Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сертификация по правилам. Системы сертификации ГОСТ Р




В соответствии с Федеральным законом «О техническом регулирова­нии» система добровольной сертификации может быть создана юридичес­ким лицом и(или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и(или) индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время системы сертификации создаются как федераль­ными органами исполнительной власти, так и другими организациями.

Система сертификации может действовать на национальном (госу­дарственном), региональном или международном уровне. В систему серти­фикации могут входить несколько систем сертификации однородной про­дукции. В Российской Федерации наиболее развита национальная система сертификации ГОСТ Р - система сертификации, по правилам которой ра­ботает множество подсистем обязательной и добровольной сертификации различных видов продукции и услуг.

Участниками Системы сертификации ГОСТР являются (рис. 5):

• Ростехрегулирование;

• центральный орган системы сертификации (ЦОС) - орган, воз­главляющий систему сертификации однородной продукции (услуг);

• совет системы сертификации, в процессе функционирования ко­торого представители всех заинтересованных сторон участвуют в решении стратегических вопросов системы сертификации. Совет системы может объединять профессиональные союзы и ассоциации, общества защиты

 

Рис.4. Образец сертификата соответствия

прав потребителей, научно-исследовательские организации, отдельные предприятия и т. п.;

• методический и(или) научно-методический центр - создается, как правило, при ЦОС для проведения научно-исследовательских работ и фор­мирования фонда научно-методической документации по сертификации;

• органы по сертификации, осуществляющие сертификацию опре­деленной продукции (услуг). В органах по сертификации работают экспер­ты по сертификации, аттестованные на право проведения работ в области сертификации;

• испытательные лаборатории, проводящие испытания продукции, если они предполагаются правилами конкретной системы сертификации;

• заявители - изготовители (продавцы, исполнители), обратившиеся с заявкой на проведение работ по сертификации представляемой ими про­дукции (услуг).

 

 


Рис. 5. Типичная структура системы сертификации группы однородных услуг в Системе сертификации ГОСТ Р

Для того чтобы орган по сертификации или испытательная лабора­тория получили право работать в той или иной системе сертификации они должны после специальной подготовки пройти процедуру аккредитации.

В случае выполнения одним юридическим лицом функций испыта­тельной лаборатории и органа по сертификации может использоваться тер­мин «сертификационный центр» или «центр по сертификации».

Основные этапы сертификации в Системе сертификации ГОСТ Р:

• подача заявки на сертификацию, изучение документов заявителя и принятие органом по сертификации решения о сертификации, заключение договора на сертификацию;

• проведение необходимых проверок, в том числе анализ докумен­тов, испытания, исследование предприятия при посещении комиссии (экс­пертом) по сертификации и его продукции, услуг;

• анализ полученных результатов и принятие решения о возможнос­ти выдачи сертификата;

• подготовка и оформление материалов сертификации, включая сам сертификат;

выдача сертификата и прилагаемого к нему комплекта документов;

• инспекционный контроль за сертифицированным объектом в со­ответствии с правилами системы сертификации.

Инспекционный контроль за сертифицированным объектом осу­ществляется с целью установления, что объект продолжает соответство­вать подтвержденным при сертификации требованиям. Такой контроль особенно актуален для услуг, характеристики качества которых в силу их специфической природы, как правило, не могут оставаться постоянными.

В результате инспекционного контроля:

• сертификат подтверждается;

• действие сертификата приостанавливается и разрабатывается план корректирующих мероприятий;

• сертификат аннулируется.

При разработке требований к услугам (в том числе в стандартах) и сертификации услуг необходим учет их природы и особенностей, а также пропорциональности между риском при оказании и потреблении услуг, по­ложительным эффектом от сертификации и издержками на подтверждение их соответствия установленным требованиям.

С учетом специфических особенностей услуги как объекта сертифи­кации в Системе сертификации ГОСТ Р разработаны специальные схемы сертификации, предназначенные для услуг (табл. 2). Схема 1, как правило,

применяется для исполнителей услуг - индивидуальных предпринимате­лей, схема 3 - для крупных предприятий, схема 2 - наиболее распростра­нена. По схеме 4 может осуществляться оценка категории предприятия. Для сертификации по схеме 5 сервисная организация должна иметь доку­ментально оформленную систему менеджмента качества.

Таблица 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...