Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российский опыт применения программно-целевого подхода.




Применение программно-целевого подхода в России берет свои истоки еще со времен СССР. Попытки использоватьпрограммно-целевой подход в отечественном территориальном планировании имели место еще в 20-30 годы (план ГОЭЛРО, создание Урало-Кузнецкого комбината и др.).

В СССР составляли планы - пятилетки, существовала общегосударственная система планирования, которая насквозь пронизывала деятельность всех субъектов управления и хозяйственных органов. Планирование жестко регламентировало все аспекты их жизнедеятельности. Планы всех уровней и временных горизонтов законодательно закреплялись и приобретали силу закона. Однако на деле в СССР все планы оставались лишь на бумажке и итоги не соответствовали реальности.

В 60-80-е годы целевые комплексные программы как инструменты экономического и социального развития. В их составе выделялись научно-технические, экономические, социальные, региональные, экологические программы, а также программы развития отдельных территориально-производственных комплексов. Исходную базу для программных разработок в этот период составляли такие крупномасштабные предплановые обоснования, как Комплексная программа научно-технического прогресса СССР и его социально-экономических последствий на прогнозный период до 20 лет и Генеральная схема развития и размещения производительных сил СССР на прогнозный период до 15 лет с более детальной проработкой прогнозных показателей на ближайшее пятилетие. Эти документы разрабатывались как в целом по стране, так и в отдельных отраслях народного хозяйства, отраслях промышленности, сельского хозяйства, транспорта, в союзных и автономных республиках, автономных областях и округах, краях, областях и городах общесоюзного значения, территориально-производственных комплексах.

Таким образом, программирование составляло:

1) отбор перечня важнейших проблем, подлежащих программной разработке; 2) разработка целевых комплексных программ; 3) отражение комплексных программ в государственных планах.

В результате целевые программы начали включать в состав народнохозяйственных планов как отдельные приложения.

Вопросы целевого финансирования программ обычно решались в контексте реализации указанных планов. Например, финансирование программ осуществлялось за счет перераспределения финансовых и материальных ресурсов между отраслями и регионами.

Оценка программных задания осуществлялась министерствами и ведомствами с точки зрения своих собственных интересов. Если же эти задания не вписывались в сложившийся образ их действий, то органы государственной власти просто не выполняли предписанные программные задания.

В 1970-1980-х гг. существовали сложности в разработке и реализации региональных программ на областном уровне. Предпринимались определенные шаги, направленные на разрешение межотраслевых проблем в границах территориально- административных образований. Однако разработанные программные мероприятия доводились до предприятий директивно, основывались в первую очередь на отраслевых разработках и предложениях. Ресурсная обеспеченность таких программ была ограничена лишь отраслевыми материально-финансовыми возможностями. Межотраслевые вопросы, связанные с решением важных экономических и социальных задач регионального значения, вообще оставались без соответствующего финансового и материального обеспечения.

В период перехода на рыночные условия программирование изменилось. Субъекты получили свободу, им никто не мог навязывать свыше. Они консультируются с госорганами для кого и сколько производить. Хозяйственная деятельность коммерческих организаций регламентируется лишь существующим в стране законодательством и договорными отношениями со своими контрагентами.

Сегодня, разработка и реализация целевых программ направлена на решение государственно значимых, социально-экономических проблем, которые невозможно решить без государственного вмешательства, особенно в виду большой территории РФ.

ТИПЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ.

На политическом уровне принятия государственных решений - формулировка управленческих целей, мобилизация ресурсов, согласование и др параметры зависят от характера режима правления, а также способов организации власти.

 при авторитаризме пол решения спускаются обществу в готовом виде, не предполагая ни дискуссий, ни компромиссов.

 при демократии плюралистическое обсуждение будущих решений. Но они часто «продавливаются» сильнейшими при сопротивлении оппозиции.

 в современных медиакратических режимах возможности принятия решений зависят от плотности и интенсивности информационных потоков.

При ПР на политическом уровне целесообразность подхода независимо от типа правящего режима как правило оказывается выше правовых норм и законодательных ограничений. Смысл – выработка политических преференций в государственном управлении.

Процесс принятия гос решений связан с необходимостью решения ряда обязательных задач, которые предопределяют жизненный цикл гос решения от принятия до реализации: взаимосвязанное и относительно последовательное решение задач.

Вопрос о задачах возникает на подготовительном этапе принятия гос решений.

Для выработки решения государственным структурам необходимо:

■ наладить соответствующее взаимодействие между акторами;

■ определить необходимые процедуры и способы взаимосвязи;

■ распределить ресурсы;

■ совместить рациональные действия государственных органов с разнообразными стихийными процессами, формами оспаривания вырабатываемых и продвигаемых целей.

При определении круга задач, решаемых на этом этапе, необходимо учитывать, что характер проблем – комплексный: их решение связано с ресурсами и институтами различных отраслей жизни и ответственности государства.

Государство в основном сталкивается с 3 типами проблем и вытекающими из них задачами (типология Г.Саймона и А.Ньюэлла):

1) хорошо структурированные / количественно сформулированные (well structured) задачи,

■ хорошо видны существенные зависимости,

■ могут быть выражены в количественных показателях.

■ Органы управления располагают всей информацией, достаточной для идентификации проблемы, выбора оптимальной альтернативы, определения средств достижения целей и других параметров целеполагания;

2) слабо структурированные или смешанные (ill-structured) задачи:

• содержат как хорошо, так и плохо известные параметры ситуации.

• Неопределенные составляющие оминируют,

• управляющий субъект обладает лишь частичной информацией, позволяющей определить параметры целедостижения, для их решения требуются дополнительные сведения;

3) неструктурированные или качественно выраженные (instructured) задачи,

· содержащие лишь информацию о некоторых параметрах ситуации, причем не всегда важных.

· отражают крайне неопределенную ситуацию, при которой доминируют малоизвестные факторы, и государственные структуры даже с помощью научных методов не в состоянии определить ни качество стоящей перед ними проблемы, ни характер последствий собственных действий, ни критерии успешной деятельности.

· сочетание разнородных (плохо сочетаемых или вообще не сочетаемых) составляющих.

Со временем у части проблем могут изменяться статус и принадлежность к тому или иному классу. Как правило, это происходит с неструктурированными проблемами, которые решаются эвристическими методами, для которых не характерна какая-либо логически упорядоченная процедура выработки решения и оценка которых в основном зависит от личности управленца. Чаще всего к ним применяются методы интуитивных догадок.

Первоначально государственные органы стоят перед необходимостью определения конкретного круга подлежащих решению вопросов. Чтобы инициировать решение, государство вынуждено прежде всего проблематизировать ситуацию или обозначить предметную область своих управленческих действий, которые в свою очередь повлекут те или иные (кадровые, организационные и др.) последствия, предопределят характер использования ресурсов. У. Данн говорит о стадиях

1. поиска проблемы (при изучении ситуации),

2. определения проблемы,

3. детализации проблемы и

4. понимания значения проблемы.

Возможно и более дифференцированное описание этих стадий - осевые задачи:

o изучить проблемную ситуацию;

o вычленить круг подлежащих решению вопросов;

o оценить масштаб проблем (нужно ли гос вмешательство);

o отселектировать встающие перед государством проблемы (с учетом ресурсных и иных ограничений и обязательств государства);

o иерархизировать проблемы (по срочности и первостепенности);

o идентифицировать проблему (ее характер и содержание);

o дать относительно окончательную формулировку важнейшей проблемы.

Эти задачи распадаются на ряд более конкретных и разнообразных действий различных групп управляющих. Например, в основу иерархизации проблем могут быть положены либо стратегические, либо конъюнктурные критерии, которыми должны руководствоваться власти и которые меняют характер координации и согласования действий различных министерств и ведомств.

формы разработки и принятия решений на полит уровне:

ü популизм: заигрывание властей с о-вом, пропаганда неосуществимых целей;

ü политика партийных приоритетов: в основу гос решений закладываются программные установки правящей или авторитетных для населения партий;

ü волюнтаризм: произвольный характер постановки целей отдельной политической фигурой или группой руководителей;

ü корпоративизм: закрепляет за той или иной организацией право на определение целевых приоритетов;

ü бюрократизм: доминирующие позиции в принятии решений принадлежат аппарату управления и его частным представителям;

ü плюрализм: создает относительное равенство соперничающих в политике группировок;

ü клиентаризм: позиционирует гос-во в качестве обслуживающей сервис-структуры по отношению к обществу.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...