Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межуровневое взаимодействие в процессе контроля исполнения государственно-управленческих решений.




Эта сфера хорошо разработана! Но здесь есть явное дублирование функций и органов: на уровне федеральных округов наблюдается пятикратное дублирование контрольно-надзорных функций. В Федеральном конституционном законе «О Правительстве РФ» содержится глава VIII «Взаимоотношения Правительства РФ и органов государственной власти субъектов РФ», ст. 43 и ст. 44 которой регулируют вопросы указанного взаимодействия следующим образом. Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Согласно положениям ФЗ«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», межуровневое взаимодействие в контрольной сфере осуществляется в следующих направлениях: 1. Президент РФ вправе обращаться в законодательный орган субъекта РФ с представлением о приведении в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта РФ или иного нормативного правового акта. 2. Президент РФ вправе своим указом приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает сферы межуровневого взаимодействия органов власти в сфере осуществления контроля. Так, например, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе проводить проверки бюджетов субъектов РФ — получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Федеральное казначейство осуществляет контроль получателей средств федерального бюджета, в том числе органами власти субъектов РФ. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль использования средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов РФ.

Кроме того, каждое из федеральных министерств (агентств, служб) имеет собственный спектр контрольно-надзорных полномочий, а еще Прокуратура РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Проблемность данной сферы межуровневого взаимодействия состоит в дублировании надзорно-контрольных органов и их функций и как следствие этого — в малоэффективности контроля (надзора). Это не оставляет органам власти субъектов РФ возможности полноценно заниматься исполнением своих основных функций, наблюдается слишком сильная «зарегулированность», обилие никому не нужной отчетности. Сфера контроля является закрытой и вследствие этого — коррумпированной.

Среди причин низкой эффективности контрольных функций в стране можно выделить следующие:1) структурные проблемы власти, наличие в ней слишком большого числа органов и уровней с размытой и дублирующей компетенцией; 2) «распыление» функций контроля между большим числом разных органов; 3) «зарегулированность» контрольной сферы на фоне отсутствия регулирования в тех областях, где оно действительно нужно, что на практике приводит к разного рода «теневым» формам контроля.

Большой объем полномочий применения соответствующих мер ответ-ственности к органам государственной власти принадлежит Президенту РФ, который может вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ в случае:а) если изданный им норм акт противоречит Конституции РФ и федеральным законам;б) если высшее должн лицо уклоняется от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного акта, или от внесения в указанный акт изменений; в)Если в течение месяца со дня вынесения Президентом РФ предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ указанное лицо не приняло мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, г) Президент России вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта РФ от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным органом власти субъекта РФ, а также в связи с утратой доверия Президента РФ, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

(Дополнительно из той же статьи про зарубежный опыт стр.38!)

С учетом зарубежного опыта в России целесообразно, в частности, рассмотреть следующие проблемные вопросы такого взаимодействия:

1. Необходимо пересмотреть существующую процедуру участия субъектов РФ в процессе разработки и принятия федеральных законов для учета мнения субъектов федерации. В связи с этим возможно частичное проецирование опыта участия земель в федеральном законотворческом процессе ФРГ, где по ряду вопросов проекты федеральных законов не могут быть приняты без их согласия.

2. В связи с широкими нормотворческими полномочиями Президента РФ и Правительства РФ целесообразно усовершенствовать механизмы согласования с субъектами РФ принимаемых ими нормативных правовых актов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также по вопросам, относящимся к ведению РФ и касающимся интересов субъектов РФ. Они должны быть направлены также на обеспечение реального участия субъектов РФ в нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти. Примером соответствующих процедур согласования интересов с регионами в процессе правотворческой деятельности высших органов исполнительной власти федерального центра являются совместные конференции органов исполнительной власти в Австрии и Канаде, которые на практике показали достаточно высокую эффективность своей деятельности. Однако, несмотря на оправданность данной формы взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти за рубежом, в России ее не стоит переоценивать, так как она с высокой степенью вероятности может привести к навязыванию мнения федерации, а не к учету мнений ее субъектов.

3. Следует признать, что предусмотренные федеральным законодательством положения о таких инструментах взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти как договоры и соглашения слабо применяются на практике, а если и применяются, то чаще всего в целях получения рядом субъектов РФ финансово-бюджетных преференций, а не в целях сбалансированного развития регионов. В этом контексте успешным представляется опыт использования договоров и соглашений в Австрии и Канаде в целях согласования интересов регионов и федерального центра.

4. Необходим более взвешенный подход к проблеме финансового обеспечения полномочий субъектов федерации. Разумное перераспределение доходов не только от федерации к регионам, но и между регионами показало более высокую эффективность за рубежом, по сравнению с изыманием доходов у экономически благополучных субъектов федерации и дальнейшей их централизацией.

5. Механизм введения мер федерального принуждения федеральным правительством (или президентом по представлению правительства) с обязательным получением согласия администрации земли либо палаты субъектов федерации может быть использован для коррекции российской модели, в которой главенствующая роль в роспуске регионального парламента, отрешении от должности губернатора и назначении временного исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта федерации принадлежит Президенту России. Действующая в России процедура несбалансированна с точки зрения разделения властей и основополагающих принципов федерализма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...