Государственно-частное партнерство как модель межсекторного взаимодействия
Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом объединения усилий власти и бизнеса для решения современных проблем общества. В настоящее время наиболее активно партнерство государства и частного бизнеса осуществляется, в первую очередь, в реальном секторе экономики – в отраслях производственной инфраструктуры (энергетике, железнодорожном транспорте, автодорожном хозяйстве, портах, аэропортах, ЖКХ и т.д.), т.е. отраслях, составляющих основу жизнеобеспечения экономики и общества. Кроме того, огромный опыт государственно-частного партнерства имеется в так называемых секторах общественных услуг. ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг. Как правило, каждый такой альянс является временным, поскольку создается на определенный срок в целях осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации. Также для более точного понимания государственно-частного партнерства следует привести его отличительные признаки, характерные лишь для данного института: 1. Стороны партнерства представлены государственным и частным секторами экономики; 2. Взаимоотношения сторон зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах); 3. Взаимоотношения сторон носят взаимовыгодный характер; 4. Стороны имеют общие цели и четко определенный государственный интерес;
5. Стороны объединяют свои вклады для достижения общих целей; 6. Стороны распределяют между собой расходы и риски, участвуют в использовании полученных результатов. В такой системе отношений происходит объединение ресурсов и потенциалов двух хозяйствующих субъектов. С одной стороны государства - в форме его собственности, с другой бизнеса - в виде применения современных, частнопредпринимательских методов хозяйствования, менеджмента, а также привлечения инвестиций и внедрения инноваций. А кроме того, важно указать и этапы государственно-частного партнерства, так как данная информация позволит предоставить более полную картину явления, о котором идет речь. Выделяются следующие этапы государственно-частного партнерства: 1. Формирование и выражение инициативы государством; 2. Предложения частного бизнеса по реализации выдвинутой инициативы; 3. Диалог (согласование существенных условий и интересов) государства и бизнеса по поводу будущего совместного проекта ГЧП; 4. Закрепление достигнутых договоренностей в договоре/контракте между государством и частным бизнесом. Здесь должны быть установлены сроки и ответственность органов. Договор должен иметь четкую законодательную базу, подкрепленную подзаконными регламентами и безусловную судебную защиту; 5. Исполнение принятых обязательств в рамках договора ГЧП; 6. Анализ полученных результатов ГЧП; 7. Разработка новых (более совершенных) моделей ГЧП; 8. И снова формирование инициатив на базе проделанной работы и корректировок. Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательской стороны в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием технологий и техники.
ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, 1. разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России. 2. Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату. 3. Соглашения о разделе продукции (СРП) — форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». является таким договором, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору - субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск». Произведенная продукция подлежит разделу между гос и инвестором. 4. Еще одной широко распространенной в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. 5. Наконец, наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. — передача имущества или монопольных видов деятельности государства, находящегося в публичной собственности, частному инвестору либо оператору. Выгода обеих сторон очевидна: в течение срока концессионного соглашения собственник получает за свое имущество, которое зачастую не может содержать, определенную плату (или ренту), концессионер — доходы от его эксплуатации.
В российской практике используются все формы ГЧП, кроме концессий. В то же время концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею. Особый класс партнерств связ со строит-вом объ-в гос и мун собст-ти биз на разл-х условиях(близки к конц-м, не везде к ним отн). За рубежом сущ много раз форм ГЧП, которые предп стр-во бизнесом объекта гос соб-ти и его передачу гос-ву либо сразу после ок строит, либо по прошествии опр вр эксплуатации объекта. Распростр формы, относящиеся к данному классу партнерств: BOT (Build, Operate, Transfer – строительство, эксплуатация/управление, передача). Исп в концессиях. объект созд за счет биз, кот после заверш-я строит-ва пол-т право экспл объекта в теч вр, дост для окупаемости влож-х ср-в. По истеч вр объект возвращ-ся гос. Конц-р пол право испол, не владения, гос-собст-к. BOOT ( Build, Own, Operate, Transfer – строит, влад, экспл/упр, передача ). Биз получ право польз+влад-я в теч опр вр в согл, потом гос-ву. Возможен обратный BOOT, власть фин и возводит объект, перед в довер упр част парт с правом для выкупить его в свою собст-ть. BTO (Build, Transfer, Operate). передачу объекта гос сразу после строит. После приема гос он переходит в польз биз, но без права владения. BOO (Build, Own, Operate).созд об по истеч вр соглаш-я не перед-ся гос, а ост в распоряжении инв-ра. BOMT (Build, Operate, Maintain, Transfer – стр, эксп/упр, обслуж, перед). Отв-ть част парт за содерж-е и текущ ремонт сооруж-х инфраст-х объ-в. DBOOT (Design, Build, Own, Operate, Transfer – проек-е, стр, влад-е, эксп/упр, перед). Ответств-ть част парт за строительство инф об+его проект-е. DBFO (Design, Build, Finance, Operate – проект, строит, финн-е, экс/упр) отв-ть чп за проект спец огов-ся его отв-ть за финн-е строит инфрастр об-в.
Мир практ свид о шир испол мех гчп в реш соц-эк пр-м. Правит-ва стран и адм-ции рег-в все чаще сотруд-т с биз с целью осущ слож инвест проектов/ передачи некот нерентаб проектов биз. Т.к. гос сталк-ся с пробл недост-ка бюдж рес-в и ростом требов-й к усл. Инвест потреб-ти стран в больших рес-х= развитие ГЧП. Меж опыт реал инвестпроектов с пом гчп свид о его испол в отраслях: дорожная сфера; транспорт (стр, эксп, обслуж, сис упр движением)+гор тран; портовое хоз-во; нефте- и газопров;инфраструктура энер-ки; ЖКХ; экспл коммун-х сетей – водопровод, канализация; уборка улиц, вывоз и утилизация мусора; экология - недвижимость – строительство и эксплуатация общ-х зданий и мун жилья в обмен на право застройки и участие в ком проектах;общ пор-к и без-ть; телекоммуникации; образ-е и здравоохр-е – строительство и оборудование школ, больниц и иных учреждений частными компаниями, получающими право застройки и разв-я прилег тер-ии;научн сек – создание основы иннов эк.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|