Сертификация по правилам. Системы сертификации ГОСТ Р
В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании» система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и(или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и(или) индивидуальными предпринимателями. В настоящее время системы сертификации создаются как федеральными органами исполнительной власти, так и другими организациями. Система сертификации может действовать на национальном (государственном), региональном или международном уровне. В систему сертификации могут входить несколько систем сертификации однородной продукции. В Российской Федерации наиболее развита национальная система сертификации ГОСТ Р - система сертификации, по правилам которой работает множество подсистем обязательной и добровольной сертификации различных видов продукции и услуг. Участниками Системы сертификации ГОСТР являются (рис. 5): • Ростехрегулирование; • центральный орган системы сертификации (ЦОС) - орган, возглавляющий систему сертификации однородной продукции (услуг); • совет системы сертификации, в процессе функционирования которого представители всех заинтересованных сторон участвуют в решении стратегических вопросов системы сертификации. Совет системы может объединять профессиональные союзы и ассоциации, общества защиты
Рис.4. Образец сертификата соответствия прав потребителей, научно-исследовательские организации, отдельные предприятия и т. п.; • методический и(или) научно-методический центр - создается, как правило, при ЦОС для проведения научно-исследовательских работ и формирования фонда научно-методической документации по сертификации;
• органы по сертификации, осуществляющие сертификацию определенной продукции (услуг). В органах по сертификации работают эксперты по сертификации, аттестованные на право проведения работ в области сертификации; • испытательные лаборатории, проводящие испытания продукции, если они предполагаются правилами конкретной системы сертификации; • заявители - изготовители (продавцы, исполнители), обратившиеся с заявкой на проведение работ по сертификации представляемой ими продукции (услуг).
Рис. 5. Типичная структура системы сертификации группы однородных услуг в Системе сертификации ГОСТ Р Для того чтобы орган по сертификации или испытательная лаборатория получили право работать в той или иной системе сертификации они должны после специальной подготовки пройти процедуру аккредитации. В случае выполнения одним юридическим лицом функций испытательной лаборатории и органа по сертификации может использоваться термин «сертификационный центр» или «центр по сертификации». Основные этапы сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р: • подача заявки на сертификацию, изучение документов заявителя и принятие органом по сертификации решения о сертификации, заключение договора на сертификацию; • проведение необходимых проверок, в том числе анализ документов, испытания, исследование предприятия при посещении комиссии (экспертом) по сертификации и его продукции, услуг; • анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата; • подготовка и оформление материалов сертификации, включая сам сертификат; • выдача сертификата и прилагаемого к нему комплекта документов; • инспекционный контроль за сертифицированным объектом в соответствии с правилами системы сертификации. Инспекционный контроль за сертифицированным объектом осуществляется с целью установления, что объект продолжает соответствовать подтвержденным при сертификации требованиям. Такой контроль особенно актуален для услуг, характеристики качества которых в силу их специфической природы, как правило, не могут оставаться постоянными.
В результате инспекционного контроля: • сертификат подтверждается; • действие сертификата приостанавливается и разрабатывается план корректирующих мероприятий; • сертификат аннулируется. При разработке требований к услугам (в том числе в стандартах) и сертификации услуг необходим учет их природы и особенностей, а также пропорциональности между риском при оказании и потреблении услуг, положительным эффектом от сертификации и издержками на подтверждение их соответствия установленным требованиям. С учетом специфических особенностей услуги как объекта сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р разработаны специальные схемы сертификации, предназначенные для услуг (табл. 2). Схема 1, как правило, применяется для исполнителей услуг - индивидуальных предпринимателей, схема 3 - для крупных предприятий, схема 2 - наиболее распространена. По схеме 4 может осуществляться оценка категории предприятия. Для сертификации по схеме 5 сервисная организация должна иметь документально оформленную систему менеджмента качества. Таблица 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|