Т а б л и ц а 21 Основные индивидуальные ценности
*3наченис для американцев. **3наченне для россиян. Продолжение табл. 21
Источник: Индивидуальные ценности и потребительское поведение в России и США/Экономические н социальные перемены: мониторинг общественного мнения/Информационный бюллетень. 1997. № 6. С. 33. Учитывая ментальность россиян, в рекламе следует стремиться сохранять черты задушевности, спокойствия, доброты, ласки, обращения к славному историческому прошлому. Эти ценностные ориентиры должны неукоснительно учитываться прежде всего в политической и социальной рекламе. В целом можно говорить о тенденции постепенного сближения основных взглядов на проблемы социально-экономического развития и о конвергенции основных наиболее значимых индивидуальных ценностей России и Запада, что неизбежно повлечет за собой со временем выравнивание экономик. Следует отметить, что эта тенденция апроксимируется постепенным сближением методов, форм и средств рекламного воздействия.
Опыт реформаторской деятельности в России ясно показывает, что эффективность воплощения в жизнь экономических программ, принимаемых органами государственной власти, зависит в первую очередь от социокультурных условий, менталитета данного народа, его национальных традиций, а также ин-
формированности общества и адекватности принимаемых программ социально-экономической ситуации в стране. Другими словами, «образ правления должен соответствовать природе управляемых людей»1. Если при разработке программ учитываются вышеперечисленные условия, реформы принимаются населением, если нет — то следует реакция отторжения. Этому должны соответствовать и чисто внешние проявления развития рыночных отношений, связанные с рыночной атрибутикой, с формированием фирменного стиля, имиджем и рекламой. Институциональное развитие является сложным, неоднозначным процессом, включающим все основные элементы социально-экономической системы. И если при этом формальные экономические институты периодически проявляют свойство изменчивости, то неформальные экономические институты, являясь своеобразными нормативными стандартами, сообщают социально-экономической системе значительный запас прочности. Они обеспечивают преемственность, устойчивость системы, сохраняют ее генетические признаки, обеспечивая ее самоидентификацию и инвариантность в длительном процессе развития. В долгосрочных рекламных программах это соотношение должно учитываться самым серьезным образом. При разработке, реализации и уточнении маркетинговых прогнозов и планов, рекламных программ и проектов необходимо проводить мониторинг процессов изменения неформальных экономических институтов, появления новых тенденций и региональных особенностей. Эта проблема представляется особенно важной в связи со стремительным развитием интерактивной экономики и формированием нового технико-экономического уклада, появлением нового вэб-стиля врекламе.
1Вико Джамбаттиста. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994. С. 92. Вопросы для обсуждения и задания: 1. Объясните, в чем наблюдается взаимосвязь формальных экономических институтов и рекламы? 2. Определите роль неформальных экономических институтов в рекламе. 3. Проанализируйте особенности рекламного воздействия с учетом развития российских экономических институтов. 4. Приведите примеры рекламных обращений, составленных с учетом специфики институциональной среды. ТЕСТЫ: 1. Экономический институт в самом общем виде представляет собой: а) экономическую систему как упорядоченное множество всех экономических отношений и видов хозяйственной деятельности, осуществляющихся в целях удовлетворения потребностей общества в материальных благах и услугах; б) междисциплинарную область научных исследований, в задачи которой входят: разработка обобщенных моделей экономических систем и построение логико-методологического аппарата описания институционального функционирования системных объектов; в)относительно устойчивое проявление комплекса экономических, правовых, социальных и морально-этических отношений, реализующееся на поверхности общественных явлений в виде деятельности институциональных организаций и отдельных индивидов; г) социально-экономическую систему как совокупность средств, условий, процессов и результатов материального производства и отношений между людьми по поводу производства, обмена, распределения, потребления жизненных благ. 2. Институциональные преобразования определяются как сложный объективный процесс институциональных изменений, включающий: а) зарождение экономических институтов; б) факторы генезиса экономических институтов;
в) эволюцию экономических институтов; г) функционирование экономических институтов; д) контроль за функционированием экономических институтов; е) стимулирование развития экономических институтов; ж) трансформацию экономических институтов; з) видоизменение содержания и формы экономических институтов. 3. К неформальным экономическим институтам относят: а) явления общественной жизни, сопровождающие трансформацию, эволюцию, развитие и модификацию формальных экономических институтов; б) сформированные в обществе правила и нормы поведения; в) права собственности и отношения контрактации; г) субъективные преференции, основанные на традициях, верованиях, культуре и соответствующем менталитете. 4. Культура как совокупность порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, включающая формы поведения и деятельности, обретенные знания, а также научно-технический потенциал общества, относится к: а) формальным экономическим институтам; б) неформальным экономическим институтам. 5. Известным ученым — исследователем системы неформальных экономических институтов, в частности в своей работе «Принципы экономической науки», является: а) Т. Веблен; б) К. Поппер; в) А. Маршалл; г) П. Самуэльсон; д) О. Шпенглер. 6. Институциональная структура экономики, основанной на исламской традиции, включает следующие уровни: а) межгосударственные институты (исламская торгово-промышленная палата; исламский фонд развития; исламская ассоциация судовладельцев и др.); б) муниципальные институты; в) национальные исламские кредитно-финансовые институты. 7. Одна из первых попыток православного взгляда на хозяйственную жизнь, опиравшегося на глубокие традиции национального мышления: а) «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова; б) «Философические письма» П.Я. Чаадаева; в) древнерусский текст XI в. «Наставление богатым». 8. Исследователи склоняются к тому, что православная российская социально-экономическая модель включает в качестве базовых ценностей следующие российские приоритеты:
а) материального над духовным; б) богатства над достатком; в) добра над злом (в широком смысле этого слова). 9. Выдающийся русский философ, этиолог Л.Н. Гумилев выделял следующие черты ментальности россиян: а) аттрактивность — обостренное чувство справедливости; б) задушевность п сердечность; в) коммунитарность и иррациональность; г) соборность и религиозность; д) покорность всякой власти. 10. Автором онтологической классификации мировых культур является: а) В. Докучаев; б) Ф. Аквинский; в) Е. Федоров; г) П. Сорокин.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|