Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Групповая динамика и её психологические показатели.




Групповая динамика - это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени.

Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левиным. Идеи:

- группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она способна изменять их индивидуальное поведе­ние;

- оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведение отдельных ее членов;

- основа группы - не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы…

Среди наиважнейших рассматриваются такие групповые процессы:

1) процесс образования и развития группы,

2) норма­тивное влияние (процессы жизнедеятельности сложившейся группы),

3) процессы управления группой,

4) процессы групп.функционирования и принятие групповых реше­ний.

Образование группы.

3 аспекта:

1. Возникновение группы вне зав.от входящих в нее индивидов (офиц,формальные).

2. Кадровое пополнение группы.

3. Возникновение неформальных групп. В основе их создания:

- психол.причины (потребности в принадлежности и тп),

- личностные х-ки,

- групповые х-ки.

По мнению Шоу, социальная группа выполняет две своеобразные функции:

- служит непосредственно средой достижения индивидами личных целей, чем усиливает стремление войти в нее и сохранять в ней свое членство;

- выполняет инструментальную функ­цию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает до­ступ к интересующим его целям, лежащим за пределами интересов группы.

Механизмы групповой динамики. Можно выделить по меньшей мере три таких механизма групповой динамики: -разрешение внутригрупповых противоречий; -«идиосинкразический кредит»; - психологический обмен.

1.Разрешение противоречий. Н ескольких типов внутригруп­повых противоречий. Например, противоречие между воз­растающими потенциальными возможностями группы и ее акту­альной деятельностью, между растущим стремлени­ем членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личнос­ти в групповую структуру, интеграции ее с группой. Обнаружилось, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения ука­занных противоречий и их последующего разрешения.

Пси­хоаналитик Шамбо: Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассог­ласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приво­дит группу к дестабилизации и конфликту.

2.«Идиосинкразический кредит» (Холландер). Предполагается, что, вопреки традиционным представлени­ям, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реа­лизует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новше­ства, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функциониро­вания. Причем, члену группы может быть позво­лено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное пове­дение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, харак­теризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).

«Идиосинкразический кредит» выступает в качестве одного из условий внедре­ния в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую ступень жизнедеятельности.

3.Психологический обмен. О дна из его разновидностей - ценностный обмен. Ценности - материальный или нематериальныu предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребно­сти, отвечать его интересам. В многооб­разии форм совместной деятельности ценности могут выступать в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относя­щихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т.п. Человек привносит в группу свои знания, умения…; группа также удовлетворяет некоторые потребности человека - психологический обмен. Чем выше вклад человека, тем больше он и получает (статус, уважение). Если затраты пропорциональны вознаграждению, то человек удовлетворен и его положение остается стабильным.

Кричевский предполагает по­уровневый характер ценностного обмена в малой группе, обуслов­ливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Выделяет два уровня ценност­ного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.

Диадный уровень - наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом слу­чае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете - внутри множества диад, и имеет своим следствием приписывание индивидами друг другу определенного статуса. Дополнительно учитывается и такой момент, как значительная соподчинен­ность диадных целей общегрупповым.

Собственно групповой уровень - более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа как целое, определяющее в итоге статус своих членов в зави­симости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.

Наряду с уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации - две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа.

Нормативное влияние на человека оказывает как групповое большинство, так и групповое меньшинство. Влияние большинства основано на информационной и нормативной зависимости человека от его группы. Конформность, демонстрируемая человеком в группе, явля­ется, по сути, не индивидуальным, а групповым феноменом. Основные источники нормативного влияния меньшинст­ва - уверенность, гибкость, последовательность позиции, уважи­тельное отношение к оппонентам. Основные следствия – развитие группы, стимуляция познавательной активности членов группы.

Самоопределение человека в отношении групповых норм приводит к тому, что данная группа становится либо референтной, либо группой членства. Референтной является идеальная или реаль­ная группа, к которой человек себя субъективно причисляет, нормы и ценности которой он разделяет.

Процесс принятия решений в реальных группах характери­зуется такими феноменами:

- групповая поляризация,

- сдвиг к риску,

- огруппление мышления.

Однако в целом групповые решения обладают рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными, чем обусловлен высокий интерес к разработке технологий принятия группой эффективных решений. Традиционно к технологиям при­нятия эффективных групповых решений относят: групповое интер­вью, мозговой штурм и групповую дискуссию.

 

32. Структурные характеристики малой группы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...