Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35 Супружеские отношения Проблему любви изучали психоаналитики, но также и представители других направлений. Считается, что в основе любви лежат те чувства, которые ребенок испытывал в своей родительской семье. Отношение к отцу и к матери – безоценочная любовь, зависит от компонентов любви: Мать – безусловная любовь, есть способность к открытости, интимности, возможность близких отношений без страха в них раствориться. Отец – условная, ее надо добиваться, если ее не хватает (недодача). Если нет любви между матерью и отцом: нет примера близких отношений, формирование тревожности по отношению к любви. Генез любви в онтогенезе. Стадии: 1)Материнская (в форме привязанности, симбиозной связи) со стороны ребенка. 2)Стадия дифференциации – межличностные отношения на основе норм, правил, отношение зависит от поведения, часто эмоциональные отношения строятся на основе идентификации. 3)Стадия автономизации и индивидуализации – ребенок уже осознает себя как отдельную личность со своими особенностями и т.п. Отношения строятся произвольно, осознанно. Выделяют 2 начала в любви: - Сексуальное – уровень чувствительности, т.е. врожденная потребность, она постоянна, меняется объект; – Эротическое (уровень нежности). Теория любви Фромма «Это искусство, которым нужно овладеть». Виды любви: - эротическая любовь (между мужчиной и женщиной); - братская любовь (2ух людей, лишенная эротики, основанная на сотрудничестве, уважении); - материнская/родительская любовь (отличается односторонней направленностью; в идеале ребенок передает своим детям то, что получили от родителей); - любовь к себе (без способности любить себя невозможно строить зрелые отношения с другими людьми);
- любовь к Богу. Два модуса любви: 1. - любовь как обладание (семейные отношения рассматриваются как торговля, ведется подсчет – что дали, что получили); 2. - любовь как бытие (творческая. Активная любовь, строятся межличностные отношения: «Я» - «Ты» - отношения на уровне индивидуальности. Такая любовь дает возможности для личностного роста. Основные характеристики: сохранения целостности, автономности, ощущение сплоченности (чувство «мы»), человек самореализуется, отдавая что-то другому). Любовь включает несколько компонентов: забота (способность отдавать, не соразмеряя с тем, что получаешь), ответственность (ответственность за свои поступки перед другим человеком), уважение (признание за другим человеком права на собственный выбор), знание (знание индивидуальных особенностей партнера, умение их учитывать). Искажение в чувстве любви. Виды невротической любви (по Фромму): 1. нарцистическая (потребительский характер от отношений). 2. невротическая (отношения искажаются, т.к. человек переносит на партнера свои проблемы для удовлетворения, используя его как инструмент самоутверждения…). 3. псевдо-любовь (человек стремиться пережить само состояние). 4. любовь-преследование (маниакальная любовь) навязчивая, настойчивая, личность партнера малозначима, две чередующихся фазы – любовь и ненависть).
Р,Стернберг: 3 компонента любви: страсть, близость, обязательство: 4 вида любви: 1. Совершенная 2. Романтическая 3. Дружба 4. Бессмысленная
Сексуальные отношения Сексуальные реакции – парные и сексуальные нарушения зависят от межличностных отношений. Сексуальные реакции являются тонкими чувственными переживаниями, и они могут легко подавляться в результате какого-либо негативного воздействия или психологического конфликта. Условием нормальной половой жизни является отсутствие негативных эмоциональных реакций и состояний, а также устранение чрезмерного сознательного контроля.
3 фазы секс.реакции: 1 – влечение. 2 – возбуждение. 3 – оргазм ТЕОРИИ СО: Биопсихологическая – СО как инстинкт. Бихев-ая – как соц.развитие через научение.
Секс.расстройства: 1.Отсутствие влечения. 2. Расстройства секс.возбуждения. 3. На фазе оргазма. Причины сексуальных расстройств могут быть различны: сексуально закрепощенное общество → завышенные ожидания → несоответствие реальности → тревога и вина → отказ от секса или ограничение сексуальной активности. Если механизм таков, то могут помочь просветительские консультации. Для нашего общества характерно чувство вины за удовольствие вообще, и за сексуальное в частности. Супружеские конфликты. Супружеские конфликты охватывают разные уровни взаимодействий – взаимоотношения, поведение, общение. Конфликты могут развиваться в разных направлениях – от взаимоотношений к поведению; от поведения к взаимоотношениям; может переходить от простого высказывания недовольства как стиля общения к реальному внутри- и межличностному недовольству и т. д.; а могут и не развиваться. Конфликты зависят от многих причин (от жизни; субъективных представлений супругов друг от друге, о себе и о причинах конфликтов и др.) Само сознание конфликта у супругов может быть разным (более или менее адекватным). Классификаця причин конфликтов Сысенко: 1 - Конфликты на основе неудовлетворения потребности в ценности образа Я. 2 - Неудовлетворенные сексуальные потребности. 3 - Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях, в близких эмоциональных отношениях. 4 - Пагубные привычки одного из супругов – гипертрофированные потребности одного из супругов приводят к снижению возможностей удовлетворения потребностей другого супруга. 5 - Финансовые разногласия. 6 - Неудовлетворенность базовых потребностей – в еде, тепле и т.п. 7 - Неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, поддержке и сотрудничестве. 8 - Противоречие в потребностях и интересах в проведении досуга. Стратегии поведения в конфликте у всех разные (соперничество (противоборство), сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Для эффективного разрешения конфликта нужно его не избегать. Универсальной стратегии нет – необходима гибкость в использовании различных стратегий. Один из наиболее распространенных подходов к анализу межличностных конфликтов вообще и супружеских конфликтов в частности говорит о том, что причина конфликтов лежит в неудовлетворенных потребностях. Каждый человек, вступая в брак, ждет удовлетворения своих потребностей с помощью супруга. Потребности и ожидания супругов могут не совпадать, противоречить. Эти противоречия неизбежны, но в норме они постепенно разрешаются – супруги находят способы удовлетворения потребностей друг друга. Наиболее сложные конфликты возникают относительно моральных ценностей (пр., можно ли воровать, убивать, изменять и др.).
Субъективная удовлетворенность браком равна отношению реального функционирования к ожиданиям. Человек может быть неудовлетворен из-за реального положения брака или из-за слишком больших ожиданий. Коррекция состоит в том, чтобы выяснить сначала, каково реальное положение дел. В зависимости от результатов работать над реальным состоянием (если дело в нем) или над ожиданиями (если дело в них). Существуют закономерности стадий жизненного цикла семьи: удовлетворенность падает в этапы кризисов. Самая низкая удовлетворенность – семья с детьми младенческого возраста. Сама высокая – до рождения ребенка. Наличие детей повышает удовлетворенность браком потом. У мужчин в целом удовлетворенность браком выше, т. к. меньше ожиданий и они меньше фиксируются на семье.
84. Основные закономерности родительско-детских отношений. Варианты эмоциональных позиций родителей: • Безусловное эмоциональное принятие; • Условное эмоциональное принятие; • Амбивалентное эмоциональное отношение; • Индифферентное эмоциональное отношение; • Эмоциональное отвержение. Такие варианты у родителей зависят: • от самооценки; • от отношений с родителями; • от отношения с супругом; • от возможной травмирующей ситуации до или после родов;
• от характера родителей (возможный инфантилизм); • от индивидуальности самого ребёнка. Различают степень симметричности отношений между родителями и ребенком: • взаимное принятие; • взаимное непринятие; • несимметричные отношения. Непринятие родителей почти всегда вторично. Стиль семейного воспитания 1 Авторитетный - Оптимум, но есть факторы риска: стремление соответствовать, перфекционизм, высокий уровень достижения могут привести к неврозу. 2 Авторитарный - Несамостоятельность, пассивность, низкая самооценка, безынициативность, отсутствие ответственности и социальных навыков, низкая произвольность реакций, мотивация только внешняя, взаимодействие с другими людьми с позиции силы и агрессии. 3 Попустительский - Импульсивность, неуправляемость, зависимость, низкий уровень сформированности навыков, тревожность, инфантильность, страх достижений, страх активности и самореализации. 4 Индифферентный (безразличие) - Проблемы в налаживании близких отношений, много нарушений поведения. Нарушения семейного воспитания: - Гипопротекция: низкий уровень заботы, гипопротекция (недостаточное удовлетворение потребностей, низкий контроль), - скрытая гипопротекция - воспитание на основе перфекционизма – потворствующая гипопротекция (низкое эмоциональное принятие, потворство, баловство), - Гиперпротекция: - потворствующая гиперпротекция (ребенок – кумир семьи, безусловное эмоциональное принятие, запретов нет); - компенсаторная гиперопека (компенсация отсутствия эмоционального принятия). Смешанные типы воспитания: 1. - Противоречивое воспитание (разные члены семьи осуществляют различные принципы). 2. - Воспитание по типу повышенной моральной ответственности 3. - Жестокое обращение с детьми. Роль ребенка в семье: 1) козел отпущения; 2) любимчик; 3) бэби; 4) примиритель. Выделяют два полюса детско-родительских отношений: 1. родительская любовь (от родителей); 2. эмоциональная привязанность (от детей). Матери различаются от потребности «чувствовать» своего ребенка. Есть крайности. Типы привязанности ребёнка: • надежная; • тревожная (амбивалентная, избегающая, дезорганизованная).
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|