Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации
Стр 1 из 10Следующая ⇒ РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 00.0410.01.01
Т.И. ЗВОРЫКИНА СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ МОДУЛЬ 2 СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ МОСКВА Т.И. Зворыкина - доктор экономических наук, профессор
Рецензент: Н.С. Морозова - кандидат экономических наук, доцент
Рекомендовано научно-методическим советом РосНОУ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ Модуль 1. Стандартизация в социально-культурном сервисе и туризме. Модуль 2. Сертификация и менеджмент качества в социально-культурном сервисе и туризме. МОДУЛЬ 2 В предлагаемом модуле рассматривается сертификация как основная форма оценки соответствия в сфере услуг. Представлены основные цели, принципы, объекты, схемы и системы сертификации. Дана характеристика обязательной и добровольной сертификации. Рассмотрен порядок сертификации продукции и услуг, а также порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Приведены данные о системе менеджмента качества и ее принципах, рассмотрен порядок сертификации систем менеджмента качества, описаны процедуры присуждения премий по качеству в России и за рубежом.
Для студентов Российского нового университета
© Т.И. Зворыкина, 2007 © РосНОУ. 2007 СОДЕРЖАНИЕ БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ..................................................................4 НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ.....................................................................................5 1. Сертификация как основная форма оценки соответствия услуг...................5
1.1. Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации..........5 1.2. Системы и принципы сертификации. Обязательная и добровольная сертификация...............................................................................7 2. Добровольная сертификация и категорирование в социально-культурном сервисе и туризме.......................................................12 2.1. Сертификация по правилам. Системы сертификации ГОСТ Р.............12 2.2. Категорирование в социально-культурном сервисе. Государственная классификация гостиниц и других средств размещения...............................................................................................17 2.3. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий.............................................................................24 3. Управление качеством. Модель системы менеджмента качества..............25 3.1. Этапы развития управления качеством....................................................25 3.2. Модель системы менеджмента качества..................................................30 3.3. Сертификация системы менеджмента качества......................................36 4. Метрологическое обеспечение. Премии по качеству....................................38 4.1. Правовые основы метрологического обеспечения.................................38 4.2. Государственная метрологическая служба..............................................39 4.3. Премии по качеству...................................................................................40 4.3.1. Модель российской премии по качеству..............................................40 4.3.2. Модель премии Содружества Независимых Государств за достижения в области качества............................................................................48 4.3.3. Программа «Российское качество»........................................................51 4.3.4. Программа «100 лучших товаров России»...........................................53 ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ..................................................................55 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ..........................................56 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ..............................................................58 ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................58
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ................................................................59
БАЗОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОДУЛЯ В модуле даны основные знания в области сертификации и менеджмента качества. Рассмотрены цели, принципы, объекты, системы и схемы сертификации. Раскрыто содержание обязательной и добровольной сертификации. Даны рекомендации по практическому применению сертификации в социально-культурном сервисе и туризме. Приведен порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Описаны принципы менеджмента качества и порядок сертификации систем менеджмента качества. Даны сведения о премиях по качеству в России и за рубежом. НАУЧНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЯ УКАЗ О качестве Января и дня 1723 года Повелеваю хозяина Тульской фабрики Корнилу Белоглазока бить кнутом и сослать на работу в монастыри понеже он, подлец, осмелился войску Государства продавать негодные пищали и фузеи. Старшину Алъдермала Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья. Петр1 СЕРТИФИКАЦИЯ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ УСЛУГ Правовая основа сертификации. Цели и объекты сертификации В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сертификация — это «форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров». Данный Закон рассматривает добровольную и обязательную сертификацию как формы подтверждения соответствия, которое, в свою очередь, является одним из видов оценки соответствия (рис. 1).
Полужирным шрифтом выделены термины, определенные в ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»1 Рис. 1. Составляющие элементы оценки соответствия
1 Вместо понятия «контроль (надзор)» в ФЗ «О техническом регулировании» определен термин «контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов». Федеральный закон «О техническом регулировании» дает следующие определения: • оценка соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту;
• подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Для осуществления работ по сертификации формируется та или иная система сертификации - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. В Российской Федерации сертификация была введена в 1993 г. Законом РФ «О сертификации продукции и услуг». Прошедшие после принятия Закона годы российская сертификация активно развивалась, было создано большое количество систем как добровольной, так и обязательной сертификации. До 2002 г. обязательной сертификации подлежали следующие услуги, признанные потенциально опасными: ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; услуги химической чистки и крашения; услуги парикмахерских; услуги торговли и общественного питания; туристские и экскурсионные услуги; жилищно-коммунальные услуга. В апреле 2002 г. постановлением Правительства РФ № 287 Перечень работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации, был изложен в новой редакции, фактически была отменена обязательная сертификация многих услуг. В Перечне остались услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, услуги общественного питания, услуги розничной торговли (только реализация пищевых- продуктов), которые в течение 2002 г. также были выведены Из области обязательной сертификации. С 2003 г. Федеральным законом «О техническом регулировании» установлено, что единственной формой подтверждения соответствия услуг является добровольная сертификация. В соответствии с законом обязательное подтверждение соответствия проводится «только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента». Для продукции (в материально-вещественной форме) законом предполагается переходный период в семь лет, в течение которого российская система стандартизации
и сертификации должна быть приведена в соответствие с требованиями Федерального закона «О техническом регулировании». Услуги в разделе о переходных положениях не упоминаются. Системы обязательной сертификации услуг, выведенных из Перечня, перешли в режим функционирования в качестве добровольных. Услуги, которые до недавнего времени считались потенциально опасными, в настоящее время исключены из сферы действия обязательной сертификации. Функции мягкого регулирования безопасности услуг взяла на себя добровольная сертификация по требованиям официальных нормативных документов (в основном - национальных стандартов) в Системе сертификации ГОСТ Р.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|