объявлена лженаукой (и до 50-60 –х гг. разработки шли только в рамках других наук). В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете соц. Ψ. К этому подтолкнуло 2 обстоятельства: расширяющиеся запросы практики и произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась к этому времени в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей как в профессиональном, так и в методологическом плане. К этому же времени произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью» И позволило обсуждать судьбу соц. Ψ не в качестве «буржуазной науки». Дискуссия началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева, опубликованной в журнале «Вестник ЛГУ», после чего была продолжена на Втором Всесоюзном съезде психологов в 1963 г., а также на страницах журнала «Вопросы философии» (1962). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач; 2) соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и с социологией - с другой. Несмотря на обилие нюансов различных точек зрения, все они могут быть сгруппированы в несколько основных подходов. Три подхода. 1. Распространен среди социологов. Соц. психология понимается как науку о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. 2. Распространен среди психологов. Главный предмет исследования социальной психологии личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. 3. Синтез двух предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблематика соц. психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах социальной психологии, включался тем самым в ее предмет. Последнее понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся. Относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» соц. психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) соц. психология есть часть социологии; 2) соц. психология есть часть психологии; 3) соц. психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) соц. психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии. Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для определения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Итак, по Г.М. Андреевой, соц. психология – это наука о закономерностях поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп (в том числе и больших групп). В соц. психологии рассматривается: 1. проблематика общения и взаимодействия, 2. социальная психология групп, 3. социальная психология личности Задачи соц. психологии: - теоретические (развитие науки, теории) – академическая соц. психология - практические (решение задач, которые ставит практика – практика общения, конфликтов и т.д.)
4. Первые исторические формы социально-психологического знания, их сравнительный анализ. Общая атмосфера развития научного знания, в которой эти первые теории родились: они еще не могли базироваться на какой бы то ни было исследовательской практике, но, напротив, весьма походили на конструкции универсальных энциклопедических схем, свойственных соц. философии той эпохи. Концепции эти неизбежно создавались в канонах философского знания, были спекулятивны, умозрительны и соц. Ψ приобрела в этом виде характер крайне описательной дисциплины. Из всего многообразия первых социально-психологических теорий обычно выделяют три, наиболее значительные: психологию народов, психологию масс, теорию инстинктов социального поведения. Критерием их различения является способ анализа взаимоотношения личности и общества. Здесь возможны два подхода: признание примата личности (психология масс и теория инстинктов) или примата общества (теория народов). Оба эти решения найдут свое продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы ее развития. Психология народов (ПН) сложилась в середине XIX в. в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия, ПН предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Процесс образования наций, который осуществлялся в это время в Европе, приобретал в Германии специфическую форму в связи с необходимостью объединения раздробленных феодальных земель. Эта специфика получила отражение в ряде теоретических построений. Определенное влияние она оказала и на ПН. Теоретические источники: философское учение Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Гербарта (по выражению Ярошевского - «гибрид лейбницевской монадологии и английского ассоцианизма»). ПН попыталась соединить эти два подхода. Непосредственные создатели ПН: философ Лацарус и языковед Ш тейнталь. В 1859 г. - основан журнал «Психология народов и языкознание», где была опубликована их статья «Вводные рассуждения о психологии народов». Осн. мысль: главная сила истории - народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача соц. психологии - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная дея-ть народа». В дальнейшем идеи ПН получили развитие во взглядах Вундта (1863 г., «Лекции о душе человека и животных»; основное развитие: 1900 г., 1-й том десятитомной «Психологии народов»). Психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. Физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент не пригоден для исследования высших психических процессов - речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Вундт отказался от неопределенного понятия «духа целого»; предложил программу эмпирических исследований для изучения языка, мифов и обычаев. Психология народов в его варианте закреплялась как описательная дисциплина, которая не претендует на открытие законов. В России идеи ПН развивались в учении известного лингвиста Потебни. Несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вундта и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Несмотря на известные упрощения, эта концепция поставила принципиальный вопрос о том, что существует нечто кроме индивидуального сознания, характеризующее психологию группы, и индивидуальное сознание в определенной степени задается ею. Психология масс (ПМ). О на, по предложенному критерию, дает решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Теория родилась во Франции во второй половине XIX в. Истоки ее были заложены в концепции подражания Тарда: соц. поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания. Официальная же, академическая психология пытается объяснить его, пренебрегая аффективными элементами, и потому терпит неуспех. Идея же подражания учитывает иррациональные моменты в соц. поведении и оказывается более продуктивной. Именно эти две идеи Тарда - роль иррациональных моментов в соц. поведении и роль подражания - были усвоены непосредственными создателями ПМ: (итал.) Сигеле и (франц.) Лебон. Сигеле опирался на изучение уголовных дел, в к-ых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон, будучи социологом, преимущественное внимание уделял проблеме противопоставления масс и элит общества (1895 г., «Психология народов и масс»). С точки зрения Лебона, всякое скопление людей представляет собой «массу», главной чертой к-ой является утрата способности к наблюдению. Типичными чертами поведения человека в массе являются: обезличивание (господство импульсивных, инстинктивных реакций), резкое преобладание роли чувств над интеллектом (подверженность различным влияниям), вообще утрата интеллекта (отказ от логики), утрата личной ответственности (отсутствие контроля над страстями). Вывод: масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита». Выводы эти были сделаны на основании рассмотрения единичных случаев проявления массы - в ситуации паники. Других эмпирических подтверждений не приводилось, паника оказалась единственной формой действий массы, хотя в дальнейшем наблюдения над этой формой были экстраполированы на любые другие массовые действия. В ПМ ярко проявляется соц. окраска: в кон.XIX в. - многочисленные массовые выступления заставляли официальную идеологию искать средства обоснования различных акций, направленных против этих массовых выступлений. Распространение получает утверждение: кон.XIX – нач.ХХ в. - «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддается различным иррациональным действиям. ПМ оказалась в русле этих идей, что позволило Лебону выступить против революционного движения, интерпретируя и его как иррациональное движение масс. Теоретическое значение ПМ - двойственное: - здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества; - но решение его было никак не обосновано. Формально признавался примат индивида над обществом, но само общество произвольно сводилось к толпе, и даже на этом «материале» выглядело весьма односторонне, поскольку сама «толпа», или «масса», была описана лишь в одной-единственной ситуации ее поведения - паники. Хотя серьезного значения для дальнейших судеб соц. психологии ПМ не имела, тем не менее проблематика, разработанная в рамках этой концепции, имеет большой интерес, в том числе и для настоящего времени. Теория инстинктов социального поведения ( англ. психолога Макдугалла). Работа Макдугалла «Введение в соц. психологию» вышла в 1908 г., и этот год считается годом окончательного утверждения социальной психологии в самостоятельном существовании (в этом же году в США вышла книга социолога Росса «Соц.психология»; - символично, что и психолог и социолог в один и тот же год издали первый систематический курс по одной и той же дисциплине). Но год этот весьма условно может считаться началом Новой эры в соц. психологии, поскольку еще в 1897 г. Болдуин опубликовал «Исследования по соц. психологии», к-ые могли бы претендовать тоже на первое систематическое руководство. Основной тезис теории Макдугалла: причиной соц. поведения признаются врождённые инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа - стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип особенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиоризму (трактующему поведение как простую реакцию на внешний стимул) он называл созданную им психологию «целевой» или «гормической» (от греч. «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая соц. поведение. Гормэ «реализуется в качестве инстинктов» (или позднее «склонностей»). Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определенного психофизического предрасположения - наличия наследственно закрепленных каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Таким образом, все, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются в основном эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер. Макдугалл перечислил семь пар связанных между собой инстинктов и эмоций: инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев, страх; инстинкт бегства и чувство самосохранения; инстинкт воспроизведения рода и ревность, женская робость; инстинкт приобретения и чувство собственности; инстинкт строительства и чувство созидания; стадный инстинкт и чувство принадлежности. Из инстинктов выводятся и все соц. учреждения: семья, торговля, различные общественные процессы, в первую очередь Война. Отчасти именно из-за этого упоминания в теории Макдугалла склонны были видеть реализацию дарвиновского подхода, хотя, как известно, будучи перенесен механически на общественные явления, этот подход утрачивал какое бы то ни было научное значение. Несмотря на огромную популярность идей Макдугалла, их роль в истории науки оказалась весьма отрицательной: интерпретация соц. поведения с точ.зр. некоего спонтанного стремления к цели узаконивала значение иррациональных, бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной соц. психологии. Итак: с каким же теоретическим багажом осталась соц. психология после того, как были выстроены эти ее первые концепции? Прежде всего, положительное значение их заключается в том, что были выделены и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д. Интересно также и то, что в первых соц.-псих. теориях с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии. В первом случае неизбежно получалось, что все решения предлагаются с точки зрения индивида, его психики, переход к психологии группы не прорабатывался сколько-нибудь точно. Во втором случае формально пытались идти «от общества», но тогда само «общество» растворялось в психологии, что приводило к психологизации общественных отношений. Это означало, что сами по себе ни «психологический», ни «социологический» подходы не дают правильных решений, если они не связаны между собой. Наконец, первые соц.-псих. концепции оказались слабыми еще и потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были лишь «рассуждениями» по поводу соц.-псих. проблем. Однако важное дело было сделано, и соц. психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы, поскольку психология к этому времени уже накопила достаточный опыт в использовании экспериментального метода. Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в ее развитии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|