Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источник: книга «Публичное право и экономика» Талапина Э.В.




Специфические трудности входа предпринимателей на рынок, препятствующие организации, осуществлению и развитию предпринимательской деятельности, обусловленные несовершенством государственной политики либо сознательным ущемлением интересов хозяйствующих субъектов со стороны органов государственной власти и отдельных должностных лиц путем принятия актов, совершения действий, бездействия, принято называть административными барьерами.

В отдельных исследованиях предлагается разделение данной группы барьеров на политические (являющиеся следствием общей экономической политики государства) и собственно административные.

Выражение «административный барьер» сочетает в себе и формально правомерные действия власти, и преодоление (с нарушением закона или без) таких барьеров при помощи конкурентных механизмов. В литературе административные барьеры классифицируют на:

• а.б.при получении права на ведение хозяйственной деятельности (согласование проектной документации с государственными органами, регистрация предприятий, получение лицензий, получение права на покуку помещения, доступа к кредитам, лизингу оборудования);

• а.б. общего характера (протеворечивость и несовершенство действующего законодательства, нарушение правовых гарантий и пр.);

• а.б. при получении доступа товаров на рынки (квотирование объема закупок, регистрация товаров, техническая экспертиза, маркировка товаров, сертификация и т. д.);

• а.б. при текущем осуществлении хозяйственной деятельности (контрольно-надзорная деятельность уполномоченных государственных органов, установление форм обязательной отчетности, инспекционная деятельность и т. д.);

"Барьерный" характер регулирования имеет ряд существенных негативных последствий для экономики. Во-первых, он ведет к серьезным экономическим потерям общества, как прямым, выражающимся в росте цен, так и косвенным, связанным с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Во-вторых, барьеры не решают тех проблем, ради решения которых они, собственно, и создаются, при этом затрудняя использование иных, более эффективным методов государственного регулирования. В-третьих, "барьерный" характер экономики создает благоприятную почву для рентоориентированного поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в "барьерный" бизнес.
Экономические потери общества от существования административных барьеров ведения хозяйственной деятельности, складываются из двух составных частей:

- трансакционных издержек, связанных с необходимостью преодоления барьеров, значительная часть которых трансформируется в потери населения за счет роста розничных цен - прямые потери;

- снижения эффективности использования имеющихся ресурсов и недопроизводства стоимости (наличие административных барьеров существенно затрудняет вход на рынок, прежде всего для малого и среднего бизнеса, что ведет к снижению уровня конкуренции и, соответственно, общей эффективности экономики) - косвенные потери.

Прямые потери возникают из-за официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять хозяйствующие субъекты для формального выполнения правил, устанавливающих административные барьеры. Эти выплаты по своей экономической природе представляют разновидность трансакционных издержек, поскольку представляют собой не плату за ресурсы как таковые, а плату за право пользования ими.

Снижение барьеров — один из лозунгов административной реформы. Но еще до этого был принят Указ Президента от 1998 года «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

Цели и задачи Концепции снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы являются:

1. снижение административных барьеров;

2. повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Для достижения поставленных целей необходимо решение задач по следующим направлениям:

1) реализация общесистемных мер снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг;

2) оптимизация механизмов осуществления функций органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

3) совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных сферах общественных отношений;

4) развитие механизмов, направленных на управление процессом реализации Концепции, обратной связи с бизнесом и гражданским обществом.

Взаимосвязь Концепции с другими направлениями развития и реформирования государственного управления:

За последнее десятилетие тематика совершенствования государственного управления по сложившейся практике и особенностям правового регулирования разбивалась на несколько базовых блоков: административная реформа, реформа государственной службы, электронное правительство, бюджетная реформа. Как показал опыт реализации данных реформ, их содержательное пересечение по составу мероприятий, подходам, идеологии больше не позволяет их разделять на отдельные частные реформы. Объектом реформирования должен стать государственный сектор со всеми его компонентами - государственной службой, финансами, системой управления, информационными ресурсами.
Настоящая Концепция охватывает существенную часть государственного и муниципального управления, что позволяет подойти комплексно к оптимизации отдельных отраслей. При этом неизбежно затрагиваются иные существенные реформы государственного сектора, успешность мероприятий которых критична для достижения целей данной Концепции.

Конкретные предлагаемые меры можно разбить на три группы:

2. снятие входных барьеров;

3. создание и запуск новых механизмов ответственности;

4. изменение характера и функций государственного контроля.

Снятие входных барьеров предполагается путем:

1. упрощения процедуры регистрации (реорганизации) и ликвидации юридических лиц (переход к уведомительной регистрации по принципу "одного окна", возложение обязанности уведомить налоговые и иные органы о создании нового юридического лица на регистрирующие органы, повышение ответственности учредителей за достоверность сведений, представленный при регистрации и др.);

2. сокращения списка лицензируемых видов деятельности и упрощения процедуры получения лицензии (сокращение количества лицензируемых видов деятельности с более чем 500 до 90-100, законодательно закрепленный исчерпывающий перечень документов, предоставляемых в лицензирующий орган, гражданско-правовая ответственность лицензирующего органа за незаконный отказ в выдаче или продлении лицензии);

3. сокращения номенклатуры товаров, подлежащих обязательной сертификации, и переход к иным формам подтверждения соответствия (декларация-заявление, добровольная сертификация и т.п.); закрепление обязательных требований к безопасности законами РФ, соблюдение же остальных стандартов становится делом добровольным.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...