Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Управление развитием регионов России




Ни о какой устойчивости, сбалансированности и социальном прогрессе в масштабах страны не может быть и речи, если социально-экономические параметры отдельных регионов в несколько раз хуже средних по стране, если соседствуют относительно стабильные, так называемые доноры-реципиенты, и абсолютно депрессивные территории. В России проблемы общегосударственной устойчивости, сбалансированности и социальной ориентации усугубляются естественными и привнесенными диспропорциями северных и несеверных территорий. К примеру, на российском Севере проживает 12 миллионов человек, а его территории составляют примерно половину всей северной территории мира, но на зарубежном Севере живут всего 500 тысяч человек. При этом северные территории - это, как правило, всегда дотационные регионы, которые без государственной поддержки не могут обеспечить даже необходимый минимум социальных гарантий населению.

Основной целью государственной региональной политики в настоящих условиях является разработка программных механизмов ее реализации на основе поиска новой роли государства, эффективных форм, методов, средств и ресурсов его деятельности, направленной на развитие регионов, обусловленное характером политических, экономических и социальных реформ, особенностями переходного периода.

Региональная политика государства должна быть прежде всего политикой недопущения и сглаживания резких территориальных диспропорций. Отсюда и неизбежное вмешательство по этому поводу в развитие практически каждой территориальной единицы. К важнейшим политическим задачам, которые должны решаться в процессе управления развитием российских регионов, на наш взгляд, следует отнести:

- укрепление социально-экономических основ Российского государства, сохранение его целостности путем обеспечения социально-экономической интеграции российских территорий, укрепление единого социального и экономического пространства;

- сглаживание изначальных различий в уровнях экономического и социального развития регионов, обеспечение достойного уровня и качества жизни населения;

- создание действенного социально-экономического механизма федеративных отношений, способного обеспечить функционирование национальной экономики как единого целого через сочетание интересов государства и отдельных его региональных составляющих;

- формирование многоукладной экономики на основе равноправного развития различных форм собственности, социальной и рыночной инфраструктуры.

В качестве основных направлений государственного управления региональным развитием следует определить:

- оказание помощи регионам в решении социальных проблем, вызванных переходом к рынку при неблагоприятных стартовых условиях, предопределяющих недостаток собственных финансовых ресурсов для социального развития и депрессию профилирующих отраслей хозяйства в связи с осуществлением структурной перестройки;

- регулирование миграционных процессов, обусловленных структурной перестройкой хозяйства регионов и массовой безработицей, конфликтными ситуациями на национальной почве, иммиграцией россиян из нового зарубежья в Россию, крупномасштабной демобилизацией воинских контингентов, ликвидацией последствий экологических катастроф;

- содействие решению социальных проблем, связанных с резким нарушением состояния окружающей среды;

- помощь в реализации региональных проблем национального возрождения;

- участие государства в решении социальных проблем, связанных с перепрофилированием, санацией и закрытием предприятий;

- создание рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры;

- обеспечение одинаковых минимальных стандартов и равной социальной защиты, гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ, независимо от экономической возможности регионов;

-максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и их производственно-экономического потенциала.

Задачей государства является недопущение аномально высокой территориальной дифференциации. Что есть норма и что - аномалия территориальной дифференциации, решает не государство, а само население региона посредством перемены места жительства, выбора работы, политических выступлений. При этом социальными индикаторами территориальных депрессий и снижения уровня жизни становятся сокращение (по сравнению с другими регионами) рождаемости, продолжительности жизни, искажение демографической структуры, рост преступности и т.п.

Наиболее отсталые регионы принято называть депрессивными, т.е. такими, в которых по экономическим, социальным, экологическим и иным причинам перестали действовать основания и стимулы развития. Эти регионы не могут рассчитывать на саморазрешение депрессивной ситуации и требуют для этого чрезвычайной, специальной поддержки извне, со стороны государства. В этом заинтересованы как депрессивный регион, так и государство в целом, потому что точки депрессии рано или поздно становятся центрами политической, социально-экономической и экологической напряженности в стране.

Основными критериями депрессивности региона являются:

- темпы спада производства;

- снижение уровня жизни населения (низкий доход на душу населения);

- нарастание негативных тенденций в сфере занятости (высокий уровень безработицы);

- усиление проблем в сфере демографии, экологии, предоставления социальных услуг и пр.

Система регулятивных государственных мер по снятию депрессивного напряжения называется санацией (оздоровлением). Для достижения положительных результатов в преодолении депрессивности регионов необходимы системные механизмы санаций, способные одновременно воздействовать на ситуацию в сфере экономики, социальных отношений, экологии и др., и предполагающие применение многофункциональных экономико-правовых, социально-организационных и других регуляторов неблагополучных ситуаций. Необходима также целенаправленность и селективность санации.

Главным управленческим аспектом в развитии регионов на современном этапе являются взаимодействие и сочетание федеральных и региональных программ, установление оптимальных соотношений в динамике происходящих изменений. Практически все российские территориальные образования являются своеобразным типом системо-конгломеративных структур, для которых единство и целостность следует рассматривать как «идеальное» состояние. Конгломерат - объединение разнопрофильных структур, обладающих большой долей самостоятельности и имеющих децентрализованное управление.

Естественным способом управления развитием региона в условиях рыночной экономики является метод программирования. В настоящее время этот метод признан правительством и широко используется в практике. Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 утвержден «Порядок разработки и реализации Федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация». В этом документе дано определение федеральной целевой программы как «увязанного по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, социального и культурного развития РФ».

Для того, чтобы программа управления развитием региона могла быть эффективно реализована, она должна быть согласована с объемами реальных ресурсов; иметь адекватный выбор регулятивных мер в соответствии с каждой конкретной ситуацией; контролировать выполнение намеченных действий.

 

Можно просмотреть следующие нормативные акты:

- ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» от 28 июня 1999 г. № 119-ФЗ.

- Указ Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» от 3 июня 1996 г. № 803.

- Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23 июня 1995 г.

- Постановление Правительства Российской Федерации № 594 «О порядке разработки и реализации Федеральных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» от 26 июня 1995 г.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...