Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации




РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

00.0410.01.01

 

Т.И. ЗВОРЫКИНА

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

МОДУЛЬ 2

СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУР­НОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

МОСКВА

Т.И. Зворыкина - доктор экономических наук, профессор

 

Рецензент: Н.С. Морозова - кандидат экономических наук, доцент

 

 

Рекомендовано

научно-методическим

советом РосНОУ

 

СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ

Модуль 1. Стандартизация в социально-культурном сервисе и туризме.

Модуль 2. Сертификация и менеджмент качества в социально-культур­ном сервисе и туризме.

МОДУЛЬ 2

В предлагаемом модуле рассматривается сертификация как основная форма оценки соответствия в сфере услуг. Представлены основные цели, принципы, объекты, схемы и системы сертификации. Дана характеристика обязательной и добровольной сертификации. Рассмотрен порядок серти­фикации продукции и услуг, а также порядок аккредитации органов по сер­тификации и испытательных лабораторий. Приведены данные о системе менеджмента качества и ее принципах, рассмотрен порядок сертификации систем менеджмента качества, описаны процедуры присуждения премий по качеству в России и за рубежом.

 

 

Для студентов Российского нового университета

 

 

© Т.И. Зворыкина, 2007

© РосНОУ. 2007

СОДЕРЖАНИЕ

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ..................................................................4

НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ.....................................................................................5

1. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг...................5

1.1. Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации..........5

1.2. Системы и принципы сертификации. Обязательная

и добровольная сертификация...............................................................................7

2. Добровольная сертификация и категорирование

в социально-культурном сервисе и туризме.......................................................12

2.1. Сертификация по правилам. Системы сертификации ГОСТ Р.............12

2.2. Категорирование в социально-культурном сервисе. Государственная классификация гостиниц и других

средств размещения...............................................................................................17

2.3. Аккредитация органов по сертификации

и испытательных лабораторий.............................................................................24

3. Управление качеством. Модель системы менеджмента качества..............25

3.1. Этапы развития управления качеством....................................................25

3.2. Модель системы менеджмента качества..................................................30

3.3. Сертификация системы менеджмента качества......................................36

4. Метрологическое обеспечение. Премии по качеству....................................38

4.1. Правовые основы метрологического обеспечения.................................38

4.2. Государственная метрологическая служба..............................................39

4.3. Премии по качеству...................................................................................40

4.3.1. Модель российской премии по качеству..............................................40

4.3.2. Модель премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества............................................................................48

4.3.3. Программа «Российское качество»........................................................51

4.3.4. Программа «100 лучших товаров России»...........................................53

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ..................................................................55

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..........................................56

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ..............................................................58

ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................58

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ................................................................59

 

 

БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ

В модуле даны основные знания в области сертификации и менедж­мента качества. Рассмотрены цели, принципы, объекты, системы и схемы сертификации. Раскрыто содержание обязательной и добровольной сер­тификации. Даны рекомендации по практическому применению серти­фикации в социально-культурном сервисе и туризме. Приведен порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Описаны принципы менеджмента качества и порядок сертификации сис­тем менеджмента качества. Даны сведения о премиях по качеству в России и за рубежом.

НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР

СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ

УКАЗ

О качестве

Января и дня 1723 года

Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу

Белоглазока бить кнутом и сослать на работу

в монастыри понеже он, подлец, осмелился

войску Государства продавать негодные

пищали и фузеи.

Старшину Алъдермала Фрола Фукса бить

кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит

клейма на плохие ружья.

Петр1

СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛУГ

Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация — это «форма осуществляе­мого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов тре­бованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Данный Закон рассматривает добровольную и обязательную сертификацию как формы подтверждения соответствия, кото­рое, в свою очередь, является одним из видов оценки соответствия (рис. 1).

 


Полужирным шрифтом выделены термины, определенные в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»1

Рис. 1. Составляющие элементы оценки соответствия

 

1 Вместо понятия «контроль (надзор)» в ФЗ «О техническом регулировании» опре­делен термин «контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов».

Федеральный закон «О техническом регулировании» дает следую­щие определения:

• оценка соответствия - прямое или косвенное определение соб­людения требований, предъявляемых к объекту;

• подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положе­ниям стандартов или условиям договоров.

Для осуществления работ по сертификации формируется та или иная система сертификации - совокупность правил выполнения работ по серти­фикации, ее участников и правил функционирования системы сертифика­ции в целом.

В Российской Федерации сертификация была введена в 1993 г. Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Прошедшие после принятия Зако­на годы российская сертификация активно развивалась, было создано боль­шое количество систем как добровольной, так и обязательной сертификации.

До 2002 г. обязательной сертификации подлежали следующие услу­ги, признанные потенциально опасными: ремонт и техническое обслужи­вание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; услуги химической чистки и крашения; услуги парикмахерских; услуги торговли и общественного питания; туристские и экскурсионные услуги; жилищно-коммунальные услуга.

В апреле 2002 г. постановлением Правительства РФ № 287 Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, был изложен в но­вой редакции, фактически была отменена обязательная сертификация мно­гих услуг. В Перечне остались услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги общественного питания, услуги роз­ничной торговли (только реализация пищевых- продуктов), которые в тече­ние 2002 г. также были выведены Из области обязательной сертификации.

С 2003 г. Федеральным законом «О техническом регулировании» ус­тановлено, что единственной формой подтверждения соответствия услуг является добровольная сертификация. В соответствии с законом обязатель­ное подтверждение соответствия проводится «только в случаях, установ­ленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента». Для продукции (в материально-вещественной форме) законом предполагается переходный период в семь лет, в течение которого российская система стандартизации

и сертификации должна быть приведена в соответствие с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». Услуги в разделе о переходных положениях не упоминаются.

Системы обязательной сертификации услуг, выведенных из Перечня, перешли в режим функционирования в качестве добровольных. Услуги, которые до недавнего времени считались потенциально опасными, в на­стоящее время исключены из сферы действия обязательной сертификации. Функции мягкого регулирования безопасности услуг взяла на себя добро­вольная сертификация по требованиям официальных нормативных доку­ментов (в основном - национальных стандартов) в Системе сертификации ГОСТ Р.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...