Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные этапы развития и становления соц. психологии как науки.




I. Период до выделения соц. психологии в самостоятельную науку.

Синкретический» период.

2. «Философский» период. Э лементы соц.-псих. знаний присутствуют в разных фило-х конц-х (идеал-ой, так и материа-ой филос). Выделение в самостоятельную науку «родительских» дисциплин. Отпочкование от системы философского знания осуществлялось не непосредственно, а через от­почкование двух других дисциплин, давших непосредственно жизнь соц. Ψ - психологии и социологии.

Психология как самостоятельная наука возникла в 1879 г.(Вундт). Психология в сер. XIX в. по преимуществу развивалась как психология индивида. Лишь в отдельных ее частях (в патопсихологии) появлялись ростки будущих концепций о специфических формах взаимодействия людей, их взаимовлия­ния и т.д. Особый толчок дало развитие пси­хиатрической практики (в частности использование гипноза как специфической формы внушения). Был вскрыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воз­действий со стороны другого, т.е. исследование вплотную подо­шло к проблемам компетенции соц. психо­логии. В основном же русле общей психологии, господствовали идеи ассоцианизма, недостаточность которого постепенно начинает становиться очевидной, что и порождает попытки его преодоления. Яркой фигурой в этом течении является Г ербарт. Стремясь перейти от опи­сательной психологии к объяснительной, он считает исходным феноменом психологии представление («первичное единство души»), с т.зр. к-го можно построить объяснитель­ные модели. Это было попыткой осознать новые формы детерми­нации психических явлений, но попытка оказалась непродуктив­ной. Поэтому программа перестройки психологии, включающая в себя поиск новых подходов к объяснению человеческого поведе­ния, еще только складывалась, в целом же тяга к соц.-пси­х. проблемам в психологии оставалась пока не слиш­ком значительной.

Социология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в. (родоначальни­к франц. философ-позитивист Огюст Конт). Почти с самого начала своего существования социология стала строить попытки объяснения ряда соц. фактов посредст­вом законов, почерпнутых из других областей знания. Исторически первой формой такого редукционизма для социоло­гии оказался биологический редукционизм. Однако просчеты биологической редукции заставили обратиться к законам психо­логии как объяснительной модели для социальных процессов. Корни соц. явлений начали отыскивать в психологии, и внешне, эта позиция казалась более выигрышной: создавалась ви­димость, что в отличие от биологического редукционизма здесь действительно учитывается специфика общественной жизни. Сначала это была редукция к индивидуальной психике - общая модель социального рисовалась как вза­имоотношение двух индивидов, из которых один подражает дру­гому. Когда объяснительные модели такого рода продемонстрировали свою несостоятельность, социологи предложили более сложные формы психологического редукционизма. Законы социального стали теперь сводить к законам коллективной психи­ки. Окончательно оформляется особое направление в системе со­циологического знания - психологическое направление в социо­логии. Яркий представитель – Гиддингс: первичный соц. факт составляет не сознание индивида, не «народный дух», но так называемое «сознание рода». Отсюда соц. факт есть не что иное как соц. разум. Его исследованием должна заниматься «психология общества», или, что то же самое, социо­логия. Психологическое направление в социологии оказалось весьма жизнеспособным. Психологизм прочно обосновался в социологии, что в дальнейшем в значительной степени запутало вопрос о специфике социально-психологического зна­ния: чрезвычайно легко оказалось смешать психологическое на­правление в социологии и соц. Ψ.

Таким образом, в развитии двух наук психологии и социологии - обозначилось как бы встречное движение, которое должно было закончиться формулированием проблем, ставших предметом новой науки.

3. «Феноменологический» период (кон. ХIХ в.). Это этап, когда осуществлялось выделение и описание соц.-псих. явлений; вычленялась предметная область соц. Ψ;

Первые формы социально­-психологического знания: психология народов, психология масс, теория инстинктов соц. поведения.

Критерий их различения - способ анализа взаимоотноше­ния личности и общества. При решении этой проблемы принци­пиально возможны два подхода: признание примата личности (психология масс и теория инстинктов) или примата общества (психология народов).

Психология народов: сложилась в сер.19в. в Германии. Предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотноше­нии личности и общества: в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной души», подчиненной «сверх­индивидуальной целостности», каковой является народ (нация). Создатели: Лацарус и Штейн­таль. Основная мысль - главная сила истории - народ, или «дух целого», который выражает себя в искусстве, религии, языке, мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное же сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. Задача соц. Ψ - «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа». Дальнейшее развитие – Вундт: психология должна состоять из фи­зиологической психологии и психологии народов. Осн. идея психологии народов: психология сталкивается с феноменами, коренящимися не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Поставлен принципиальный во­прос о том, что существует нечто кроме индивидуального созна­ния, характеризующее психологию группы, и индивидуальное со­знание в определенной степени задается ею.

Психология масс: (Франция, вторая половина XIX в). Истоки: концепция подражания Тарда: осн. идеи - роль ир­рациональных моментов в соц. поведении и роль подра­жания. Создатели - Сигеле и Лебон. Сигеле: изучение уголовных дел, в которых его привлекала роль аффективных моментов. Лебон: проблема противопоставления масс и элит общества («Психо­логия народов и масс»). С его т.зр., всякое скопление людей - «масса», главная ее черта - утрата способ­ности к наблюдению. Типичные черты поведения человека в массе: обезличивание, резкое преобладание роли чувств над интеллектом, утрата личной ответственности. Масса всегда по своей природе неупорядочена, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выпол­нять «элита». Выводы эти были сделаны на примере одного явления - паники.

Теория инстинктов социального поведения ( Мак­дугалл). «Введение в социальную психологию» - 1908 г. Основной тезис - причиной соц. поведения признаются врождённые инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, при­нимаемого Макдугаллом, а именно стремления к цели, которое свойственно и животным, и человеку. Именно этот принцип осо­бенно значим в концепции Макдугалла; в противовес бихевиориз­му он называл созданную им психологию «целевой» или «гор­мической» (от греч. «гормэ» - стремление, желание, порыв). Гормэ - движущая сила интуитивного ха­-ра, объясняющая соц. поведение; гормэ «реализуется в качестве инстинктов».

Таким образом, были выделе­ны и четко поставлены действительно важные вопросы, подлежа­щие разрешению: о соотношении сознания индивида и сознания группы, о движущих силах социального поведения и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...