Управление развитием регионов России
Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если соседствуют относительно стабильные, так называемые доноры-реципиенты, и абсолютно депрессивные территории. В России проблемы общегосударственной устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации усугубляются естественными и привнесенными диспропорциями северных и несеверных территорий. К примеру, на российском Севере проживает 12 миллионов человек, а его территории составляют примерно половину всей северной территории мира, но на зарубежном Севере живут всего 500 тысяч человек. При этом северные территории - это, как правило, всегда дотационные регионы, которые без государственной поддержки не могут обеспечить даже необходимый минимум социальных гарантий населению. Основной целью государственной региональной политики в настоящих условиях является разработка программных механизмов ее реализации на основе поиска новой роли государства, эффективных форм, методов, средств и ресурсов его деятельности, направленной на развитие регионов, обусловленное характером политических, экономических и социальных реформ, особенностями переходного периода. Региональная политика государства должна быть прежде всего политикой недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций. Отсюда и неизбежное вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы. К важнейшим политическим задачам, которые должны решаться в процессе управления развитием российских регионов, на наш взгляд, следует отнести:
- укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения социально-экономической интеграции российских территорий, укрепление единого социального и экономического пространства; - сглаживание изначальных различий в уровнях экономического и социального развития регионов, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения; - создание действенного социально-экономического механизма федеративных отношений, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого через сочетание интересов государства и отдельных его региональных составляющих; - формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности, социальной и рыночной инфраструктуры. В качестве основных направлений государственного управления региональным развитием следует определить: - оказание помощи регионам в решении социальных проблем, вызванных переходом к рынку при неблагоприятных стартовых условиях, предопределяющих недостаток собственных финансовых ресурсов для социального развития и депрессию профилирующих отраслей хозяйства в связи с осуществлением структурной перестройки; - регулирование миграционных процессов, обусловленных структурной перестройкой хозяйства регионов и массовой безработицей, конфликтными ситуациями на национальной почве, иммиграцией россиян из нового зарубежья в Россию, крупномасштабной демобилизацией воинских контингентов, ликвидацией последствий экологических катастроф; - содействие решению социальных проблем, связанных с резким нарушением состояния окружающей среды; - помощь в реализации региональных проблем национального возрождения; - участие государства в решении социальных проблем, связанных с перепрофилированием, санацией и закрытием предприятий;
- создание рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры; - обеспечение одинаковых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономической возможности регионов; -максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и их производственно-экономического потенциала. Задачей государства является недопущение аномально высокой территориальной дифференциации. Что есть норма и что - аномалия территориальной дифференциации, решает не государство, а само население региона посредством перемены места жительства, выбора работы, политических выступлений. При этом социальными индикаторами территориальных депрессий и снижения уровня жизни становятся сокращение (по сравнению с другими регионами) рождаемости, продолжительности жизни, искажение демографической структуры, рост преступности и т.п. Наиболее отсталые регионы принято называть депрессивными, т.е. такими, в которых по экономическим, социальным, экологическим и иным причинам перестали действовать основания и стимулы развития. Эти регионы не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специальной поддержки извне, со стороны государства. В этом заинтересованы как депрессивный регион, так и государство в целом, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политической, социально-экономической и экологической напряженности в стране. Основными критериями депрессивности региона являются: - темпы спада производства; - снижение уровня жизни населения (низкий доход на душу населения); - нарастание негативных тенденций в сфере занятости (высокий уровень безработицы); - усиление проблем в сфере демографии, экологии, предоставления социальных услуг и пр. Система регулятивных государственных мер по снятию депрессивного напряжения называется санацией (оздоровлением). Для достижения положительных результатов в преодолении депрессивности регионов необходимы системные механизмы санаций, способные одновременно воздействовать на ситуацию в сфере экономики, социальных отношений, экологии и др., и предполагающие применение многофункциональных экономико-правовых, социально-организационных и других регуляторов неблагополучных ситуаций. Необходима также целенаправленность и селективность санации.
Главным управленческим аспектом в развитии регионов на современном этапе являются взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в динамике происходящих изменений. Практически все российские территориальные образования являются своеобразным типом системо-конгломеративных структур, для которых единство и целостность следует рассматривать как «идеальное» состояние. Конгломерат - объединение разнопрофильных структур, обладающих большой долей самостоятельности и имеющих децентрализованное управление. Естественным способом управления развитием региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время этот метод признан правительством и широко используется в практике. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 утвержден «Порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». В этом документе дано определение федеральной целевой программы как «увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития РФ». Для того, чтобы программа управления развитием региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объемами реальных ресурсов; иметь адекватный выбор регулятивных мер в соответствии с каждой конкретной ситуацией; контролировать выполнение намеченных действий.
Можно просмотреть следующие нормативные акты: - ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 1999 г. № 119-ФЗ. - Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803. - Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г. - Постановление Правительства Российской Федерации № 594 «О порядке разработки и реализации Федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|