Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Патримониальная модель. Вебер.




Наряду с рациональной моделью бюрократии М.Вебер выделял ипротивоположный, по его мнению, тип чиновничества, который он назвалпатримониальным чиновничеством. В патримониальном управленческом аппарате вместо бюрократической "беспристрастности" все полностью зависит от личного усмотрения чиновника - от его отношения к "конкретному просителю и его конкретной просьбе и от чисто личных связей, услуг, обещаний и привилегий". Публичной службы как таковой в рамках патримониальной модели не существовало. Чиновники работали на обеспечение собственных нужд и центральной власти, а не людей.

Одной из основных отличительных черт патримониального управленческого аппарата выступает отсутствие регулярного денежного жалованья. Вместо постоянного денежного оклада патримониальный чиновник наделяется правом использования своей должности для получения личных доходов.

Основное отличие состоит в том, что патримониальная модель не предусматривает господство безличностных процедур и правил. Она основана на включении межличностных отношений в систему управления. Обычно в патримониальной модели существует зависимость государственной службы от первого лица (монарха, князя, губернатора), и карьера чиновника определяется отношением к нему со стороны руководителя.

НЕ УЧИТЬ!!!!!!ПРОСТО ПРОЧИТАТЬ!!!! Вильсон постоянно упоминается вместе с Вебером, как основоположник моделей о бюрократии.
Большое влияние на развитие административных наук оказали такие ученые как, В. Вильсон, В. Гудноу, М. Вебер. Основные свои взгляды на проблему бюрократии В.Вильсон изложил в своём труде "Изучение администрации". Он считал, что разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную не соответствует реальному состоянию современного управления, властвующие структуры, по мнению В. Вильсона, выполняют две базовые функции.
1. Политическую, которая состоит из выработки общих направлений и законов.
2. Административную, которая является приложением этих общих направлений и законов к конкретным индивидам и ситуациям.
Первая выполняется политическими руководителями, а вторая государственными служащими. По мнению В. Вильсона административные вопросы это не политические вопросы, поэтому необходимо деполитизировать исполнение административных функции, превратив бюрократию в инструмент профессионального управления. Через двадцать пять лет после написания своей работы В.Вильсон стал двадцать восьмым президентом США, и обнаружил, что политическая реальность гораздо сложнее, чем любая научная теория.

 

Конфликтная модель Карла Маркса (изложена в «Критике к гегелевской философии права» и других работах).

Согласно Марксу, бюрократия есть привилегированный слой служащих, призванных осуществлять власть и господство в организации. Основной компонент сознания бюрократии - чувство статуса, принадлежность к властвующей элите. К важнейшим чертам бюрократии относятся иерархичность, жесткая регламентация в отношениях между институтами и группами, многоступенчатость в передаче информации, конформизм и авторитарность сознания и поведения. По К.Марксу, бюрократия считает самое себя конечной целью государства.

Таким образом, по мнению Маркса, бюрократия есть организм-паразит, обслуживающий интересы господствующего класса и относящийся к государству как сфере своих частных интересов.

Среди основных претензий Маркса к бюрократии: подмена общественного интереса частным интересом власти и конкретного чиновника; органическая неспособность бюрократии решать подлинные проблемы, отсутствие у нее государственного разума; извращенное восприятие действительности, отрыв от нее, предвзятость, произвол, возрастающий по мере продвижения к вершине бюрократической иерархии; корпоративность, своекорыстие этой иерархии; карьеризм как образ ее жизни; притязания на монопольную компетентность; формализм.

Азиатская модель бюрократии (еще ее называют имперской моделью)(изложена в различных трудах народов Китая, Японии и Индии).

Иногда характеризуется как модель «псевдобюрократии». Характерна для авторитарных режимов, или деспотий. Согласно данной модели, чиновники не являются политической силой или особой корпорацией, более того они не являются в полной мере государственными администраторами, так как действуют во многом исходя из своих интересов. Появление бюрократии считается неизбежным при построении государства. Все чиновники находятся в услужении у политического лидера и имеют крайне высокую степень зависимости от вышестоящего начальника. Основной упор модели сделан на профессионализм (жесткий отбор кандидатов по проф. признаку) и дробление чиновничьего (чтобы он не захватил власть) при помощи определенных механизмов, таких как:

1. отсутствие у чиновников узкой специализации, делавшее возможным их безболезненную взаимозаменяемость подобно однородным частям механизм;

2. постоянный избыток кандидатов на должности, преследовавший ту же цель (сдача экзаменов отнюдь не гарантировала получение должности, а
лишь позволяла войти в число претендентов на нее, само же ожидание
могло длиться неограниченно долго, но быть сокращено взяткой, что тоже, впрочем, не давало гарантий успеха)

3. крайняя ограниченность перспектив служебной карьеры;

4. личная зависимость всех чиновников от вышестоящих руководителей;

5. условная иерархия. (Чиновник высшего звена мог напрямую решать проблемы с чиновником низшего звена, минуя средний уровень)

Современные модели : Парсонс и Мертон, Кроазье

Функциональная модель.

Американский социолог Талкотт Парсонс (1902-1979), основываясь на структурно-функциональном подходе, считал, что среди наиболее важных черт бюрократии находится институализация ролей в виде должностей с хорошо очерченными должностными функциями, полномочиями и властью, отделенных от сферчастной жизни должностного лица. Должности дифференцируются по двум основаниям - по функциям, выполняемым для организации, и по месту в иерархии или "вертикали" подчинения.

Развитие бюрократической организации требует, чтобы каждой профессиональной роли соответствовал определенный вид должности, когда должностное лицо назначается посредством заключения некоего договора о найме

Парсонс рассматривал бюрократическую организацию как преимущественно политический феномен, поскольку она в первую очередь ориентирована на достижение коллективных целей.

Р. Мертон одним из первых обратил внимание на проблему взаимоотношения между рациональностью и жесткостью бюрократических организаций. Его идеи о социальной структуре организаций нашли развитие в концепции "механистической" и "органической" управленческих системах.

Первая включает структуры, соотносимые с рациональной моделью и наиболее подходит для решения долговременных, стабильных задач.

Вторая, напротив, наиболее подходит к нестабильным условиям и ситуациям, когда проблемы и указания не могут быть разделены среди специалистов на основе ярко выраженной иерархии. Сотрудники должны выполнять свои специальные задачи в свете понимания ими задач организации в целом. Для такой работы теряет смысл формальное определение обязанностей, разделение полномочий исследование инструкциям. Здесь на первый план выходит сотрудничество с другими участниками в решении поставленной задачи в процессе скорее горизонтальных консультаций, чем вертикальных команд.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...