Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Личность – объект и субъект управления.




Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Индивидуальность – особые проявления в деятельности.

Личность всегда обладает определенными свойствами:

1) взаимосвязь и взаимообусловленность личностных качеств

2) активная деятельность, направленная на познание и приобразование окружающего мира

3) устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение.

Поведение – это стиль деятельности, определяемый эмоциональными и рациональными факторами. Факторы определяются внутренними склонностями, внешней обстановкой, вкусами, взглядами и мотивацией. Черты личности формируются под влиянием:

-природных свойств

-социальных факторов

От знания и понимания этих факторов зависит успех управленческой деятельности.

Любая личность характеризуется в сфере управления:

1. общими качествами (интеллект, внимание, общительность)

2. специфическими свойствами (способность к определенному виду деятельности)

3. подготовленность (знание, умение навыки)

4. направленность (интересы, стремление, идеал).

5. складом характера

6. биологически обусловленными особенностями (темперамент)

7. психологическими особенностями: диапазон деятельности (насколько широко и глубоко человек овладел деятельностью), стиль работы, динамика психики

8. психическими состояниями – это стойкие психические явления, присущие человеку на протяжении довольно длительного времени (возбуждение, торможение…)

Эти свойства и состояния нужно точно уметь определять, что помогает прогнозировать поведение человека в экстримальной ситуации.

Направленность личности.

Направленность создает устойчивую ориентацию поведения человека, независимо от конкретной ситуации. 3 основных типа направленности:

1. на взаимодействие (общение) - человек стремится поддерживать отношения, быть в компании, сотрудничать, участвовать в коллективном принятии решении.

2. на задачу (деловая направленность) – главное – достижение цели, получение реальных результатов, доказательство своей правоты и значимости).

3. на себя (личностная направленность) – человек стремится в первую очередь решать собственные задачи и проблемы, добиваться личностного благополучия. Часто перекладывает работу на другого, часто создает видимость работы.

Помимо направленности, еще одна важная характеристика – способности. Способность – это совокупность черт, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Способности бывают:

1) -Общие (ощущать, воспринимать, мыслить);

-Частные: простые (решительность, настойчивость, критичность) и сложные (профессиональные, специальные способности, которые формируются в результате овладение каким-либо видом деятельности).

2) -теоретические, -практические, -технические, -организационные и т.д.

Основа способностей – задатки. Это психологические особенности организма; это природная склонность к определенному виду деятельности. Задатки превращаются в способности под воздействием жизненных условий, под влиянием активности личности.

По форме проявления задатки могут быть: к рекпродуктивной деятельности (усвоение и применение информации) и к творческой деятельности.

По уровню развития способности:

1. одаренность – совокупность факторов, обеспечивающих успешную деятельность.

2. талантливость – предполагает создание чего-то нового через творчество.

3. гениальность – высшая степень одаренности, результаты которой имеют общее историческое значение.

Любая деятельность предполагает овладение навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше тратится сил. Наряду с навыками у человека встречаются привычки – автоматические форм поведения, которые из-за частого повторения становятся необходимыми человеку. (у навыка есть цель)

Общие способности связаны с типом мышления.

Типы мышления: - художественный (яркость образов, фантазии, импульсивность, непоследовательность); - логический (критичность, ясность, последовательность, глубина); - смешанный.

Степень реализации способностей в системе управления зависит: от полученного образования и от природы мышления.

Людям, занимающим низшие руководящие должности необходимо обладать конкретно–образным мышлением.

Руководителям небольших предприятий, планирующим работу не меньше, чем на год, необходимо обладать конкретно-логическим мышлением (такое мышление появляется только после определенного уровня образования и опыта работы).

Для руководителей крупных предприятий, а также их заместителей необходимо наличие абстрактного мышления.

Для руководства объединениями крупных предприятий необходимо предвидящее мышление.

 

68. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.

Темперамент – это особенность проявления НС. Он характеризует динамику протекания нервных процессов. Темперамент определяет: эмоциональность, уравновешенность/неуравновешенность, подвижность/инертность, активность/пассивность, а так же силу чувств. Темперамент влияет на характер, являясь его биологической основой; влияет на стиль работы, на взаимоотношения с окружающими.

Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, при формировании малых групп, для работы в специфических условиях.

Холерик – неустойчивые, нестабильные, с повышенным эмоциональным проявлением. Они физически не могут рассчитывать количество сил на выполнения задачи, импульсивны.

Сангвиник – стабилен, сильно экстравертирован, общителен, легко интересуется всем и легко берется за любое начинание, он искренен.

Меланхолик – нестабильный, им нужно время, чтобы сосредоточиться, не проявляют своих чувств, тревожны, интровертированны, легко расстраиваются, склонны к рассуждению, часто пессимистичны, необщительны, как правило обладают тихим голосом и манерой поведения.

Флегматик – стабильный интровертированый, пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, надежный, добрый, ровный, спокойный.

Свойства темперамента

N Свойство Холерик сангвиник флегматик Меланхолик
  уравновешенность Неуравновешенный Уравновешенный Очень уравновешенный Очень неуравновешенный
  Настроение Разное, но устойчивое Устойчивый Очень спокойный Тревожное, очень неустойчивое
  Эмоции Кратковременные, сильные, неустойчивые Неглубокие, меняющиеся Длительные, слабые Длительные, сильные, глубокие
  Речь Нервная, быстрая Громкая, уверенная Спокойная, тихая Тихая, нервная
  Терпение Нет Умеренное Высокое Разное, неровное
  Адаптация Хорошая Отличная Медленная Трудно
  Контактность Высокая Высокая, ниже, чем у холериков Невысокая Низкая
  Отношение к критике Агрессивное Спокойное Безразличное Ранимое
  Отношение к новому Радостное, ищущее Любопытствующее Отрицательное Пугающее
  Поведение в сложных ситуациях Нерасчетливое, нестабильное Активное, адекватное Хладнокровное Встревоженное, растерянное
  Самооценка Завышенная, неустойчивая Адекватное к завышенной Реальная, адекватная Неадекватная, заниженная
  Подверженность влиянию Умеренное, на него сложно влиять умеренное Низкая, слабая Сильная

 

Характер – это устойчивый, индивидуальный склад человека; совокупность наиболее ярко выраженных черт и психологических свойств, определяющих индивидуальное повеление. Характер проявляется в отношении к самому себе, к окружающим, к деятельности, а также в манерах поведения.

Характер – итог взаимодействия внутренних факторов (эмоциональность, активность, а также первичные и вторичные свойства характера.

Характер – это стабильная характеристика личности, и при этом – развивающаяся. Естественные внутренние факторы придают ему устойчивость, а жизненные обстоятельства делают характер изменчивым.

Характер составляет основу морально-волевых свойств личности. К чертам характера относятся: отзывчивость, откровенность, недоверчивость, молчаливость, хвастливость, требовательность, осторожность, хитрость, скрытость.

Важной составляющей характера является эмоциональность, которая является субъективно-чувственной реакцией на внешние и внутренние раздражители. Она протекает в эмоциональных проявлениях – положительно или отрицательно.

Положительная эмоции предполагают стремление продолжать деятельность. А отрицательные – прекратить.

восприятие как основа поведения -это процесс организации и интерпретации представлений о мире, это активная полусознательная деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а значимой.

Обстоятельства, влияющие на восприятие: ситуация, глубина понимания реальной ситуации, личные и социальные характеристики субъекта, стереотипы, избирательность, целостность восприятия, недостаточная структурированность, соотносимость с собой, физические характеристики объекта.

Особенности восприятия:

1. эффект порядка (предпочтение первой информации)

2. опережение (информация, полученная перед общение усваивается прочнее)

3. средней ошибки – усреднение крайних оценок

4. перенос оценки с одних явлений на другие

5. проекция собственных чувств и ощущений на других

6. первое впечатление (более благоприятно)

7. новизна в отношении знакомого объекта

8. идеализация

9. бумеранг

10. эффект ожидания (желаемое за действительное)

Внешние факторы, влияющие на поведение.

1. влияние круга общения может быть личным (т.е. включает эмоциональные связи) или служебным, т.е. определяется должностными связями. На практике выделяются: круг ближайшего общения (составляет 5 человек и нет боязни утечки информации), круг периодического общения (это круг официальных вопросов, возникающих в процессе работы), круг эпизодического общения (сослуживцы и знакомые).

В каждой группе своя микроэтика, которая определяет взаимодействие лиц в рамках управленческой деятельности.

Важна ситуация при переходе из одной группы общения в другую: пока страрые связи рушатся, а новые еще не возникли, образуется вакуум, в который устремляется определенный круг людей (случайные, корыстные…)

2. Роль – совокупность действий ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными, психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, диктует правила поведения и делает его предсказуемым.

На роль влияют: характер, истолкование своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям индивида.

3. Статус – оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли. Определяет реальное или ожидаемое место человека в системе социальных связей. Ранг индивида может быть как формальный, так и неформальный

Различные соотношения факторов влияния круга общения, роли и статуса определяют 3 типа поведения:

1. независимый, 2. нейтральный, 3. зависимый.

Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что для одних людей необходим определенный тип поведения, который воспринимается как вынужденный, внешненавязанный, для других людей руководство или подчинение внутренне желательны и приносят удовольствие, при этом иногда самое активное руководство и самое добросовестное подчинение могут не принести успеха, а вредить делу из-за ориентации не на достижение результата, а на достижение комфорта. Третий тип поведения: руководство и подчинение являются осознанной необходимостью, что приводит к эффективности и результативности.

 

69. Психологическая характеристика трудового коллектива.

ТК играет огромную роль в жизни человека, дает возможность удовлетворить некоторые потребности, влияет на человека, изменяет его, стимулирует творчество, стремление к совершенствованию. Влияние ТК может быть положительным и отрицательным, что зависит от силы личности и самого ТК. ТК может удовлетворить 3 ведущие личностные потребности: потребность в общении и потребность в деловом взаимодействии. Воздействуя на поведение, коллектив способствует его изменению. Возможна ситуация когда личность подчиняет себе коллектив. Подчинение может идти через позитивное воздействие и управление коллектив или через конфликты.

Виды ТК

· по составу: гомогенные (более конфликтна, более эффективны в решении простых задач, высоко влияние членов группы друг на друга); гетерогенны (более эффективны при решении сложных проблем, при творческой работе)

· по структуре: функциональная – на основе разделения труда и определения производственных задач каждого; политическая – по принадлежности к определенным группировкам; социально – демографические – по полу, возрасту…; социально – психологическая – по симпатии – антипатии; поведенческая – по активности; мотивационная - по движущим факторам поведения

· по статусу: официальные; неофициальные

· по характеру внутренних связей: формальные; неформальные

· по срокам существования: временные; постоянные

· по степени свободы: 1) свободные для вхождения в коллектив; 2)обязательной (армия)

· по активности участия в деятельности: от постоянного требования до эпизодического

· по функциям ТК: ориентированы на достижение определенной цели (официальной, неофициальной); на реализацию совместных интересов; на реализацию определенного вида деятельности

· по степени внутриколлективного разделения труда: по объему выполняемых работ (взаимозаменяемы); по специфике деятельности; глубокое качественное (не взаимозаменяемы)

· по размерам: малые ТК (до 20); большие ТК. Особенность большого коллектива в том, что внутри них формируются команды, в которые попадают наиболее профессионально успешные; для остального коллектива является ведущей силой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...