Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.




Супружеские отношения

Проблему любви изучали психоаналитики, но также и представители других направлений.

Считается, что в основе любви лежат те чувства, которые ребенок испытывал в своей родительской семье. Отношение к отцу и к матери – безоценочная любовь, зависит от компонентов любви: Мать – безусловная любовь, есть способность к открытости, интимности, возможность близких отношений без страха в них раствориться. Отец – условная, ее надо добиваться, если ее не хватает (недодача). Если нет любви между матерью и отцом: нет примера близких отношений, формирование тревожности по отношению к любви.

Генез любви в онтогенезе. Стадии:

1)Материнская (в форме привязанности, симбиозной связи) со стороны ребенка.

2)Стадия дифференциации – межличностные отношения на основе норм, правил, отношение зависит от поведения, часто эмоциональные отношения строятся на основе идентификации.

3)Стадия автономизации и индивидуализации – ребенок уже осознает себя как отдельную личность со своими особенностями и т.п. Отношения строятся произвольно, осознанно.

Выделяют 2 начала в любви:

- Сексуальное – уровень чувствительности, т.е. врожденная потребность, она постоянна, меняется объект;

– Эротическое (уровень нежности).

Теория любви Фромма «Это искусство, которым нужно овладеть».

Виды любви:

- эротическая любовь (между мужчиной и женщиной);

- братская любовь (2ух людей, лишенная эротики, основанная на сотрудничестве, уважении);

- материнская/родительская любовь (отличается односторонней направленностью; в идеале ребенок передает своим детям то, что получили от родителей);

- любовь к себе (без способности любить себя невозможно строить зрелые отношения с другими людьми);

- любовь к Богу.

Два модуса любви:

1. - любовь как обладание (семейные отношения рассматриваются как торговля, ведется подсчет – что дали, что получили);

2. - любовь как бытие (творческая. Активная любовь, строятся межличностные отношения: «Я» - «Ты» - отношения на уровне индивидуальности. Такая любовь дает возможности для личностного роста. Основные характеристики: сохранения целостности, автономности, ощущение сплоченности (чувство «мы»), человек самореализуется, отдавая что-то другому).

Любовь включает несколько компонентов: забота (способность отдавать, не соразмеряя с тем, что получаешь), ответственность (ответственность за свои поступки перед другим человеком), уважение (признание за другим человеком права на собственный выбор), знание (знание индивидуальных особенностей партнера, умение их учитывать).

Искажение в чувстве любви.

Виды невротической любви (по Фромму):

1. нарцистическая (потребительский характер от отношений).

2. невротическая (отношения искажаются, т.к. человек переносит на партнера свои проблемы для удовлетворения, используя его как инструмент самоутверждения…).

3. псевдо-любовь (человек стремиться пережить само состояние).

4. любовь-преследование (маниакальная любовь) навязчивая, настойчивая, личность партнера малозначима, две чередующихся фазы – любовь и ненависть).

 

Р,Стернберг: 3 компонента любви: страсть, близость, обязательство:

4 вида любви:

1. Совершенная

2. Романтическая

3. Дружба

4. Бессмысленная

 

Сексуальные отношения

Сексуальные реакции – парные и сексуальные нарушения зависят от межличностных отношений. Сексуальные реакции являются тонкими чувственными переживаниями, и они могут легко подавляться в результате какого-либо негативного воздействия или психологического конфликта. Условием нормальной половой жизни является отсутствие негативных эмоциональных реакций и состояний, а также устранение чрезмерного сознательного контроля.

3 фазы секс.реакции:

1 – влечение.

2 – возбуждение.

3 – оргазм

ТЕОРИИ СО:

Биопсихологическая – СО как инстинкт.

Бихев-ая – как соц.развитие через научение.

 

Секс.расстройства:

1.Отсутствие влечения.

2. Расстройства секс.возбуждения.

3. На фазе оргазма.

Причины сексуальных расстройств могут быть различны: сексуально закрепощенное общество → завышенные ожидания → несоответствие реальности → тревога и вина → отказ от секса или ограничение сексуальной активности. Если механизм таков, то могут помочь просветительские консультации. Для нашего общества характерно чувство вины за удовольствие вообще, и за сексуальное в частности.

Супружеские конфликты. Супружеские конфликты охватывают разные уровни взаимодействий – взаимоотношения, поведение, общение. Конфликты могут развиваться в разных направлениях – от взаимоотношений к поведению; от поведения к взаимоотношениям; может переходить от простого высказывания недовольства как стиля общения к реальному внутри- и межличностному недовольству и т. д.; а могут и не развиваться.

Конфликты зависят от многих причин (от жизни; субъективных представлений супругов друг от друге, о себе и о причинах конфликтов и др.) Само сознание конфликта у супругов может быть разным (более или менее адекватным).

Классификаця причин конфликтов Сысенко:

1 - Конфликты на основе неудовлетворения потребности в ценности образа Я.

2 - Неудовлетворенные сексуальные потребности.

3 - Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях, в близких эмоциональных отношениях.

4 - Пагубные привычки одного из супругов – гипертрофированные потребности одного из супругов приводят к снижению возможностей удовлетворения потребностей другого супруга.

5 - Финансовые разногласия.

6 - Неудовлетворенность базовых потребностей – в еде, тепле и т.п.

7 - Неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, поддержке и сотрудничестве.

8 - Противоречие в потребностях и интересах в проведении досуга.

Стратегии поведения в конфликте у всех разные (соперничество (противоборство), сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Для эффективного разрешения конфликта нужно его не избегать. Универсальной стратегии нет – необходима гибкость в использовании различных стратегий. Один из наиболее распространенных подходов к анализу межличностных конфликтов вообще и супружеских конфликтов в частности говорит о том, что причина конфликтов лежит в неудовлетворенных потребностях. Каждый человек, вступая в брак, ждет удовлетворения своих потребностей с помощью супруга. Потребности и ожидания супругов могут не совпадать, противоречить. Эти противоречия неизбежны, но в норме они постепенно разрешаются – супруги находят способы удовлетворения потребностей друг друга. Наиболее сложные конфликты возникают относительно моральных ценностей (пр., можно ли воровать, убивать, изменять и др.).

Субъективная удовлетворенность браком равна отношению реального функционирования к ожиданиям. Человек может быть неудовлетворен из-за реального положения брака или из-за слишком больших ожиданий.

Коррекция состоит в том, чтобы выяснить сначала, каково реальное положение дел. В зависимости от результатов работать над реальным состоянием (если дело в нем) или над ожиданиями (если дело в них). Существуют закономерности стадий жизненного цикла семьи: удовлетворенность падает в этапы кризисов. Самая низкая удовлетворенность – семья с детьми младенческого возраста. Сама высокая – до рождения ребенка. Наличие детей повышает удовлетворенность браком потом.

У мужчин в целом удовлетворенность браком выше, т. к. меньше ожиданий и они меньше фиксируются на семье.

 

84. Основные закономерности родительско-детских отношений.

Варианты эмоциональных позиций родителей:

• Безусловное эмоциональное принятие;

• Условное эмоциональное принятие;

• Амбивалентное эмоциональное отношение;

• Индифферентное эмоциональное отношение;

• Эмоциональное отвержение.

Такие варианты у родителей зависят:

• от самооценки;

• от отношений с родителями;

• от отношения с супругом;

• от возможной травмирующей ситуации до или после родов;

• от характера родителей (возможный инфантилизм);

• от индивидуальности самого ребёнка.

Различают степень симметричности отношений между родителями и ребенком:

• взаимное принятие;

• взаимное непринятие;

• несимметричные отношения.

Непринятие родителей почти всегда вторично.

Стиль семейного воспитания

1 Авторитетный - Оптимум, но есть факторы риска: стремление соответствовать, перфекционизм, высокий уровень достижения могут привести к неврозу.

2 Авторитарный - Несамостоятельность, пассивность, низкая самооценка, безынициативность, отсутствие ответственности и социальных навыков, низкая произвольность реакций, мотивация только внешняя, взаимодействие с другими людьми с позиции силы и агрессии.

3 Попустительский - Импульсивность, неуправляемость, зависимость, низкий уровень сформированности навыков, тревожность, инфантильность, страх достижений, страх активности и самореализации.

4 Индифферентный (безразличие) - Проблемы в налаживании близких отношений, много нарушений поведения.

Нарушения семейного воспитания:

- Гипопротекция: низкий уровень заботы, гипопротекция (недостаточное удовлетворение потребностей, низкий контроль),

- скрытая гипопротекция - воспитание на основе перфекционизма

– потворствующая гипопротекция (низкое эмоциональное принятие, потворство, баловство),

- Гиперпротекция:

- потворствующая гиперпротекция (ребенок – кумир семьи, безусловное эмоциональное принятие, запретов нет);

- компенсаторная гиперопека (компенсация отсутствия эмоционального принятия).

Смешанные типы воспитания:

1. - Противоречивое воспитание (разные члены семьи осуществляют различные принципы).

2. - Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

3. - Жестокое обращение с детьми.

Роль ребенка в семье: 1) козел отпущения; 2) любимчик; 3) бэби; 4) примиритель.

Выделяют два полюса детско-родительских отношений:

1. родительская любовь (от родителей);

2. эмоциональная привязанность (от детей).

Матери различаются от потребности «чувствовать» своего ребенка. Есть крайности.
Ребенок начинает проявлять свою активность, которая настраивает родителей. Послушание ребенка влияет на отцовскую позицию: учит социальной активности, достижениям и т.п., а мать: общению, наличию интересов вне семьи, образцам взаимодействия.

Типы привязанности ребёнка:

• надежная;

• тревожная (амбивалентная, избегающая, дезорганизованная).

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...