Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация систем сертификации




 

 

 

 

 

 

 

Признаки классификации Виды систем
   
1. По объекту сертификации Услуги
Процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации
Предприятие
Система менеджмента качества на предприятии
Персонал
Другие объекты
2. По способу оценки1 «Пороговая» система оценки - объект сертификации соответствует определенным требованиям или нет
«Аналоговая» система опенки - количественная оценка по некоторой шкале (например, в системе ССК Б.А. Минина рассчитывается количественный уровень качества)
Категорирование - промежуточный между «пороговым» и «аналоговым» тип оценки (несколько «порогов»)

1 Деление на «пороговую» и «аналоговую» сертификацию введено д.э.н. Б.А. Ми­ниным.

Продолжение таблицы 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
3. По области действия: 1) по территориальному признаку • региональная система сертификации;
• система сертификации Федерального уровня;
• международная система сертификации
2) по отраслевому признаку система распространяется • на один вид услуг;
• на группу однородных услуг;
• на всю сферу услуг
4. По организационному строению Система в составе Системы ГОСТ Р
Система повторяет структуру ГОСТ Р, но не зависит от нее
У системы своя уникальная организационная структура
5. По виду документов, соответствие которым подтверждается в системе Национальные стандарты
Международные стандарты
Стандарты организаций
Требования самой системы сертификации
Условия договоров
Совмещение требования документов различных видов

 

В некоторых системах уже выданы сотни сертификатов, другие - так и не сумели занять прочные позиции на рынке услуг, и число их сертифи­катов исчисляется единицами. Проводят сертификацию с использованием методик квалиметрии (науки о количественном измерении качества) сис­темы ССК, Молсем, СДС. На сертификате указывает количественный уро­вень качества только ССК.

В рамках большинства действующих систем сертификации все пред­приятия оцениваются по одним и тем же показателям и «выстраиваются» на одном уровне, т. е. в результате сертификации все множество предпри­ятий на рынке услуг оказывается поделенным на две категории - без серти­фиката соответствия и с сертификатом.

Сертификация также как и подтверждение соответствия осу-ществляется по принципам, изложенным в федеральном законодатель­стве, а именно:

• доступность информации о порядке осуществления подтвержде­ния соответствия заинтересованным лицам;

• недопустимость применения обязательного подтверждения соот­ветствия к объектам, в отношении которых не установлены требования тех­нических регламентов;

• установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответству­ющем техническом регламенте;

• уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения

соответствия и затрат заявителя;

• недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добро­вольной сертификации;

• защита имущественных интересов заявителей, соблюдение ком­мерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

• недопустимость подмены обязательного подтверждения соответс­твия добровольной сертификацией.

По результатам сертификации организация получает сертификат и право на применение знака соответствия.

Рынку услуг необходим механизм сравнения предприятий по крите­риям, более сложным, чем просто наличие сертификата. Решить проблему пытаются системы, осуществляющие сертификацию на основе квалимет-рических расчетов уровня качества. Количественная оценка уровня качест­ва является интересным и перспективным направлением, однако практика показала, что как потребители, так и исполнители услуг пока не готовы использовать ее для принятия решений. Предприятия, как правило, исполь­зуют факт наличия сертификата, а не уровень качества на нем.

Обеспечить потребителя объективной и доступной информацией для принятия решения о выборе исполнителя и его услуг может категориро­вание предприятий по качеству. Категория предприятия может быть опре­делена как классификационная группа предприятий сферы услуг одного типа, объединенных общим уровнем возможностей предоставлять услуги высокого качества и фактического качества оказываемых услуг. Соответс­твенно, под категорированием предприятия сферы услуг подразумевается процедура оценки соответствия предприятия определенной категории на основании исследования этого предприятия и предоставляемых им услуг с подтверждением результата исследования в письменной форме.

Синонимами термина «категорирование» являются «классификация на категорию», «аттестация предприятий по категориям», «отнесение пред­приятий к категориям качества» и т. п. Информация о присвоении предпри­ятию одной из нескольких (как правило, трех-пяти) категорий помогает потребителю оценить предлагаемое соотношение «цена - качество», сде­лать обоснованный выбор на рынке услуг. В последнее время наблюдается тенденция выделения трех категорий, соответствующих эконом-, бизнес- и vip -уровням. Такая классификация проста и понятна для населения.

Нет стопроцентной гарантии, что после получения предприятием высокой категории у него автоматически увеличится количество клиен­тов. Некоторые факторы конкурентоспособности зависят от предприятия (например, качество и цена), некоторые — нет (место расположения пред­приятия, спрос и платежеспособность потенциальных потребителей). Для сферы услуг характерна достаточно жесткая конкурентная борьба за

потребителя, и если у предприятия сильные конкуренты, ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы выделиться. Категорирование — одно из таких средств. Эффект от категорирования зависит от того, как бу­дет использовано это подтверждение качества в общей политике предпри­ятия на рынке услуг. Как правило, руководители систем категорирования, стараются обеспечить информирование населения о результатах оценки предприятий, рекомендуют потребителям ориентироваться на категорию качества при выборе предприятия.

Основные принципы сертификации и(или) категорирования приве­дены на рис. 2.


 

 

 

 


Рис. 2. Основные принципы сертификации и категорирования

в сфере услуг

 

Типовая структура положений о системе категорирования и(или) сертификации (рис. 3) должна содержать области распространения, нор­мативную базу, организационную структуру, правила проведения работ по сертификации (категорированию), порядок рассмотрения апелляций, поря­док оплаты работ, обеспечение конфиденциальности информации, правила применения знака соответствия.

Информация о сертификации и категориях предприятий важна не только потребителям, но и самим предпринимателям. У предприятий по­является возможность сравнить себя с конкурентами, они получают набор объективных критериев качества для самооценки.

 

 

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ И (ИЛИ) КАТЕГОРИРОВАНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ

 


 

Рис. 3. Совокупность положений типовой структуры системы сертификации

и(или) категорирования в сфере услуг

Те предприятия - исполнители услуг, которые серьезно, грамотно относятся к своему бизнесу, в результате внедрения категорирования по­лучают преимущества. Недобросовестно работающие предприниматели, у которых громкое название вывески не соответствует качеству работы, не смогут получить свидетельства о повышенной категории. Таким образом, категорирование предприятий является механизмом формирования досто­верной информации об оказываемых на рынке услугах и способствует по­вышению эффективности механизмов рыночного саморегулирования, раз­витию добросовестной конкуренции.

Образец сертификата, удостоверяющего качество работы предпри­ятия, выданный по правилам систем сертификации, представлен на рис. 4.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...