Классификация систем сертификации
1 Деление на «пороговую» и «аналоговую» сертификацию введено д.э.н. Б.А. Мининым. Продолжение таблицы 1
В некоторых системах уже выданы сотни сертификатов, другие - так и не сумели занять прочные позиции на рынке услуг, и число их сертификатов исчисляется единицами. Проводят сертификацию с использованием методик квалиметрии (науки о количественном измерении качества) системы ССК, Молсем, СДС. На сертификате указывает количественный уровень качества только ССК.
В рамках большинства действующих систем сертификации все предприятия оцениваются по одним и тем же показателям и «выстраиваются» на одном уровне, т. е. в результате сертификации все множество предприятий на рынке услуг оказывается поделенным на две категории - без сертификата соответствия и с сертификатом. Сертификация также как и подтверждение соответствия осу-ществляется по принципам, изложенным в федеральном законодательстве, а именно: • доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам; • недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; • установление перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте; • уменьшение сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя; • недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; • защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия; • недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией. По результатам сертификации организация получает сертификат и право на применение знака соответствия.
Рынку услуг необходим механизм сравнения предприятий по критериям, более сложным, чем просто наличие сертификата. Решить проблему пытаются системы, осуществляющие сертификацию на основе квалимет-рических расчетов уровня качества. Количественная оценка уровня качества является интересным и перспективным направлением, однако практика показала, что как потребители, так и исполнители услуг пока не готовы использовать ее для принятия решений. Предприятия, как правило, используют факт наличия сертификата, а не уровень качества на нем. Обеспечить потребителя объективной и доступной информацией для принятия решения о выборе исполнителя и его услуг может категорирование предприятий по качеству. Категория предприятия может быть определена как классификационная группа предприятий сферы услуг одного типа, объединенных общим уровнем возможностей предоставлять услуги высокого качества и фактического качества оказываемых услуг. Соответственно, под категорированием предприятия сферы услуг подразумевается процедура оценки соответствия предприятия определенной категории на основании исследования этого предприятия и предоставляемых им услуг с подтверждением результата исследования в письменной форме. Синонимами термина «категорирование» являются «классификация на категорию», «аттестация предприятий по категориям», «отнесение предприятий к категориям качества» и т. п. Информация о присвоении предприятию одной из нескольких (как правило, трех-пяти) категорий помогает потребителю оценить предлагаемое соотношение «цена - качество», сделать обоснованный выбор на рынке услуг. В последнее время наблюдается тенденция выделения трех категорий, соответствующих эконом-, бизнес- и vip -уровням. Такая классификация проста и понятна для населения. Нет стопроцентной гарантии, что после получения предприятием высокой категории у него автоматически увеличится количество клиентов. Некоторые факторы конкурентоспособности зависят от предприятия (например, качество и цена), некоторые — нет (место расположения предприятия, спрос и платежеспособность потенциальных потребителей). Для сферы услуг характерна достаточно жесткая конкурентная борьба за
потребителя, и если у предприятия сильные конкуренты, ему приходится прилагать дополнительные усилия, чтобы выделиться. Категорирование — одно из таких средств. Эффект от категорирования зависит от того, как будет использовано это подтверждение качества в общей политике предприятия на рынке услуг. Как правило, руководители систем категорирования, стараются обеспечить информирование населения о результатах оценки предприятий, рекомендуют потребителям ориентироваться на категорию качества при выборе предприятия. Основные принципы сертификации и(или) категорирования приведены на рис. 2.
Рис. 2. Основные принципы сертификации и категорирования в сфере услуг
Типовая структура положений о системе категорирования и(или) сертификации (рис. 3) должна содержать области распространения, нормативную базу, организационную структуру, правила проведения работ по сертификации (категорированию), порядок рассмотрения апелляций, порядок оплаты работ, обеспечение конфиденциальности информации, правила применения знака соответствия. Информация о сертификации и категориях предприятий важна не только потребителям, но и самим предпринимателям. У предприятий появляется возможность сравнить себя с конкурентами, они получают набор объективных критериев качества для самооценки.
Рис. 3. Совокупность положений типовой структуры системы сертификации и(или) категорирования в сфере услуг Те предприятия - исполнители услуг, которые серьезно, грамотно относятся к своему бизнесу, в результате внедрения категорирования получают преимущества. Недобросовестно работающие предприниматели, у которых громкое название вывески не соответствует качеству работы, не смогут получить свидетельства о повышенной категории. Таким образом, категорирование предприятий является механизмом формирования достоверной информации об оказываемых на рынке услугах и способствует повышению эффективности механизмов рыночного саморегулирования, развитию добросовестной конкуренции.
Образец сертификата, удостоверяющего качество работы предприятия, выданный по правилам систем сертификации, представлен на рис. 4.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|