Многомерный анализ групповой структуры.
Измерения групповой структуры: - формально-статусное измерение; - социометрическое измерение; - групповые роли; - модели коммуникативных сетей; - позиции социальной власти; - лидерство. 1) Формально-статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании социальной организации. Статус - совокупность объективно присущих человеку характеристик, определяющая восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений. По имеющимся данным, формальный статус индивида в группе (т.е. степень престижности занимаемой им позиции или должности) значительно сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. Чем выше статус, тем эффективнее влияние человека на членов группы; статус влияет на самооценку. Генерализация статуса – человек имеет один и тот же статус в разных группах. Факторы, влияющие на статус человека: а) Физические (внешность), б) Психологические (тревожность, интеллект) в) Стремление к групповой деятельности г) Направленность группы. 2) Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений (социометрическая структура). Социометрия показывает как происходит деление малой группы на меньшие. Члены могут быть: а) Популярными, б) Средними, в) Непопулярными (изолированными, пренебрегаемыми, отвергаемые). 3) Групповые роли; роль - динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в группе.
Роли делятся на: 1) - формальные (сопряженных с должностными обязанностями) - неформальные (стихийно возникающих в группвом процессе). 2) – конвенциальные (заранее предписанное поведение людям), - межличностные. Разные авторы говорят о разных наборах ролей в группе. Все же есть несколько ролей, которые есть почти во всех группах: лидера, новичка и «козла отпущения». Ролевое поведение в группе нередко сопряжено с возникновением ролевых конфликтов. В одних случаях: - внутриличностный характер (индивид осознает недостаток знаний, способностей, мотивации, необходимых для эффективного выполнения роли), в других - межличностный характер (борьба за роль). Модели коммуникативных сетей - коммуникативное измерение групповой структуры. Они указывают на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. Выделяют коммуникативные сети: 1) централизованные (когда информация, касающаяся группы, концентрируется главным образом в руках одного человека - лидера или руководителя): - фронтальная, - радиальная, - иерархическая (подтипы). 2) децентрализованные (когда аналогичная информация рассредоточена, распределена между членами группы): - цепочная, - круговая, - полная (подтипы). Позиции социальной власти. Они отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. 5 типов социальнойвласти: 1) - вознаграждающая власть; 2) - наказывающая (или принуждающая) власть; 3) - легитимная власть (основана на допущении, что один индивид имеет узаконенное право предписывать поведение другого индивида); 4) - референтная власть (основывается на отношениях симпатии, эмоционального предпочтения); 5) - экспертная власть (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности).
+ информационная власть. Поуровневый анализ групповой структуры. Различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений - деловых (инструментальная дея-ть) и эмоциональных (экспрессивная деятельность). Реализация членами группы определенных институционально заданных функций по решению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации), порождает систему официальных отношений. Связи между индивидами, выполняющими различные роли, образуют систему неофициальных деловых отношений. Также в группе сосуществует и система неофициальных отношений - отношений эмоционального типа, представляющих собой различные неинструментальные формы межличностного общения. Довольно развернутая модель многоуровневой структуры межличностных отношений представлена А. В. Петровским в его стратометрической концепции коллектива. Система страт: в модели существуют три слоя отношений в группе. В качестве ядра рассматривается совместная деятельность, прежде всего - психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства. Внутренний слой - это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Средний слой - межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы (неофициальные деловые отношения). Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении (неофициальные эмоциональные отношения).
33. Групповые нормы, нормативное поведение и нормативное влияние в группе. Норма – определенной правило, вырабатываемое группой в процессе жизнедеятельности, которое признается большинством и реализует взаимоотношения в группе. Нормативное поведение - поведение, связанное с реализацией групповых норм. Групповые нормы - некоторые правила, выработанные в процессе жизнедеятельности, принятые большинством и регулирующие отношения между ее членами.
Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний и т.д., проведенный рядом авторов, позволяет дать общую характеристику функционирования норм в малой группе: 1. (Кричевский): - институциональные (источник - организация или ее представители в виде фигур власти); - добровольные (источник - взаимодействия и договоренности членов группы); - эволюционные (источник - действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров). 2. Нормы различаются по степени принятия их группой: - некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, - другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе. 3. Нормы могут - прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям - регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения. 4. Нормы различаются по степени допускаемой ими девиантности: - требуют неукос.исполнения, - допускают вариации. Группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы. Исследования нормативного влияния группового большинства. Исследования Аша; они положили начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства. Опыты Аша: Испытуемому («наивному субъекту») предъявлялись две карточки. На одной из них была изображена одна линия, на другой - три линии разной длины. Требовалось определить, какая из трех линий на одной карточке равна линии на другой карточке. Факторы конформного поведения: - личностные характеристики членов группы (существует отрицательная зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и интеллектом, способностью к лидерству, толерантностью к стрессу, социальной активностью и ответственностью. Также женщины более конформны, чем мужчины. Возрастные особенности: максимум конформности - 12-13 лет)
- групповые факторы (величина группы, структура коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы. Конформность усиливается при: - единодушии большинства, - децентрализованных коммуникативных сетях, - гомогенности и сплоченности группы). ВИДЫ конформного поведения: I. Нормативное - конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, Информационное - поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение. II. Внешнее подчинение проявляется в двух формах: - в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом; - в сознательном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами. III. Келмен: - подчинение (внешнее подчинение большинству, человек остается при своем мнении), - идентификация (при этом также имеет место принятие навязываемого поведения, но здесь субъект верит в эти мнения; человек соотносит себя с другими «я как он»), - интернализация (усвоение идей и принятие их как своих собственных, характерно совпадение мнений, высказываемых группой, с системой ценностей данной конкретной личности). Джерард и Дойч: информационная теория конформности. В ней утверждается, что конформность должна рассматриваться в контексте более общей теории, касающейся последствий поиска человеком информации в ситуациях, в которых он оценивает собственное поведение на основе соотнесения его с поведением других. Такой поиск вызван стремлением субъекта свести к минимуму неопределенность своего положения в ситуации. Информационный процесс осуществляется посредством двух различных типов социального сравнения: - сравнительного оценивания (человек использует поведение других как стандарт), - отраженного оценивания (человек формирует впечатление о себе, исходя из поведения других, ориентированного на него). Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках теорий психологического обмена (личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы). Конформность к групповым нормам, т.е. степень поведенческого соответствия им, в одних ситуациях есть позитивный, а в других ситуациях - негативный фактор функционирования группы.
Нормативное влияние меньшинства. Эта линия берет начало в исследованиях школы Московиси. Критиковал теорию Аша, согласно которой поведение личности в группе есть адаптивный процесс; способствуя этой адаптации, конформность фактически выступает как определенное требование социальной группы (отклонение от нормы – плохая адаптация и угроза существования группы). Московиси утверждает, что инновации и социальные изменения часто возникают на периферии общества, а не по инициативе его лидеров, и что решающую роль в развитии этих процессов могут сыграть лица, составляющие по своим взглядам общественное меньшинство. Эксперименты Московиси и Фошо: группам из 6 человек (двух сообщников экспериментатора и четырех «наивных субъектов») предъявлялся тест цветового восприятия (стимульный материал – голубые слайды); сообщники экспериментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеленый цвет, оказывая тем самым влияние на большинство. Результаты: «сообщники» (меньшинство) оказывали влияние на ответы «наивных» субъектов; также менялся порог цветового различения (влияние меньшинства выступило не только как одномоментный факт, но и характеризовалось определенной устойчивостью). Важен поведенческии стиль меньшинства. Такие характеристики стиля: 1) устойчивость, 2) уверенность индивида в правоте своей позиции, 3) изложение и структурирование соответствующих аргументов. Если влияние большинства стабилизирует группу, то меньшинства – обеспечивает ее развитие. Последствия отклонения от групповых норм. О тклонение членов группы от установленных в ней стандартов поведения сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций (насмешки; угрозы…). Последствием отклонения от норм может стать как поощрение (выражается в большей коммуникации, повышении статуса), так и наказание (снижение коммуникации, насмешки, игнорирование) Эксперименты Шехтера: Были созданы 4 типа студенческих групп, периодически собиравшихся для обсуждения близкой им проблематики (юриспруденция, редакторское дело, театр и кино, технические проблемы). Группы отличались уровнем сплоченности и степенью значимости для членов каждой из них тематики обсуждения - истории судебного дела несовершеннолетнего преступника. Каждый член группы знакомился с историей и решал, что следует сделать с преступником. Затем индивидуальные мнения зачитывались группе. Одновременно свои суждения высказывали «сообщники» экспериментатора. Один из них сразу же соглашался с неким усредненным мнением группы (своего рода «нормой») и поддерживал его в ходе последующей дискуссии, а два других занимали противоположную ему позицию. Однако в процессе дискуссии один из «сообщников» принимал влияние группы и менял свое мнение, а другой упорствовал в своем решении до конца дискуссии. Результат: сначала обоих пытались переубедить, после того как один из них соглашался с группой, адресованные ему коммуникативные потоки ослабевали; что касается второго сообщника, не соглашавшегося с большинством, то после сильного давления на него со стороны группы общение с ним прекращалось: группа как бы отвергала его. Выявленные в эксперименте тенденции (давления и отвержения) возрастали в зависимости от степени сплоченности группы и релевантности (значимости) обсуждавшейся темы.
34. Совместимость и сработанность в малой группе. Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться двумя механизмами: совместимостью партнеров, возникающей на основе межличностной привлекательности, и сработанностью, порождающейся удовлетворенностью результатами совместной деятельности. Совместимость – результат согласования поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания людей. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать. Сработанность - эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Сработанность приводит к согласию - единомыслию, общности точек зрения, доброжелательности в отношениях и не способствует возникновению эмоциональной близости. Шоу: 2 типа межличностной совместимости: 1. потребностную (эффект сложного сочетания ведущих потребностей и целей взаимодействующих людей; большее соотносится с совместимостью), 2. поведенческую (соответствие поведенческих моделей, реализуемых в значимых групповых ситуациях; соотносится с сработанностью). Обозовы различают: 1. структурную (совместимость на уровне темперамента, характера и личностных качеств партнеров; соотносится с совместимостью), 2. функционально-ролевую (соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия) совместимость. Совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера и сходными личностными ориентациями и целями. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности. Сплоченность группы проявляется в двух сферах: эмоциональной (совместимость) и инструментальной (сработанность). Сравнительная характеристика совместимости и сработанности по ряду параметров, предложенных Обозовым: 1. определяющий критерий: для совместимости – удовлетворенность отношениями; для сработанности – успешность деятельности. 2. по происхождению: Совместимость как особое свойство отношений членов группы формируется в ситуациях неформального контакта в том случае, если общение удовлетворяет важные социальные потребности партнеров (то есть это результат установившихся эмоционально привлекательных отношений). Сработанность формируется в условиях совместной деятельности членов группы как результат общей успешности в работе (то есть это результат успешного взаимодействия). 3. - по субъективной представленности человеку: совместимость предстает человеку как удовлетворенность отношениями и желание их продолжать; сработанность представлена в сознании человека удовлетворенностью результатами взаимодействия. 4. - по энергозатратам: формирование совместимых отношений - процесс энергозатратный, поддержание отношений требует постоянных эмоциональных вкладов (такие затраты окупаются эмоциональным обменом с партнером); а усилие для организации успешного совместного действия (сработанности) требуется минимальное. 5. - по адекватности взаимопонимания: взаимопонимание в совместимых парах достигается за счет механизмов эмпатии и идентификации (то есть такие партнеры не столько друг друга знают, сколько понимают и принимают); сработанность возникает благодаря тому, что взаимодействующие члены группы способны объективно оценивать возможности и правильно прогнозировать ближайшие шаги друг друга. 35. Групповая сплоченность. Основные модели групповой сплоченности. Сплоченность различными авторами рассматривается в двух аспектах: - как процесс (в этом случае целесообразнее говорить о сплочении), - как особое состояние отношений в группе (это состояние может иметь различную степень выраженности - уровень сплоченности). Сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим законам. Так, в русле социометричекого подхода сплоченность напрямую связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимных симпатиях (индекс групповой сплоченности – отношение числа взаимных выборов к общему числу возможных выборов). ФАКТОРЫ сплоченности: 1. Эмоциональная привлекательность. 2. Полезность для индивида. 3. Частота и устойчивость межличностного контакта. ПОДХОДЫ к изучению. I. Сплоченность как межличностная аттpакция (С упруги Лотт). Сплоченность - «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы». Авторы попытались выделить группу переменных, составляющих совокупность причин и следствий симпатии (межличностной аттракции, сплоченности) членов малой группы. Причины симпатии: частота взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно демократический), фрустрация и угроза течению группового процесса; статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д. Последствия симпатии: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможный рост продуктивности группы. Такая трактовка сплоченности является недостаточной для объяснения причин единения социальной группы. Трактовка сплоченности как эмоционального феномена межличностных отношений присуща и отечественным исследователям. Но они не пользуются понятием аттракции. Сплоченность описывается ими как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых (в пользу собственной группы) и аутгрупповых (в пользу каких-то внешних групп) социометрических выборов. II. Сплоченность как результат мотивации группового членства ( Картрайт). Положено представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе (Фестингер). Совокупность этих сил (детерминант сплоченности) представлена следующим набором переменных: - мотивационная основа тяготения субьекта к группе (включает совокупность его потребностей и ценностей); - побудительные свойства группы (отражены в ее целях, программах, характеристиках ее членов, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта); - ожидания субъекта; - индивидуальный уровень сравнения (усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах). В этой модели мотивация членства рассматривается в тесной связи с другими переменными, преимущественно относящимися к личностным особенностям их членов. Помимо названных выше детерминантов сплоченности, есть еще один аспект, который в модели Картрайта отсутствует, но на который указывает ряд авторов - межгрynповой конфликт. Согласно современным представлениям, сам по себе межгрупповой конфликт не так сильно влияет на рост внутригрупповой сплоченности, что противоречит прежним представлениям о тесной позитивной связи между этими переменными. Главным фактором роста внутригрупповой сплоченности в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости между индивидами и группами. Речь идет о восприятии ими своей группы как единого целого, переживании общности «групповой судьбы». Последствия роста сплоченности: 1. сохранение группового членства, 2. усиление влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становится конформное поведение), 3. возрастающее участие в жизни группы, 4. рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности. 5. рост продуктивности группы. Плюсы подхода: - обращение к мотивационной основе поведения индивидов, т.е. фактически учет субъективного фактора при рассмотрении группового феномена; - указание на разнохарактерную природу детерминации групповой сплоченности; - подчеркивание взаимосвязи некоторых важных компонентов модели, необходимое для уяснения конкретной роли феномена сплоченности в групповом процессе. III. Сплоченность как ценностно-ориентационное единство членов группы. В предыдущих моделях основной акцент делается на эмоциональной природе феномена. До некоторой степени антитезой этим подходам являются развиваемые Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности представления о сплоченности как ЦОЕ ее членов. В ином аспекте рассматривается интересующий нас вопрос в рамках стратометрической концепции коллектива А. В. Петровского. «Сплоченность как ЦОЕ - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом». ЦОЕ группы как показатель ее сплочения не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, ЦОЕ – это, прежде всего, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности. В рамках этого подхода Донцовым выделена одна из высших форм ЦОЕ - предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности. Трактовка сплоченности как ЦОЕ принимает во внимание эмоциональную составляющую, но, как подчеркивают сторонники обсуждаемого подхода [Андреева, Донцов], лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений (третий уровень групповой структуры в концептуальной схеме Петровского). Система страт, групповые структуры могут одновременно быть рассмотрены как уровни развития группы, и в частности, уровни развития групповой сплоченности. Сплоченность инструментального типа (предметно-ценностное единство группы) является доминирующей для групп, ориентированных преимущественно на решение задач профессионального (инструментального) характера. Но это не означает, что эмоциональная сфера жизнедеятельности группы и соответствующая ей сплоченность эмоционального типа не являются заслуживающими внимания «моментами» групповой жизни. Вряд ли правомерно считать эмоциональное единение членов группы всего лишь отражением их поверхностных контактов. Кричевский и Дубовская предлагают ввести понятие «эмоционально-ценностное единство», отражающее степень эмоционального единения членов группы, основывающегося на сходстве их ценностных систем.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|