Примерная шкала цветовых предпочтений у различных народов
(причем, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета)1: — красный — стимулирует мозг, но некоторые его оттенки вызывают раздражение. Символизирует опасность и запрет. Его любят в Мексике, Норвегии, Ираке, России и не любят в Ирландии. В Китае это
1См.: Гольман ИЛ., Добробабенко Н.С. Практика рекламы. Новосибирский филиал СП «Интербук», 1991. С. 24-27; Зазыкин ВТ. Психология в рекламе. М.: ДатаСтром, 1992, С. 33-35. цвет праздника, знак удачи, счастья, достоинства, благородства, доброты и отваги. В Индии означает жизнь, действие, энтузиазм. Этот цвет проецируется па расцветки обыденной одежды индийских женщин. Например, красные одеяния индианка одевает в первое время замужества, поскольку этот цвет символизирует любовь. Шафрановый оттенок означает пробуждение к жизни, весну. Индия подарила миру замечательное сочетание трех цветов белого, красного и синего, которое используется в расцветке национальных флагов многих стран мира. Это цвета самых главных индуистских богов: белый символизирует Шиву, красный — Брахму, а синий — Вишну. Красный цвет почитаем и в Японии, где он ассоциируется с цветом восходящего солнца. У американцев этот цвет воплощает любовные чувства; розовый вместе с бледно-голубым ассоциируется с косметикой; — оранжевый — стимулирует эмоциональную сферу, создает ощущение благополучия и веселья. Очень любим голландцами, является одним из их национальных символов; — желтый — стимулирует мозг. Виден с большого расстояния, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. У американцев ассоциируется с богатством и процветанием. В Бразилии — символ отчаяния, а в сочетании с фиолетовым — болезни. В России желтый цвет — признак печали, разлуки, расставания и измены. Для мусульман Сирии — символ смерти. В Китае после красного наиболее популярен, являясь символом империи, большинства праздников и тайных обрядов. В Индии — цвет солнца, символизирует великолепие и сияние;
— зеленый — разрешающий цвет, некоторые оттенки действуют успокаивающе, гипнотизирующе и даже снимают боль. Его любят в Мексике, Австралии, Австрии, Ирландии и Египте. Американцы увязывают этот цвет с надеждой. В Китае это — цвет юношества и символ роскошной жизни. В Индии он символизирует мир и надежду. В Болгарии особо популярен темно-зеленый цвет, в Пакистане — изумрудно-зеленый. Серо-зеленый очень не любят во Франции. Для мусульман зеленый цвет имеет особое значение, он распространен повсеместно, выступает в роли хранителя от дурного глаза; — голубой — для китайцев один из траурных цветов, в Индии — символ правдивости, для мусульман — хранитель от дурного глаза, особенно любим египтянами. Он почти так же, как оранжевый, популярен в Голландии. Американцы увязывают его с верностью. В России ассоциируется с небом и профессиями, связанными с воздухоплаванием; — синий — цвет моря, ассоциируется, в особенности в сочетании с белым и иногда красным, с деятельностью, связанной с водой (судоходство, рыболовство и т.д.). Его очень любят в Ираке;
— фиолетовый — у некоторых людей вызывает раздражение. В Индии ассоциируется с печалью и утешением, в Бразилии — с печалью, в этой стране он очень непопулярен, так же как и в Перу; — серебристый — вызывает стойкие ассоциации с авиацией, ракетостроением и современными технологиями; — белый — один из самых любимых цветов мексиканцев. В Китае — цвет траура и знак опасности. В этой стране он олицетворяет подлость и лживость, поэтому все отрицательные герои в народных исторических драмах скрываются под белыми масками. Для европейцев — символ молодости, чистоты и невинности;
— черный — в Индии, так же как каштановый, означает цвет траура. В Китае олицетворяет честность. В России — цвет траура, в этой связи его часто используют в сочетании с красным цветом. Определенный цвет вызывает у людей вполне определенные устойчивые эмоции. Однако даже у одного и того же человека в разное время отношение к цвету может меняться. В этом состоит противоречие цветоощущения. Разрешению данного противоречия посвящены исследования многих ученых, деятелей культуры, художников и рекламистов. Наиболее интересными в этом отношении ученый, специализирующийся в психологии рекламы Зазыкин В.Г., считает исследования Иоганна Вольфганга Гете и Василия Кандинского. Если провести анализ различных интерпретаций психологического содержания какого-либо цвета или цветосочетания, то у каждого автора обнаружится своя аргументированная точка зрения. Например, Гете называл желтый цвет веселым и слегка очаровывающим. Напротив, Кандинский считал, что этот цвет уместен при изображении насилия или бреда сумасшедшего, а ярко-желтый и вовсе казался ему невыносимым, сродни пронзительному звуку горна над ухом. Истина заключается в том, что чисто субъективные отношения к цвету не совпадают с его объективными закономерностями, которые к тому же еще не до конца изучены. Все дело в том, считают ученые, что восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального же состояния человека. Если изменяется состояние, то изменяется и отношение к цвету. В то же время оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету и
цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, а некоторые и вовсе отвергаются. Эти закономерности обнаружил, исследовал и описал один из наиболее известных ученых в области цветового восприятия — Макс Люшер. Создавая свой цветовой тест, М. Люшер исходил из следующего: восприятие цвета человеком сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась преимущественно двумя факторами: ночью и днем, т.е. — светом и темнотой. А значит, темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый — солнечным днем и его многочисленными заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и о связанных с ними ситуациях, требующих от человека высокой активности. Таким образом, для всего спектра основных цветов веками формировалась соответствующая эмоциональная гамма.
Открытия Люшера имеют прямое отношение к рекламной деятельности. Особенно важным является то, что цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от эмоционального состояния, но определенным образом формирует и сами эмоции человека. Это означает, что с помощью подбора различных цветов и цветосочетаний и использования их в рекламном обращении можно управлять отношением потребителя к рекламируемому объекту. В настоящее время экспериментально проверены различные цветовые сочетания. В большинстве случаев по степени ухудшения их восприятия людьми они располагаются в следующем порядке: — синий на белом; — черный на желтом; — зеленый на белом; — черный на белом; — зеленый на красном; — красный на желтом; — красный на белом; — оранжевый на черном; — черный на пурпурном;
— оранжевый на белом; — красный на зеленом.
Однако имеется и другая цветовая таблица — ухудшения восприятия цветовых сочетаний, которая несколько отличается от первой1:
— черное на желтом; — черное на белом; — желтое на черном; — белое на черном; — синее на белом; — белое на синем; — синее на желтом; — желтое на синем; — зеленое на белом; — белое на зеленом; — коричневое на белом; — белое на коричневом; — коричневое на желтом; — желтое на коричневом; — красное на белом; — белое на красном; — красное на желтом; — желтое на красном.
Из анализа данной цветовой таблицы вытекает одно важное следствие: при прочих равных условиях предпочтительней использовать сочетания с нанесением более темного цвета на более светлый фон. Частным случаем этого правила является предпочтение «прямого» написания букв и цифр (шрифта) по сравнению с «выворотным» их оформлением. В соответствии с этим правилом в России перешли от написания номерных знаков автомобилей с белого на черном фоне к современному, т.е. написанию черной краской на белом фоне. (Это обстоятельство значительным образом облегчило деятельность органов пра-
1Таблицы цветовых сочетаний приводятся по кн.: Музыкант В.Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М.: Право и Закон, 1996. С. 120-121. вопорядка и самих граждан при фиксации и запоминании номерных знаков в случае необходимости.) Рассматривая проблему цвета в рекламе, следует уделить особое внимание такому ее важному аспекту, как соотношение цвета шрифта и фона, на котором выполняется рекламное обращение. По материалам исследований СИ. Смирнова, из наиболее часто встречающихся вариантов цветовых сочетаний в графике плакатного исполнения, по степени убывания положительного эмоционального восприятия для большинства людей, эти данные могут быть представлены следующим образом:
Эти данные показывают приблизительное соотношение, так как на четкость и удобочитаемость также влияют различная тональность цвета, его насыщенность, степень освещенности, размеры и вид шрифта, расстояние, отражающие способности и
характер поверхности (важно учитывать ее особенности, связанные с материалами, составом и способом обработки; может быть рельефная, шероховатая, гладкая, матовая, полированная, зеркальная, однородная и дифференцированная по отдельным слоям и частям и т.д.). При выборе сочетания цветов в рекламе следует помнить об устойчивых ассоциативных связях: красный в сочетании с черным — цвет траура; чередование черных и белых полос — дорожная разметка; черных и желтых — окрас движущихся частей строительных машин и т.д. Например, исследования, проведенные по изучению мнения о цвете коробок сигарет, показали, что красный цвет на пачке воспринимается как свидетельство крепости сигарет; голубой и белый — их легкости; зеленый — их ароматизации ментолом; золотистый — высокого качества; обилие золотистого цвета вызывает ассоциацию с высокой ценой.
При оформлении упаковки товара следует учитывать и другие факторы, напрямую связанные с цветом. В данном случае, фотографическое изображение товара часто воспринимается лучше, чем рисованное. Женщины, как правило, отдают предпочтение тому товару, который упакован так, что он полностью или частично виден. Они же предпочитают видеть процесс функционирования товара, поэтому, например, пластиковое покрытие большинства соковыжималок, миксеров и других аналогичных устройств чаще всего выполняется из прозрачных материалов. При выборе цвета упаковки товара следует помнить о необходимости его сочетания при выкладке с общим дизайном, фирменными цветами магазина или торгового зала и соответствующего оборудования. Так, большое количество коричневых, желтых и золотистых упаковок, выложенных в одном пространстве помещения с преимущественно бежевой гаммой, вызывает чувство уныния, монотонности и однообразия. Важно гармонично подбирать цветовое сочетание при формировании товарного ряда на витринах, полках и стеллажах, избегать противоречивого, дискомфортного для глаза комбинирования цветового оформления как интерьера, так и экстерьера помещения.
О большом значении цветового решения визуальной формы рекламного обращения позволяет судить следующее обстоятельство. Объявление в газете, которое напечатано вторым цветом, читают на 22% больше людей, чем его черно-белый вариант (это правило действует, когда на полосе формата А2 не более восьми таких объявлений). При использовании трех цветов это число возрастает до 68% (при наличии на полосе А2 не более шести объявлений с аналогичным цветовым сочетанием)1. С древних времен цвет неразрывно связывают с государственной символикой, цветовым сочетанием знамен, а также с геральдическими эмблемами. Историю флагов — вексиллологию — часто начинают с упоминания о вексиллуме (vexillum), введенном в 105 г. до н.э. консулом Марием для римских когорт2. Окраска полотнищ была различной, по сначала все они были одноцветными — пурпурными, красными, белыми, синими. Но первые знамена появились значительно раньше. В Древнем Китае уже в период династии Чжоу (XII век до н.э.) имелись белые знамена. Позднее появились знамена синего дракона, белого тигра, красной птицы, желтые флаги с драконами. В Древней Индии имелись боевые треугольные знамена красного и зеленого цветов с желтыми изображениями животных. Их вывозили на колесницах или слонах. Большинство первых личных знамен — штандартов было пурпурного и красного цветов. Затем верховные стяги стали разноцветными. Утверждение наследственной монархии повлияло на расцветку штандартов и знамен. Появились личные цвета, родовые цвета, переходящие, как герб, по наследству. Закрепились геральдические цвета монархий. Так, цветами Арагона стали желтый и красный, Гогенцоллернов — черный и белый, Габсбургов — черный и желтый, Бурбонов — белый, желтый, Ваза — желтый, голубой, Оранских — оранжевый. В XVI-XVII вв. наиболее распространенными королевскими флагами становятся белые полотнища с гербами. Белые флаги имели короли Франции, Англии, Испании, Португалии, Сицилии. В это время белый цвет стал олицетворением монархии.
1См.: Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. М.: РусПартнер Лтд, 1994. С. 204-206. 2См.: Сведения о флагах и геральдических цветах приводятся по: Иванов К.А. Флаги государств мира. М: Транспорт, 1971. С. 8-11.
«Отцом геральдики» — науки, занимающейся изучением гербов, часто называют француза Мепестрэ, создавшего в 1650 г. фундаментальный труд по этому вопросу. Главными в геральдике считались два металла — золото и серебро, а также пять эмалей (финифтей) — красная, лазоревая, пурпурная, зеленая и черная. Золото олицетворяло могущество, силу, богатство, постоянство, знатность, веру, справедливость, добродетель, милосердие, верность. Серебро — чистоту, правдивость, невинность, благородство, откровенность, непорочность, надежду. В старинных геральдических сочинениях Коломбьера, Варена большое место отводилось толкованию цветов. Каждый цвет символизировал определенное понятие. Геральдист Ансельма трактует цвета следующим образом: красный — любовь, мужество, смелость, великодушие, храбрость, неустрашимость; синий — честность, целомудренность, верность, безупречность; пурпурный — господство, щедрость, благочестие, умеренность, достоинство, могущество, сила; зеленый — надежда, изобилие, свобода, радость; черный — мудрость, осторожность, постоянство, скромность, образованность. Кроме того, красный цвет в геральдике соответствовал огню, теплу, крови; синий — небу, воздуху, сухости; зеленый — траве, растительности; черный — земле, холоду, мраку; белый — воде. Широко известна следующая средневековая таблица, или шкала, ассоциативных сочетаний, составленная по материалам Урстица, Киа-кониуса, Зибмахера, Спильмана: — золото — желтый — Солнце; — серебро — белый — Лупа; — красный — Марс — рубин; — синий — Юпитер — сапфир; — пурпурный — Меркурий — аметист; — зеленый — Венера — изумруд; — черный — Сатурн — алмаз; Для начального периода абсолютизма характерны одноцветные флаги, но затем подавляющее большинство флагов стали трехцветными. Наибольшее распространение па флагах имел красный цвет, за ним следовали синий и белый. Применительно к флагам за некоторыми их цветами также закрепились определенные ассоциативные понятия. Красный флаг означал храбрость, борьбу, угрозу, бунт, мятеж; белый флаг — мирные намерения, сдачу па «милость победителя»; черный флаг — печаль, скорбь, траур, а также протест. При разработке гербов и флагов использовались не только цвета, по и рисунки. За многими фигурами закрепились определенные значения: лев — сила, мужество, великодушие, храбрость, отвага, власть; лео- пард — храбрость, отвага; конь — храбрость льва, зрение орла, сила вола, быстрота оленя, ловкость лисицы; медведь — предусмотрительность; бык — плодородие, процветание; слон — верность; орел — власть, прозорливость, великодушие; ворон — долголетие, предусмотрительность, мудрость; петух — бой, борьба; павлин — победа над врагом, тщеславие; рыба — бдительность; дельфин — сила; змея — вечность; дуб — крепость, могущество; лавр — слава, почет; олива — мир, мудрость; пальма — долговечность, победа; ель — плодородие, обновление; солнце — богатство, изобилие; звезды — вечность; пшеница — достаток; лилия — жизнь, воскресение; шар — земля, мир; окружность — бесконечность; куб — вечность. Роль цвета всегда особенно велика была в армии, поскольку он выполнял важные функции — выделял своих во время битвы, отличия разных родов войск, частей и соединений. В XVIII-XIX вв., например, во французской армии преобладали синие цвета, в английской — красные. Только на рубеже XIX-XX вв., в связи с возросшей поражающей мощью оружия (развитием артиллерии, началом использования пулеметов «Максим» в Англо-Бурской войне и пр.), армии стран мира постепенно перешли на обмундирование цвета «хаки» и защитного цвета. В последующем все чаще стали использоваться комбинированные маскировочные и камуфляжные цвета. Пестрая и яркая цветовая гамма сохранилась только в парадных мундирах. Особенно значимой функцией цвета в армии была, и остается до сегодняшнего времени, эстетическая — рекламная функция. Красота, яркость, декоративность военного костюма играют большую роль рекламного характера для привлечения молодых людей в армию, составляют особую гордость военных. Замечено, что определенному звуку, его тону, силе и частоте соответствует определенная цветовая ассоциация. Это свойство человеческого восприятия активно используется в цветомузыке. Кроме того, оказалось, что и некоторые буквы алфавита ассоциируются с цветом и его оттенками. Опыты А.П. Журавлева показали1, что гласные имеют в сознании людей следующие устойчивые соответствия: А — густо-красный; Я — ярко-красный; О — светло-желтый или белый;
1См.: Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М.: Лабиринт, 1997. С. 30. Е — зеленый; Э — зеленоватый; И — синий; Й — синеватый; У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый; Ю — голубоватый, сиреневый; Ы — мрачный темно-коричиевый или черный. Цветовая гамма традиционно используется в политической сфере, в том числе в политической рекламе. Белый цвет устойчиво ассоциируется с роялистскими партиями и движениями, красный — с революционными. Символом принадлежности к анархическому движению выступает черный цвет. Исламские партии и движения в большинстве случаев отдают предпочтения зеленому цвету. В настоящее время резко возрос интерес к оранжевому цвету, который со Средних веков был символом движения «Оранжистов» в Западной Европе. При разработке рекламных образов и конкретных рекламных обращений важно учитывать сложившиеся традиции гармоничного цветового сочетания в одежде. Если для женщин цветовая гамма в большей мере зависит от моды и внешних данных, то для мужчин цветовое единство стиля более консервативно (табл. 12)1. При выступлении на телевидении не рекомендуется одевать полосатую одежду, так как полоска, особенно поперечная, может напоминать помехи. Желательно при этом отказаться от белой рубашки, так как при возможном искажении цветов, в ряде случаев, она может казаться несвежей. Галстук с излишне мелким рисунком на телевизионном экране также может смотреться невыигрышно. При формировании рекламных образов рекламистам следует учитывать предпочтения групп людей, которые по характерным для них цветовым ассоциациям с временами года чаще выбирают холодные тона, условно причисляемые к типам «зима», «лето»; а также тех, кто отдает предпочтение теплым тонам, условно причисляемым к типам «весна», «осень». 1 См.: Шипунов ВТ., Кишкель Е.Н. Основы управленческой Деятельности. М.: Высшая школа, 1999. С. 261-267. Таблица 12 Наиболее гармоничные цветовые сочетания в одежде
Продолжение табл. 12
Согласно исследованиям американского ученого Кэролы Джексон, людей по их цветовым предпочтениям можно подразделить на типы. Наиболее простой конкретный тест на выявление основных типов людей выглядит следующим образом. Персиковый, теплый тон предпочтения определяет принадлежность людей к типам «весна», «осень», а розовый, холодный — к типам «зима», «лето» (табл. 13). Таблица 13
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|