Групповая динамика и её психологические показатели.
Групповая динамика - это совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени. Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левиным. Идеи: - группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она способна изменять их индивидуальное поведение; - оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведение отдельных ее членов; - основа группы - не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы… Среди наиважнейших рассматриваются такие групповые процессы: 1) процесс образования и развития группы, 2) нормативное влияние (процессы жизнедеятельности сложившейся группы), 3) процессы управления группой, 4) процессы групп.функционирования и принятие групповых решений. Образование группы. 3 аспекта: 1. Возникновение группы вне зав.от входящих в нее индивидов (офиц,формальные). 2. Кадровое пополнение группы. 3. Возникновение неформальных групп. В основе их создания: - психол.причины (потребности в принадлежности и тп), - личностные х-ки, - групповые х-ки. По мнению Шоу, социальная группа выполняет две своеобразные функции: - служит непосредственно средой достижения индивидами личных целей, чем усиливает стремление войти в нее и сохранять в ней свое членство; - выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующим его целям, лежащим за пределами интересов группы. Механизмы групповой динамики. Можно выделить по меньшей мере три таких механизма групповой динамики: -разрешение внутригрупповых противоречий; -«идиосинкразический кредит»; - психологический обмен.
1.Разрешение противоречий. Н ескольких типов внутригрупповых противоречий. Например, противоречие между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Обнаружилось, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения. Психоаналитик Шамбо: Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. 2.«Идиосинкразический кредит» (Холландер). Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Причем, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое). «Идиосинкразический кредит» выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую ступень жизнедеятельности.
3.Психологический обмен. О дна из его разновидностей - ценностный обмен. Ценности - материальный или нематериальныu предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам. В многообразии форм совместной деятельности ценности могут выступать в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т.п. Человек привносит в группу свои знания, умения…; группа также удовлетворяет некоторые потребности человека - психологический обмен. Чем выше вклад человека, тем больше он и получает (статус, уважение). Если затраты пропорциональны вознаграждению, то человек удовлетворен и его положение остается стабильным. Кричевский предполагает поуровневый характер ценностного обмена в малой группе, обусловливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Выделяет два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы. Диадный уровень - наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете - внутри множества диад, и имеет своим следствием приписывание индивидами друг другу определенного статуса. Дополнительно учитывается и такой момент, как значительная соподчиненность диадных целей общегрупповым. Собственно групповой уровень - более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа как целое, определяющее в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Наряду с уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации - две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа. Нормативное влияние на человека оказывает как групповое большинство, так и групповое меньшинство. Влияние большинства основано на информационной и нормативной зависимости человека от его группы. Конформность, демонстрируемая человеком в группе, является, по сути, не индивидуальным, а групповым феноменом. Основные источники нормативного влияния меньшинства - уверенность, гибкость, последовательность позиции, уважительное отношение к оппонентам. Основные следствия – развитие группы, стимуляция познавательной активности членов группы.
Самоопределение человека в отношении групповых норм приводит к тому, что данная группа становится либо референтной, либо группой членства. Референтной является идеальная или реальная группа, к которой человек себя субъективно причисляет, нормы и ценности которой он разделяет. Процесс принятия решений в реальных группах характеризуется такими феноменами: - групповая поляризация, - сдвиг к риску, - огруппление мышления. Однако в целом групповые решения обладают рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными, чем обусловлен высокий интерес к разработке технологий принятия группой эффективных решений. Традиционно к технологиям принятия эффективных групповых решений относят: групповое интервью, мозговой штурм и групповую дискуссию.
32. Структурные характеристики малой группы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|