К изобразительным элементам
В РЕКЛАМЕ Цвет в рекламе Роль цвета в рекламе, наряду с другими основными компонентами визуальной рекламы, такими как компоновка сюжета, изобразительный ряд, его гармоничное сочетание со шрифтом, представляется исключительно важной, а в ряде случаев, ключевой. Основные функции цвета в рекламе. Это — привлечение, удержание и акцентирование внимания потребителей к рекламируемому объекту, его выделение из череды других аналогичных предметов, зрительное формирование элементов фирменного стиля. Цветовая гамма предметов, наблюдаемых в реальной жизни, зависит от степени поглощения поверхностью данного предмета из всего спектра дневного света волн, имеющих определенную длину. Например, небо представляется нам голубым потому, что атмосфера в ясную погоду поглощает большинство волн солнечного спектра, пропуская в основном волны с длиной или частотой, соответствующей голубому цвету. Белый цвет представляет собой пучок воли, имеющих все частоты спектра; черный, напротив, характеризует их полное поглощение той или иной средой. Под воздействием солнечных лучей или пучков фотонов окрашенные поверхности со временем «выгорают», т.е. теряют интенсивность или яркость окраса, блекнут и приобретают серовато-грязные оттенки. В практике рекламной деятельности следует учитывать, что наиболее быстро этому процессу под-
вержены розовый, голубой и зеленый цвета. Поэтому при расположении наружной рекламы на солнечной стороне не рекомендуется использовать данные цвета для покрытия значительных по площади поверхностей щитовой рекламы или билбордов. И напротив, если эти цвета использованы в рекламном обращении, то его не следует помещать в чрезмерно освещаемое солнечными лучами место.
Проблему цвета и его воздействия на человека в разное время активно изучали: Аристотель, Леонардо да Винчи, И. Ньютон, И. Гете, М. Ломоносов, В. Кандинский, И. Павлов, С. Вавилов. Впервые цвет стал применяться для комплексного сознательного воздействия па человека итальянским врачом В. Понзой в 1876 г. Он использовал различную окраску больничных палат для оказания положительного влияния па больных в процессе их лечения. В дальнейшем Понза описал последствия влияния цветового спектра на различные формы психических и нервных болезней. Однако еще в античные времена и Средние века цвет использовался для создания позитивного воздействия на человека при окраске жилищ и общественных учреждений. Яркие одежды, преимущественно желтого цвета, предписывалось носить прокаженным, определенная цветовая гамма использовалась в геральдике и другой атрибутике, сопутствующей функционированию полисов, городов, замков и других образований. Роль цвета в рекламе исключительно важна, так как именно зрительное восприятие дает человеку около 90% информации о внешнем мире. У художников основными цветами считаются такие, которые не могут получаться путем смешивания различных красок; напротив, путем их смешения могут быть получены все остальные цвета, их полутона и оттенки. Этими цветами традиционно являются: красный, желтый, синий, белый и черный. В современной полиграфии к ним относят четыре краски: голубую, пурпурную, желтую и черную. Причем в ряде случаев обходятся и без черного цвета. Однако в новейших полиграфических устройствах для получения тончайших оттенков и полутонов, оттенков серебристого и золотистого цветов, металлика и других необычных колеров используется до восьми раз-
личных цветов. На разделении тональных цветовых гамм до получения матриц этих основных цветов, не подлежащих дальнейшему процессу дифференциации, основывается метод цветоделения.
Цветоделение — техника печатания цветных иллюстраций. В результате последовательного наложения слоев краски в обратной последовательности, по отношению к первичному построению данных матриц, из этих основных цветов получают всю требуемую гамму тонов, полутонов и оттенков, с элементами основных цветов, на участках, где отсутствовало наложение красок. Реально это достигается достаточно сложным технологическим способом, в основном при использовании компьютерных технологий. Если, например, необходимо напечатать плакат с двумя разноцветными словами, достаточно подготовить две соответствующие формы и краски. Потом прокатать бумагу через однокрасочную машину дважды, последовательно меняя формы и краски. В случае цветной печати тоновых иллюстраций задача резко усложняется. Так как существуют тысячи оттенков и топов, то невозможно просто смешивать краски и для получения каждого тона или полутона каждый раз прокатывать бумагу через машину. В этом случае используются физические законы разложения света па основные цвета. При смешении четырех основных цветов — пурпурного (пурпурно-красного) (magenta), желтого (yellow), голубого (зелено-голубого) (cyanic), черного (black) — можно получить практически любой другой цвет. Причем черный цвет нужен только для улучшения качества изображения и усиления контраста. Для воспроизведения каждой точки полноцветного изображения не смешивают краски, а добиваются эффекта, подобного смешению красок, путем совместного расположения точек чистых триадных тонов. В результате цветоделения оригинал-макета на три основных цвета и черный цвет изготавливаются соответственно четыре пленки и четыре формы. Кроме того, изображение может иметь различное разрешение или количество растровых точек в дюйме. При большем разрешении количество точек больше, соответственно более качественной получается печать. Затем один и тот же лист бумаги прокатывают через однокрасочную машину четыре раза. В результате этого получаются цветные изображения с большим количеством тонов и полутонов. Естественно, что некоторые современные технологии позволяют делать это за один прогон.
При полноцветной печати обычно выводят цветопробу на термосублимационном принтере, фотографически точно определяющем оттенки красок. Хотя эта технология весьма дорогая, она позволяет сэкономить большие средства, так как предотвращает выпуск некачественной в цветовом отношении продукции. В высокой и плоской печати полутона воспроизводятся с помощью растровой печати. При этом изображение получается как комбинация отдельных растровых точек. Центр последующей точки находится на одинаковом расстоянии от центра предыдущей, но размеры их могут быть разные. Количество линий, на пересечении которых размещены растровые точки, в единице изображения называется линиатурой растра и при прочих равных условиях определяет качество печати. Из оригинальной фотографии или рисунка растровое изображение можно получить путем сканирования. Сканер по своей физической сути растрирует сканируемое изображение. При серийном производстве печатных рекламных обращений в настоящее время используются плоттеры — устройства, позволяющие наносить изображения и окрашивать поверхности с большими площадями, а также производить точную раскройку различных материалов по заранее разработанному шаблону. Для быстрого и качественного перфорирования листов бумаги и их последующего скрепления с помощью скрученного спиралью провода или пластиковой гребенки применяются специальные устройства — биндеры и фастбиндеры, которые представляют собой устройства для скрепления документов и брошюр. Специальными резаками и «гильотинами» обычно производится необходимая обрезка бумаги. При помощи фальцевальных машин бумага фальцуется, т.е. подвергается требуемым по технологии сгибам. Кроме того, в рекламном производстве активно используются ризографы, ламинаторы, принтеры, диапроекторы, фотоаппараты и другие многочисленные устройства, облегчающие труд современного рекламиста.
Ламинаторы — это машины позволяющие закатать бумажный или иной носитель рекламного обращения в пленку. Ризограф — это машина, по сути, представляющая собой пресс горячего тиснения. Это устройство действует следую-
щим образом. Считанное сканером изображение передается в процессор, который управляет термоголовкой — сильно нагретой металлической деталью. Та в свою очередь прожигает дырочки в специальной особо прочной бумаге. Эта бумага в качестве мастер-пленки затем автоматически натягивается на раскатной барабан. Внутрь барабана подается краска, которая при его вращении центробежной силой подается к сетке. Затем краска проходит через дырочки мастер-пленки и попадает на печатную поверхность. Флексография по принципу работы относится к высокой печати. Однако с ее помощью часто производят рекламные элементы на бумажной и пластиковой упаковке, на полиэтиленовых пакетах, а также изготавливают всевозможные наклейки. Печатная форма представляет собой эластичную резиновую пластину, в которой химическим путем вытравлен рисунок. Выпуклые элементы принимают краску и оставляют ее на печатной поверхности. При этом следует применять обязательное последующее активирование поверхности полиэтиленовых пакетов, например, озоном. В противоположном случае краска, как правило, осыпается. В связи с развитием технологий оперативной печати в настоящее время большая часть печатной продукции может изготавливаться самим рекламным агентством, без размещения заказа на стороне. При этом следует помнить, что себестоимость такой продукции выше, чем при ее изготовлении в типографии. Однако при относительно малых тиражах клиенту часто важен выигрыш во времени. В этом случае на помощь приходит оперативная полиграфия. Художникам-рекламистам важно знать как многие механизированные и автоматизированные способы оформления рекламных обращений, так и некоторые уникальные индивидуальные технологии. Например, выдающимся художником-графиком Луисом Ортега разработан метод «Инкарель», основой которого является выполнение исключительно тонких графических линий с помощью специального инструмента. Этот инструмент представляет собой миниатюрный диск, закрепленный на специальном держателе, отточенная кромка которого подает краску ми-
зерными порциями на лист бумаги. В результате использования этого метода вручную удается достигать выполнения сверхтонких штрихов, с равномерной толщиной и окрасом. Художнику-рекламисту это может потребоваться, например, при первоначальном проектировании макета товарного знака, товарной марки или какого-либо еще рекламного образа. При этом следует помнить, что при увеличении миниатюр с помощью оптических средств, например видеопроектором, пропорции изображенных предметов и некачественно выполненные линии искажаются. Поэтому миниатюры следует выполнять самым тщательным образом или начинать прорисовку объекта с большого контура, а затем уменьшать его оптическим способом до требуемых размеров. В этом случае пропорции изображений остаются прежними, а контрастность даже несколько увеличивается.
Для идентификации насыщенных цветов и полутонов в рекламной практике используют цветовые таблицы и так называемые выкраски, или полоски бумаги, окрашенные в четко определенную цветовую гамму. Такая выкраска используется, например, при регистрации соответствующими органами цветового решения товарного знака и других элементов фирменного стиля. В качестве эталонного образца она хранится у субъекта, обладающего правами на данный фирменный блок. Воздействие цвета на человека. Как считают ученые, человеческий глаз способен различать свыше 300 оттенков ахроматического цвета, т.е. белого, серого и черного, и десятки тысяч хроматических, или всех других цветов. Максимальное цветовое различение приходится на дневное время с 13 до 15 часов, а минимальное на ночное с 23 до 3 часов. Цвет сам по себе несет воспринимаемую человеком энергию. Правильное применение цвета позволяет усилить эмоциональное восприятие рекламы, увеличить ее запоминаемость и практическую действенность. Тот же по спектральному составу цвет воспринимается визуально по-разному, в зависимости от окружающей среды. Например, белый цвет на синем фоне представляется цветом, имеющим розовый оттенок, т.е. он становится более «теплым», и напротив, на красном фоне он воспринимается как голубоватый, или более «холодный». Такие
«превращения» происходят и с другими цветами. При этом следует учитывать, что более светлые элементы зрительно кажутся крупнее по сравнению с темными, даже если они реально имеют одинаковые размеры. Исследуя влияние света на людей, ученые пришли к следующим выводам. Яркий свет, как правило, вызывает аппетит, тусклый, напротив, его ограничивает. Ярко-красный и зеленый цвета у большинства людей формируют негативное отношение к процессу приема пищи. Использование чрезмерно-яркого и непривычного окраса стен, например красно-желтого, провоцирует посетителей к быстрейшему завершению дел в данном помещении. Ученые установили, что люди стараются выбирать для себя привычное цветовое окружение. Например, жители сельских и пригородных районов часто предпочитают яркие красные, оранжевые и синие цвета, т.е. такие цвета, которых в природе не так много. Горожане, напротив, в своей массе склонны к краскам, заимствованным из природной среды, нежным и не очень контрастным цветовым гаммам. Цветовые предпочтения тесно связаны с социальными и демографическими факторами, чертами характера человека. Мужчины среди массы товаров выбирают в основном продукцию, окрашенную в «холодные» цвета, т.е. стального, фиолетового и синего цвета; женщины же предпочитают цвета «теплого» колера — красноватых, желтоватых и розовых оттенков. Молодым людям в большей мере, чем пожилым, присуще стремление к ярким цветам, которые соответствуют их большей энергии и жизненной активности. По данным В. Носкина, предпочтение цветов людьми, для их основной массы по мере убывания, в среднем выглядит следующим образом: — голубой; — фиолетовый; — белый; — розовый; — пурпурный; — красный; — зеленый; — желтый; — оранжевый; — коричневый; — черный.
Однако в этом случае не учтен важный фактор моды, которая время от времени вносит соответствующие коррективы в данную таблицу цветовых предпочтений. В практике рекламного дела одинаково нецелесообразно использовать чрезмерно пестрое оформление рекламного обращения, так и излишне тусклое или блеклое. В первом случае имеется в виду одновременное использование более чем 3-4 основных цветов, во втором — использование только одного цвета с его оттенками и полутонами. В своих экспериментальных работах известный швейцарский психолог Макс Люшер в середине XX в. обнаружил, что люди, эмоции которых находятся под строгим самоконтролем, в выборе цвета отдают предпочтение синему и зеленому и стараются избегать всевозможных оттенков красного. (Данные исследования М. Люшер начал проводить по заказу одной из рекламных компаний, но затем так увлекся ими, что вышел далеко за пределы первоначально поставленных узкоутилитарных целей.) В табл. 8 представлено восприятие цвета человеком. При освещении глаз цветными лучами меняется напряжение мышц тела. При красном свете человек наклоняется чуть вперед, при зеленом и синем — назад. А если каким-нибудь светом посветить сбоку, люди незаметно для себя наклоняются в сторону света. Сила воздействия цвета на человека зависит от многих факторов: от настроения, характера, восприимчивости и возбудимости человека, от его менталитета, культуры, верования и обычаев, т.е. от тех факторов, которые относятся к неформальным экономическим институтам. Под влиянием различных цветов у людей может возникать чувство тепла или холода, которое практически не отражается на температуре тела. Интересен факт, полученный учеными в результате экспериментов по влиянию цвета на состояние человека. Люди, находящиеся в комнате, окрашенной синей краской, будут испытывать прохладу, а в соседней, в которой та же температура +15° С, но стены окрашены в оранжевый цвет, будут ощущать тепло.
Таблица 8 Восприятие цвета человеком в ассоциации с характеристиками цветовых тонов
Коричневые и желтые тона цветового окружения способствуют укачиванию, особенно в самолете, а зеленые и голубые, как правило, могут успокаивать, а в некоторых случаях, предотвращать болезненное состояние, вызываемое качкой. Важная особенность цвета — способность привлекать внимание, что отражается в его сигнальной функции, или функции акцентирования внимания. При использовании цвета в рекламе приходится учитывать такие элементы: 1) сочетание фона и шрифта; 2) фон изобразительного ряда; 3) использование цвета в фирменном стиле и в его основном элементе — товарном знаке; 4) оформление экстерьера и интерьера зданий; 5) конструирование упаковки; 6) подбор цветового решения в наружной и печатной рекламе и многие другие аспекты. С точки зрения использования цвета в дизайне можно выделить психофизиологическое и физическое воздействие цвета (табл. 9). Таблица 9 Карта психофизиологического и физического воздействия цвета
Кроме других факторов цветового восприятия в реальной жизни приходится учитывать, что отношение к цвету людей меняется в зависимости от стиля жизни, моды на определенный интерьер и экстерьер. То, что цвет, с точки зрения формирования предпочтения к нему у основной массы людей, является понятием, связанным с определенным стилем, позволяют увидеть данные табл. 10. Таблица 10
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|