Эмоциональная оценка букв русского алфавита при чтении
(курсивом выделены прилагательные, имеющие негативную эмоциональную окраску)
1См.: Шибут Л., Сосновый А. Покупатель идет на звук//Деловые люди. 1998. № 92. Продолжение табл. 19
Продолжение табл. 19
Наибольший вклад в окраску написанного слова вносят его первые буквы. Поэтому желательно, чтобы оно начиналось с гласной или с «положительной» согласной. «Негативные» буквы, если без них нельзя обойтись, должны помещаться в конце. При соединении букв в слоги совпадающие характеристики будут усиливаться, а разнонаправленные — ослаблять
друг друга. Кроме того, важное значение имеет ударная гласная — она задает тон в общем звучании слова.
Такая кодировка срабатывает как при чтении, например, разработанного наименования фирмы, так и при его восприятии на слух. В процессе анализа вариантов названия фирмы, предложенных в ходе предварительного исследования, с помощью исключения пар, противоположных по смыслу прилагательных (приятный — неприятный, сильный — слабый, активный — пассивный, короткий — длинный, добрый — злой и т.д.), остаются прилагательные, окончательно характеризующие то или иное наименование. Оценивают также броскость и позитивность восприятия как высокую, среднюю, низкую. Затем попарно сравнивают по этим позициям варианты названия. В результате компания может быть формально описана с помощью метода парных прилагательных, например, как активная, агрессивная, с твердой позицией на рынке, или напротив, как спокойная, сильная, комфортная для взаимоотношений с клиентами и безопасная. При выборе новой марки или названия нужно обязательно учитывать закономерность гармонизации всех информационных каналов: слова, у которых эмоциональная окраска совпадает со смысловой, больше нравятся и легче запоминаются. Если же значение и звучание вступают в диссонанс, то название воспринимается плохо, вплоть до его активного отторжения. В конечном счете, тщательное обдумывание и отработка названия фирмы, ее товарной марки или товарного знака, вариантов слов из слогана и других подобных элементов будет более эффективным, чем исправление негативной ситуации, которое может вылиться в сложную и дорогостоящую дополнительную рекламную кампанию. О том, что определенным образом подобранный набор слов может создавать выразительную и сильную эмоциональную окраску, говорит следующий пример. В знаменитой поэме «Ворон» американского писателя и поэта Эдгара По в переводе М. Зенкевича исключительно умело использовано описание тревожных цветовых топов пурпурного оттенка с привлечением большого количества «шипящих». Все вместе, при прочтении, это создает чувства скорби, тревоги, печали и сопереживания:
«Шелковый тревожный шорох в пурпурных портьерах, шторах Полонил, наполнил смутным ужасом меня всего, И, чтоб сердцу легче стало, встав, я повторил устало: «Это гость лишь запоздалый у порога моего, Гость — и больше ничего».
При разработке текстов рекламных обращений необходимо учитывать их звуковой ряд, проверять, какое ощущение текст вызывает у слушателей при его воспроизведении. Это следует делать при разработке текста для любого коммуникативного канала рекламы — прессы, наружной рекламы, радио или телевидения. Однако особенно важно тщательно отрабатывать текст с позиций его последующего звукового воспроизведения на радио и телевидении. На радио звук является основным коммуникативным каналом восприятия рекламы; поэтому вся информация, получаемая потребителем с помощью органов слуха, должна быстро и легко усваиваться, запоминаться и вызывать у людей позитивные ассоциации. Информация о путях контакта с рекламораспространителем или его реквизитах должна произноситься четко и ясно, по возможности дублироваться. На телевидении следует добиваться того, чтобы звуковое оформление рекламного ролика гармонировало и попадало в резонанс с изобразительным рядом, точно соответствовало сценарному плану, попадало в такт с событиями, разворачивающимися на экране. Тембр, тон и окрас голоса должны соответствовать сценическому образу. Шумовые эффекты следует приглушать или чередовать с основным текстом, чтобы полезная информация функционального или имиджевого характера не была потеряна. В ряде моментов можно использовать голоса известных актеров, дикторов и ведущих. Но в большинстве случаев использование хорошо поставленного голоса известного диктора при рекламировании нового товара, поступающего на рынок, вызывает обратную реакцию — отторжение. Это связано с тем, что телезрители привыкают ассоциировать образ известного ведущего или диктора программ новостей с событиями политического или остро социального характера. Поэтому новое амплуа известного персонажа может вызвать недоумение, граничащее с недоверием по отношению к рекламируемому товару.
Вопросы для обсуждения и задания: 1. Объясните, в чем состоит роль звука в рекламе? 2. Поясните, какие ассоциативные восприятия вызывают у большинства людей гласные и согласные буквы русского языка, каким образом это можно учитывать в рекламе? 3. Расскажите об основных правилах озвучивания радио- и телевизионных рекламных роликов. 4. Подберите несколько текстов различных рекламных обращений, прочитайте их вслух, оцените достоинства и недостатки каждого из них. 5. Составьте несколько текстов рекламных обращений, воспроизведите их голосом и оцените с позиций функциональности, ассоциативности, компактности и комплексности. ТЕСТЫ: 1. В настоящее время большое количество радиостанций использует форму экспромта в радиовещании, т.е. импровизированного участка выступления ведущего или диктора, а также музыкального сопровождения, имеющего название: а) АдЛиб; б) АИДА. 2. Анафора — это: а) единое начало, поэтический прием в рекламе, когда одно и то же слово или звук повторяются в начале двух или нескольких отрывков речи; б) иносказание, выражение отвлеченного понятия в виде конкретного образа; в) яркое сообщение о выходе новых товаров и услуг на рынок. 3. Перестановка слов в предложении для усиления смысловой значимости выносимого вперед слова, активно используемая как при написании, так и при произнесении рекламных текстов, называется: а) аллитерация; б) инверсия; в) мотто. 4. Диктор должен обладать способностью умело работать со слотами (еще одно название — коммершалс) — это: а) остроумное изречение или оригинальный сюжет, используемые в рекламе; б) короткое рекламное обращение, вставляемое между радио- и телепрограммами, продолжительностью 10-50 секунд; в) повторение однородных согласных звуков в фразе, строке, строфе рекламного текста. 5. Правильно подобранный текст с позиций его аудиовосприятия должен: а) отражать все существенные целевые установки рекламодателя; б) вызывать у потребителей комплекс заранее заданных или программируемых впечатлений; в) способствовать гармоничному сочетанию звукового и видеоряда; г) быть не заимствованным из других составляющих рекламного обращения и составляться с соблюдением авторских прав. 6. Имеются многочисленные исследования эмоционального восприятия букв русского алфавита, базирующиеся на опросе и исследовании больших групп респондентов. Так, к согласным буквам, оцениваемым в основном положительно, относят: а) Г; б) Б; в) В. 7. С позиций исследования эмоционального восприятия букв русского алфавита учеными установлено, что гласная буква А, оцениваемая в основном положительно, ассоциируется с понятиями:
а) большой, округлый, гладкий, величественный, хороший, могучий, сильный, храбрый; б) красивый, светлый, хороший, сильный, храбрый, округлый, безопасный; в) округлый, хороший, гладкий, могучий, храбрый, большой, радостный; г) хороший, нежный, женственный, легкий, гладкий, красивый. • д) красивый, женственный, хороший, нежный, округлый, безопасный, легкий, добрый, слабый. 8. Согласная, оцениваемая в основном отрицательно, буква русского алфавита К в рамках эмоционального восприятия людей оценивается как: а) короткий, быстрый, тусклый, шероховатый, слабый, темный, угловатый, грустный, страшный, трусливый; б) короткий, угловатый, шероховатый, тусклый, быстрый, хилый; в) медлительный, пассивный, печальный, могучий, тяжелый, медленный, тусклый, грустный; г) мужественный, угловатый, короткий, подвижный, злой, быстрый, сильный, грубый, холодный; д) шероховатый, сильный, злой, страшный, холодный, веселый; е) шероховатый, страшный, храбрый, злой, тяжелый, отталкивающий, грубый. 9. Эмоциональное восприятие согласной, оцениваемой в основном положительно, буквы русского алфавита В заключается в следующем: а) могучий, величественный, сильный, мужественный, большой, короткий, радостный, быстрый, активный; б) мужественный, грубый, сильный, храбрый, большой, яркий, подвижный, красивый; в) мужественный, медленный, большой, величественный, могучий, тяжелый, сильный, грубый; г) сильный, мужественный, храбрый, страшный, грубый, могучий, величественный; д) тусклый, величественный, могучий, хороший, сильный, большой, красивый; е) тяжелый, подвижный. 10. По мнению ученых, наибольший вклад в эмоциональную окраску написанного слова вносят его: а) первые буквы; б) последние буквы; в) корень слова; г) часть слова с ударением.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|