Психологические характеристики ТК
Коллективы различают между собой и психологически: характер внутреннего климата, состояние и степень сплоченности их участников. 1. Внутренний психологический климат – реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Его можно формировать и корректировать, что зависит от удовлетворенности членами организации, условий труда, межличностных отношений и отношений с руководителем, общего настроения (плохое снижает эффективность туда), взаимопонимания, степени участия в управлении и самоуправлении, дисциплины, группы и места в ней, качества информации, степени совместимости людей. 2. Психологическое состояние ТК – характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положением, на что влияет характера и содержания работы, ее престижности, отношения к ней других членов группы, размера зарплаты, перспектив роста, наличие дополнительных возможностей, места работы, психологического климата, умения членов ТК жить по законам ТК. 3. Сплоченность – психологическое единство людей в важнейших вопросах жизнедеятельности ТК, проявляющееся в притяжении к нему участников, стремление защитить его и сохранить. Сплоченность обусловлена необходимостью взаимопомощи, поддержки, взаимными эмоциональными предпочтениями, пониманием роли коллективного начала в обеспечении тех или иных гарантий. Сплоченность зависит от размера группы, социальной однородности, успехов группы, наличия внешней опасности. В сплоченных ТК: теснее общение, выше самооценка личности, единомыслие, чувство неуязвимости, самоуверенность, фильтрация информации, организованность (способность и готовность к самостоятельному преодолению трудностей, к согласованным действиям, единству в экстримальных ситуациях) но неприязнь к посторонним, самонадеянность, утрата критичности и чувства реальности.
4. Психологическая и социально – психологическая совместимость, т.е. соответствие темпераментов, профессиональных и моральных качеств… Условия, обеспечивающие совместимость: · соответствие личных возможностей каждого структуре и содержанию его деятельности, тогда нормальный ход деятельности и независимость от успехов окружающих, · близость или совпадение морали, тогда взаимодоверие, · однородность основных мотивов деятельности и индивидуальных устремлений – взаимопонимание. · возможность реального взаимодополнения и органического соединения способностей · рациональное распределение функций, чтобы один не добивался успеха за счет другого. Плюсы сплоченности – улучшение индивидуальной адаптации к окружающей среде, большая вовлеченность в деятельность, ощущение личной безопасности.
70. Исследования зависимости эффективности управления от стиля руководства. Стиль руководства (СР) – это общая характеристика способов, с помощью которых происходит взаимодействие руководителя и подчиненных. 1. Авторитарный. Исторически первый, основан на отдаче подчиненным приказов, руководитель предпочитает официальный характер отношений, соблюдает дистанцию с подчиненными. При этом руководитель должен обладать реальной властью, чтобы обеспечивать выполнение своих решений. Здесь полномочия централизуются, контакты с подчиненными ограничены. Руководитель обычно здесь несамокритичный, его влечет к внешней атрибутике, это часто харизматичные люди. Проблемы авторитарного СР, он снижает: эффективность труда, дисциплину, инициативу, показатели социально – психологического климата. - Авторитарный СР э ффективен при: в военных организациях или при безграничном доверии к руководителю
2. Демократический СР - апеллирует к более высоким уровням потребностей, руководитель стремится сделать обязанности привлекательными, избегает навязывать свою волю, привлекает сотрудников к принятию решений (что повышает их мотивацию), но сохраняет жесткий контроль за выполнением решений, разделяет власть, интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать их предложения, использует различные стимулы повышения эффективности, наказание применяется крайне редко. Обычно сотрудники удовлетворены таким СР, стараются пассивно помогать. - Применяется, когда исполнители очень хорошо или лучше разбираются в тонкостях работы. - Исследования показали, что в условиях авторитарного стиля можно выполнить в 2 раза больший объем работы, но при этом ее оригинальность, качество и творчество сильно пострадают. Следовательно, авторитарный СР эффективен при простых видах деятельности, ориентирован на количественный результат. Демократический хорош там, где важно качество работы 3. Либеральный СР - Необходим там, где присутствует творческий подход к решению задачи. Руководитель ставит проблему и создает организационные условия для ее решения, определяет правила и рамки решения, а сам уходит на второй план, оставляя за собой функцию эксперта, арбитра, консультанта… Подчиненные имеют плную свободу в принятии решения и в контроле за собственной работой, принимают решения на основе обсуждения, сами определяют пути реализации. - Работа позволяет максимально выразить себя - Формируется благоприятный эмоционально – психологический климат, порождающий доверие. - Этот СР способствует добровольному принятию ответственности на себя, а руководитель обеспечивает информацию, обеспечивает обучение, поощрение, при этом сохраняя за собой права окончательного решения. - Этот СР все больше распространяется на предприятиях по научным исследованиям, конструкторским разработкам. Здесь принуждение заменяется убеждением, контроль заменяется доверием, подчинение – сотрудничеством. - Но этот стиль легко переходит в попустительский. 4. Попустительский. - руководитель устраняется от дел, передавая свои полномочия (сваливая их) на подчиненных.
Американские исследователи разработали типологию поведения работников и, исходя из этого, предложили соответствующие СР. В основу положили черты характера (контактность, стремление к самоутверждению), которые в человеке или высоки или низки. 1. Низкий уровень самоутверждения: молчаливы, избегают риска, застенчивы, спокойны, сдержаны, медлительны, ищут поддержки у окружающих. 2. Высокий уровень самоутверждения: многословны, резки, склонны к риску, быстро принимают решения, настойчивы, готовы к борьбе 3. С высокой контактностью, т.е. готовностью к взаимодействию: стремятся к близким взаимоотношениям, дружелюбны, раскованы, открыты к чужим мнениям, гибки, свободно себя ведут 4. С низкой контактностью: отчуждены, закрыты, стремятся к формальным, официальным контактам, ориентированы на факты и задачи, жесткий самоконтроль
5. Высокая контактность + высокое самоутверждение (экстраверсивное взаимодействие): возбудимость, неуравновешенность, спонтанность в решениях и поступках, быстрота, напористость, склонность к манипулированию другими людьми, к обобщениям и преувеличениям. 6. Низкая контактность + высокое самоутверждение (деловой стиль поведения): демонстрация твердости, рассудительность в действиях и решениях, бескомпромиссность, властолюбие, стремление реализовать себя, стремление контролировать других, обычно переживают за работу, ценят уважение 7. Низкая контактность + низкое самоутверждение (аналитическое поведение): осторожность, уход от контактов, уважение к формальным статусам, стремление к детализации, склонность к интеллектуальной деятельности с четкими целями и задачами, неторопливы, предпочитают работать в одиночку, усердны, иногда мелочны, негибки, склонны доказывать свою правоту. 8. Высокая контактность + низкое самоутверждение (дружелюбное поведение): медлительность действий и принятия решений, соглашательство, ориентация на других, преlпочитают совместную деятельность, уход от конфликтов, мягкость, неуверенность в себе, поиск поддержки, стремление к безопасности С точки зрения управления обладателям экспрессивного поведения не следует мешать высказывать идеи, чаще поддерживать и развивать эти идеи. Таких руководителей не стоит убеждать, критиковать, доказывать им их неправоту. Целесообразно тщательно их контролировать. Деловому стилю целесообразно ставить вопросы, позволяющие им раскрыться, поддерживать официальные отношения, не стремиться к личным контактам, убеждать фактами, а не эмоциями. Целесообразно соблюдать точность и дисциплину, поддерживать их идеи. Руководя лицами аналитического стиля, надо учитывать и поддерживать их интеллектуальные способности, надо уметь четко и аргументировано показать их достоинства и недостатки. -К лицам дружелюбного стиля рекомендуется поддерживать их чувства, эмоции, разбираться в их мечтах, интересах, целях, оперировать не столько фактами, сколько личным мнением. Нужно предлагать им личную поддержку.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|