Основные модели развития малой группы.
Существуют разные подходы к выделению стадий развития групп: 1 - теоретические модели развития (Петровский, Уманский, Такмен…) 2 - эмпирические модели развития (лонгитюдные исследования жизни реальных групп; Стэнфорд, Роарк) 3 - рассмотрение стадий развития групп на примере временных групп (Беннис, Шеппард). (1) Модели коллективообразования. Стратометрическая концепция коллектива А.В.Петровского. Им предложены два критерия построения гипотетической типологии групп: а) - степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; б) - общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности-негативности с точки зрения общественного прогресса (просоц/асоц.). Развитие группы - движение в континууме, положительными отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью. Прос.ассоциация Коллектив __________________________ Ас.ассоциация Корпорация +: отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы. –: проблема конкретного приложением схемы к множеству реально функционирующих групп. В схеме намечены конечные пункты, но не обозначены механизмы и стадии развития.
Система страт: в модели существуют три слоя отношений в группе. - Ядро: совместная деятельность, прежде всего - психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства. - Внутренний слой - это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям = ЦОЕ. - Средний слой - межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы (неофициальные деловые отношения). - Наружный слой образуют межличностные отношения, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении (неофициальные эмоциональные отношения). Параметрический подход Л.И. Уманского. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы - своеобразных критериях ее развития как коллектива: 1) содержание нравственной направленности группы (интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций); 2) организационное единство группы; 3) групповая подготовленность в сфере реализации совместной дея-ти; 4) психологическое единство (коммуникативность, межличностные эмоц. контакты, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях). В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат (состоит из незнакомых между собой людей), а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух стадий - кооперации и автономизации.
антиколлектив-----группа-конгломерат-----(номин.группа)-----(ассоциация)-----кооперация-----коллектив Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация. Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов. Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция. Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов. Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к своеобразному «закукливанию» группы, ее переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые (корпорация). Это препятствует ее дальнейшему развитию. Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченнocть, кооперативность в инструментальной сфере. Уманский определял коллектив как реальную контактную группу, отличающуюся «интегративным единством коммунистической направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности». Схема позитивной ветви континуума и в теоретическом, и в эмпирическом плане проработана серьезно. Причем исследователям удалось найти разнообразные пути ее операционализации применительно к реально функционирующим группам. Деструктивная линия жизни коллектива мало изучена. Двухфакторная модель развития группы Такмена. Такмен изучает группу в деловой и межлич.сфере. В каждой сфере группа проходит 4 стадии. 1. В сфере межличностной активности: 1) стадия «проверки и зависимости» (ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого способа построения отношений); 2) стадия «внутреннего конфликта» (нарушение взаимодействия и отсутствие единства);
3) стадия «развития групповой сплоченностu» (отношения гармонизируются, люди принимают друг друга такими, какие они есть); 4) стадия «функционально-ролевой соотнесенности» (образование ролевой структуры, устанавливается иерархия, отношения упорядочиваются). 2. В сфере деловой активности: 1) «ориентировка в задаче» (поиск оптимального способа решения задачи); 2) «эмоциональный ответ на требования задачи» (противодействие членов группы требованиям вследствие несовпадения их с личными намерениями); 3) «открытый обмен релевантными интерпретациями» (максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации); 4) «принятие решений» (конструктивные попытки успешного решения задачи). Позже Такмен добавил еще одну стадию: прекращение деятельности. Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, не раскрывая, к сожалению, конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Не ясно взаимовлияние сфер. По мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу. Стадии командообразованuя получили более обобщенное название: 1) формирование, 2) возмущение, 3) упорядочение, 4) выполнение и 5) прекращение деятельности. (2) Эмпирические модели развития группы. Стенфорд и Роарк описали динамику жизни ученического класса и выделили 7стадий груnnообразованuя: 1) ориентационный этап (формируются представления учеников о классе, структура отношений складывается, в основном, из диад, учитель воспринимается как основной авторитет в классе); 2) формирование групповых норм (образ группы как целого в представлениях учеников); 3) межличностные конфликты (возникают из-за стремления учеников вырваться из-под опеки учителя в вопросах, касающихся жизни класса); 4) первый опыт решения внутригрупповых конфликтов (развитие сплоченности и солидарности); 5) возникновение элементов сложившейся группы с выраженным чувством- «мы» (доминирует учебная активность и учебные цели); 6) доминирование эмоциональной активности (переоценка групповых норм, класс «закрывается» для учителя); 7) высший этап – группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, высок уровень групповой сплоченности. (3) Теории кратковр.существования групп. Беннис, Шепард считали, что у группы потребность: - на 1 стадии: включения, - на 2ой: в контроле, - на 3ей: в привязанности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|