Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные модели развития малой группы.




Существуют разные подходы к выделению стадий развития групп:

1 - теоретические модели развития (Петровский, Уманский, Такмен…)

2 - эмпирические модели развития (лонгитюдные исследования жизни реальных групп; Стэнфорд, Роарк)

3 - рассмотрение стадий развития групп на примере временных групп (Беннис, Шеппард).

(1) Модели коллективообразования.

Стра­тометрическая концепция коллектива А.В.Пет­ровского. Им предложены два критерия построения гипотетической типологии групп:

а) - степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности;

б) - общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитив­ности-негативности с точки зрения общественного прогресса (просоц/асоц.).

Развитие группы - движение в континууме, положительными отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и вы­сокий негативный показатель по второму критериям).

В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная дея­тельность), а промежуточное положение между диффузной груп­пой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.

Прос.ассоциация Коллектив

__________________________

Ас.ассоциация Корпорация

+: отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позво­ляющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой ма­лой группы.

–: проблема конкретного приложением схемы к множеству реально функцио­нирующих групп. В схеме намечены конечные пункты, но не обозначены механизмы и стадии развития.

Система страт: в модели существуют три слоя отношений в группе.

- Ядро: совместная деятельность, прежде всего - психологическое содержание деятель­ности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руковод­ства.

- Внутренний слой - это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям = ЦОЕ.

- Средний слой - межличностные отношения чле­нов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы (неофициальные деловые отношения).

- Наружный слой образуют межличностные отношения, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении (неофициальные эмоциональные от­ношения).

Параметри­ческий подход Л.И. Уманского. В основу подхода положено представление о социально-психологичес­ких параметрах группы - своеобразных критериях ее развития как коллектива:

1) содер­жание нравственной направленности группы (интегративное един­ство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций);

2) организацион­ное единство группы;

3) групповая подготовленность в сфере реали­зации совместной дея-ти;

4) психологическое единство (коммуникативность, межличностные эмоц. контакты, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях).

В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат (со­стоит из незнакомых между собой людей), а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному по­люсу - коллективу сопряжено с последовательным прохождени­ем ею двух стадий - кооперации и автономиза­ции.

антиколлектив-----группа-конгломерат-----(номин.группа)-----(ассоциация)-----кооперация-----коллектив

Причем между группой-конгломератом и группой-коопераци­ей возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.

Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.

Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды дея­тельности приняты членами группы. Возникает первичная межлич­ностная интеграция.

Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита струк­тура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотруд­ничество в решении целевых вопросов.

Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно ги­пертрофированное развитие черт автономии, что приводит к своеоб­разному «закукливанию» группы, ее переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые (корпорация). Это препятствует ее даль­нейшему развитию.

Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплочен­нocть, кооперативность в инструментальной сфере. Уманский определял коллектив как реальную контактную группу, отличаю­щуюся «интегративным единством коммунистической направлен­ности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности».

Схема позитивной ветви континуума и в теоретическом, и в эмпирическом плане проработана серьезно. Причем исследователям удалось найти разнообразные пути ее операционализации применительно к реаль­но функционирующим группам. Деструктивная линия жизни коллектива мало изучена.

Двухфакторная модель развития группы Такмена. Такмен изучает группу в деловой и межлич.сфере. В каждой сфере группа проходит 4 стадии.

1. В сфере межличностной активности:

1) стадия «проверки и зависимости» (ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск вза­имоприемлемого способа построения отношений);

2) стадия «внутреннего конфликта» (нарушение взаимодействия и отсутствие единства);

3) стадия «развития групповой сплоченностu» (отношения гармонизируются, люди принимают друг друга такими, какие они есть);

4) стадия «функционально-ролевой соотнесенности» (образование ролевой структуры, устанавливается иерархия, отношения упорядочиваются).

2. В сфере деловой активности:

1) «ориентировка в задаче» (поиск оптимального способа решения задачи);

2) «эмоциональный ответ на требования задачи» (противодействие членов группы требованиям вследствие несовпадения их с личными намерениями);

3) «открытый обмен релевантными интерпретациями» (максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предло­жить альтернативную трактовку информации);

4) «принятие решений» (кон­структивные попытки успешного решения задачи). Позже Такмен добавил еще одну стадию: прекращение деятельности.

Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, не раскрывая, к сожалению, конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Не ясно взаимовлияние сфер. По мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу.

Стадии командо­образованuя получили более обобщенное название: 1) формирование, 2) возмущение, 3) упорядочение, 4) выполнение и 5) прекращение деятельности.

(2) Эмпирические модели развития группы. Стенфорд и Роарк описали динамику жизни ученического класса и выделили 7стадий груnnообразованuя:

1) ориентационный этап (формируются представления учеников о классе, структура отношений складывается, в основном, из диад, учитель воспринимается как основной авторитет в классе);

2) формирование групповых норм (образ группы как целого в представлениях учеников);

3) межличностные конфликты (возникают из-за стремления учеников вырваться из-под опеки учителя в вопросах, касающихся жизни класса);

4) первый опыт решения внутригрупповых конфликтов (развитие сплоченности и солидарности);

5) возникновение элементов сложившейся группы с выраженным чувством- «мы» (доминирует учебная активность и учебные цели);

6) доминирование эмоциональной активности (переоценка групповых норм, класс «закрывается» для учителя);

7) высший этап – группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, высок уровень групповой сплоченности.

(3) Теории кратковр.существования групп.

Беннис, Шепард считали, что у группы потребность:

- на 1 стадии: включения,

- на 2ой: в контроле,

- на 3ей: в привязанности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...