О грехе беспорядочного питания
- Существуют ли правила для мирян о принятии пищи в определенные часы? Вопрос возник из-за того, что я прочитал, будто прием пищи не в установленное время является грехом. - Грех беспорядочного питания (разновидность чревоугодия) - когда человек ест в промежутках между обычными приемами пищи, то есть целый день жует, как кролик. Таких людей праведный Иоанн Кронштадтский сравнивал с ходячей кухней, у которой постоянно дымит труба. Помоги нам Господи не только рассуждать, но и исполнять. О грехе «скверноядения» - В некоторых руководствах по исповеди упоминается грех скверноядения, который состоит в принятии пищи и питья, запрещенных в законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей. Но я всегда считал, что ветхозаветное деление пищи на чистую и нечистую в Новом Завете отменяется. Мнения разных священников почему-то сильно расходятся в этом вопросе. Также я прочитал, что в требнике есть молитва «о скверноядших». Выходит, пища все же может быть нечистой? - Святой Василий Великий пишет: «У нас нет запрещенной пиши, но вряд ли кто-нибудь будет есть мясо ястреба, не пригодное для пиши». Пищевые запреты сохранили некоторые старообрядческие толки и общины. Употребление в пищу мышей или крыс тоже может рассматриваться как скверноядение. Поедание трупов животных, которые погибли от какой-то болезни или начали разлагаться - тоже скверноядение. Я думаю, что чтение безнравственной литературы или просмотр эротических фильмов, которыми напичканы телепрограммы, - тоже скверноядение, еще худшее, чем употребление мяса змей. И на это надо обратить современному человеку главное внимание. Как бороться с нерешительностью?
- Как бороться с нерешительностью, пассивностью, инертностью, страхом предпринимать какие-то шаги для изменения ситуации, страхом общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми? Мне бы обладать противоположными качествами, тем более что положение обязывает: жена беременная, сын подрастает, долги давят... - Надо понемногу бороться с перечисленными вами состояниями - давать себе небольшие задания и стараться исполнить их. Страх трудно преодолеть вначале, а затем он проходит сам собой. При этом надо основываться не на уверенности в своих собственных силах, а на уверенности и надежде в помощи Божией. Призываю на вас Божие благословение. О повторении жизненных ситуаций - Батюшка, если Господь ставит человека в ту же ситуацию, в которой он был несколько лет назад, то чего Он от нас ждет? - Всякая ситуация - это лучшая ситуация для исправления человека. А Бог, видящий нашу душу лучше, чем мы сами, знает, что в настоящее время нужно для нас. Если ситуации повторяются, значит, мы недостаточно полно использовали данную ситуацию в прошлом и наши язвы остались при нас неизлеченными. О желании себе долголетия - Батюшка, греховно ли желание прожить подольше? - Я тоже желаю продления своей жизни для покаяния и исправления, так как после смерти - суд. О видении ангелов и бесов - Видели ли Вы ангелов и бесов? Если можно, ответьте. - Визуально я бесов не видел, но чувствовал их присутствие через свои грехи. Как перенести потерю денег? - В последнее время у меня тоска и злость. Связано это с тем, что благодаря знакомым и близким потеряла немалую сумму денег, и все по их вине. Как быть? Не могу в сердце смириться... - Если человек с благодарностью Богу перенесет потерю денег, то это зачтется ему так, как если бы он пожертвовал эту сумму бедным. Помоги вам Господи обратить потерю в духовное приобретение.
Об игральных картах - Что Вы можете сказать об игральных картах? - Игральные карты с древних времен употребляются для гаданий и магических приемов. Через карты совершены многие преступления. Можно сказать, что карты насквозь пропитаны человеческой кровью. Считаю, что христианин не должен иметь их в своем доме. Об отношении к различным играм - Я знаю, что в карты играть нельзя, а как можно относиться к таким играм, как домино, нарды, шахматы, шашки? - Это зависит от той духовной степени, на которой находится человек, и от его внутренних потребностей. В играх, где нет азарта, вернее, он сведен к минимуму, человек, не имеющий главным содержанием своей жизни молитву и богопознание, может искать отдых от повседневных дел и занятий. Притом, некоторые игры служат упражнением для человеческого ума, например, решение шахматной композиции, а другие, как домино, ничего не дают. Человек, стремящийся стяжать внутреннюю молитву, изучать Священное Писание и святоотеческую литературу, будет смотреть на игры как на потерю драгоценного времени, данного человеку для приготовления к вечности. Об увлечении рок-музыкой - Увлечение рок-музыкой - признак серьезного духовного нездоровья. Это знают родители техмолодых людей, которые слушают рок-музыку. Они пытаются как-то повлиять на своих детей, дают им читать статьи (в том числе и Ваши, батюшка), в которых раскрывается сущность рока, его вред для души. Но вот ответ одного юноши, увлеченного этой страстью: «Я еще не читал ни одной статьи, которая заставила бы меня бросить слушать рок, содержала бы достаточно убедительные для меня аргументы». Существуют ли какие-либо рациональные аргументы для человека, ослепленного страстью, или здесь нужен иной подход? - Увлечение рок-музыкой - это следствие серьезного коллективного нездоровья, как духовного, так и душевного, и, в то же время, причина для многих нравственных и психических заболеваний. Музыка имеет свой язык; это эмоциональный язык, где выражается интим человеческой души, гносис его чувств. Все процессы, происходящие в природе и человеческом организме, имеют свой ритм. Разлад ритмов - это свидетельство о болезни и разрушении и предвестник смерти. Классическая музыка, хотя и не обладает духовностью, однако служит средством гармонизации психофизических процессов в человеческом организме и поэтому приводит в состояние, которое можно назвать настроем чувств. Диссонанс - это разрушение ритмов, поэтому диссонанс звуков стимулирует чувство агрессии, что само по себе является губительным для психики человека как продолжительные аффективные состояния.
В древнем Китае был вид казни: через громкие диссонирующие звуки человека сводили с ума, после чего он умирал. Рок-музыка, как и джаз, имеет свою мистическую основу. Эта музыка - преемница языческих культов и оргиастических мистерий. Жрецы доходили до исступления и резали себя ножами (в праздники Осириса и Изиды, а также Ваала и Астарты). Во время вакханалий люди доводили себя до такого состояния агрессии, что убивали все живое, находящееся на их пути. В современной рок-музыке воплощено древнее дионисийство, только в более безобразном виде. Музыка - это язык чувств, а если перевести его на язык слова, то мы услышим самые мерзкие богохульства и самую гнусную, циничную и истошную брань. К сожалению, некоторые священнослужители оправдывают рок-музыку как протест против диктаторских режимов и бездуховности общества. Но это прыжок из мира эгоизма и взаимного отчуждения в мир безумия. Здесь - звериное желание уничтожить остатки законов и морали, предохраняющих общество от окончательного распада. В таком случае шабаш ведьм и колдунов - тоже протест, но против всякой морали, тоже духовность, только отмеченная черным знаком сатаны. Один из апологетов рока заявил, что эта музыка не мешает ему заниматься Иисусовой молитвой. Преподобный Иоанн Лествичник писал, что некоторые неопытные подвижники путали страсть сексуального характера с духовной любовью и, думая, что чисто молятся о предмете своей привязанности, на самом деле удовлетворяли свою похоть. Возможно, что данное лицо восприняло звуки рок-музыки, растормаживающие сексуальность, за духовность и стало читать Иисусову молитву, обращенную не к Иисусу Христу, а к Иисусу из Голливуда.
Что касается юноши, который заявляет, что его не могут убедить никакие аргументы о демоническом характере рок-музыки, то могу сказать, что рок - это такая же страсть, как пьянство и наркомания, а страсть - нелогична, чтобы можно было бы противопоставить ей аргументы и доказательства. Единственная возможность в таком случае - самому человеку быть честным по отношению к себе и Богу. Пусть во время рок-музыки он наблюдает за своим сердцем, что там: мир, который принес Христос, или же смятение чувств и хаос мысли; что там: покой души и ясность ума или же состояние опьянения, где теряется само различие между добром и злом? Мог бы он представить святого, имя которого носит, сидящим на концерте рок-музыки?
- Когда споришь с православными поклонниками современного рока и противопоставляешь року классическую музыку, слышишь такое их возражение: «А ваш Чайковский был грешником!» «А вы не замечали, - начинаешь спорить, - что его музыка, кроме того, что очень талантлива и в этом отношении неизмеримо превосходит любые рок-опусы и вся проникнута покаянием, вершина чего - Шестая симфония». Что еще можно сказать любителям рока? - Надо ответить: Чайковский был кающимся грешником, а вы - апологеты греха, более того, у вас исчезло само понятие греха; грех воплотился в ритмы и мелодии вашей музыки, которой вы живете, чему вы поклоняетесь. Об антидепрессантах - Сейчас на Западе самое широкое распространение получили «таблетки от тоски» - антидепрессанты. Постепенно они завоевывают популярность и у нас. Когда их используют неверующие светские люди, стремящиеся таким искусственным образом решить свои духовные проблемы, это еще как-то можно понять. Но когда антидепрессанты принимают православные христиане, а тем более люди, старающиеся вести монашескую жизнь, это уже воспринимается как полный абсурд. Ведь душевная боль, как и физическая, указывает на болезни, которые надо лечить: телесные - в больнице, у земных врачей, духовные - в духовной лечебнице - Церкви, у Небесного Врача - Христа. Каковы опасности использования антидепрессантов для человека и общества? - Антидеприсанты не уничтожают страстей и грехов человека, а только загоняют их внутрь. При таком состоянии человек теряет самопознание и легко относится к своим грехам. Он просто перестает их чувствовать и эмоционально переживать. Поэтому антидепрессанты - это обман и ловушка для человека. Они лишают человека покаяния и, следовательно, борьбы с грехом. Антидепрессанты отводят человека от внутренних проблем, которые надо разрешить, и подвергают наркозу его совесть.
Опасность антидепрессантов заключается в том, что вместо мира в душе, которую дают благодать и молитва, у человека наступает ложное чувство самоуспокоенности, напоминающее наркотическое состояние. Если можно так сказать, антидепрессанты - это наркоз эмоционального мира человека; он теряет самопознание и чувство ответственности за грехи; он перестает контролировать жизнь сердца. Молитва теряет глубину покаяния и благоговения, она или исчезает, или превращается в медитацию. Лишаясь стимула внутренней борьбы с собой, человек лишается помощи благодати, внутренняя жизнь его проходит без изменения. Между тем страсти продолжают жить в его душе, не тревожа его раскаянием. Надо сказать, что антидепрессанты чем-то напоминают модернистическое - радужное, комфортное, примиренное с грехом - христианство, которое проповедуют нам либералы, как в рясах, так и без ряс. В общем, антидепрессакгы - это призыв не мучить себя покаянием и борьбой со страстями, а с хорошим настроением идти к черту на рога. О внешности христианина - Известно, что внешнее и внутреннее в человеке должно быть в гармонии. Есть апостольское правило: «Не должно... и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе... Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, мерзок будешь у Бога...» («Постановления св. апостолов»). Я всегда ощущал некую сакральность бороды, любил традиционную внешность. Но этого не любит мир. Благословите носить аккуратную бороду. - Сборник «Постановления святых апостолов», в отличие от «Правила святых апостолов», - не каноническая книга, то есть не все, что в ней написано, безусловно принимается Церковью. Местами она испорчена еретиками, но, в общем, не теряет своего назидательного и исторического значения. Я согласен, что борода - один из атрибутов мужчины, и человек, бреющий бороду, что-то теряет. Однако не следует смотреть на бритье как на преступление против Церкви: ношение бороды - не церковный канон, а благочестивый обычай. Если желаете носить бороду - то хорошо сделаете.
- Часто бывает, что духовность сводят к выполнению лишь внешних требований. В частности, к ношению женщиной платка. Одна женщина, не носящая платка вне храма, так возражала своей самозванной духовной наставнице: «Если это и грех, то, наверное, самый меньший из моих грехов». Сама «наставница», хотя и ходит постоянно в платке, во время церковной службы может не смущаясь разговаривать, рассказывает о священниках что надо и что не надо, вдобавок обнаружилось, что она практикует астрологию и не находит в этом ничего зазорного для себя. Понятно, что нужно придерживаться традиций, но этот случай показывает, до какого абсурда может дойти ситуация слепого следования им. Как женщине-христианке соблюсти меру в исполнении обычаев Церкви в отношении своего внешнего вида? Каков смысл ношения платка? - Я думаю, что приведенный вами пример нуждается в некоторой коррекции. В духовной жизни вообще нет мелочи: и добро, и зло начинаются с малого. Поэтому в Библии диавол назван «мраволевом», то есть грех, вначале кажущийся ничтожным, как муравей, на которого не стоит обращать внимания, постепенно возрастая в душе человека, оказывается львом. Великий учитель аскетики святой Игнатий Брянчанинов в книге «Приношение современному монашеству» начинал поучение к монахам с их внешности и храмовой дисциплины, которые приготовляют человека к бдению над своим сердцем и духовному подвигу. Что касается женщины, которая носит платок и осуждает священников, то позволю думать, что здесь виноват не платок, а гордость и духовная распущенность. Последнее время вошло в привычку ношение женщинами мужской одежды. Это явление воспринимается как нормальное или как ничего не значащее. Однако это далеко не так. В Библии категорически запрещено мужчине носить женскую одежду, а женщине - мужскую, что, по словам Священного Писания, является «мерзостью перед Богом». Здесь не только притуплённое чувство целомудрия, но еще другая опасность, как бы мина замедленного действия: потеря чувства своего пола, предрасположение к сексуальным извращениям. Женщина в мужской одежде в своем подсознании сравнивает и считает себя мужчиной. Теперь вернемся к платку. Платок в Священном Писании является знаком семейной иерархии, то есть подчинения жены своему мужу. Поэтому женщина без головного убора как бы подчеркивает свою ложную независимость, то есть проявляет духовную гордость. Апостол призывает женщин носить покрывало «ради ангела», то есть чтобы не огорчить своего Ангела Хранителя нецеломудренным поведением, когда женщина может служить предметом соблазна. В древнем мире платок женщины считался принадлежностью к свободному сословию, а раба не имела права носить платок. Блудница не только не смела носить платок, но должна была стричь волосы на голове, чтобы был виден род ее занятий. На востоке платок считался символом достоинства женщины и вызывал чувство уважения. Сорвать платок с головы женщины считалось оскорблением всей ее фамилии. Даже во время схватки между мужчинами, если женщина бросала посреди сражающихся свой платок, то они обязаны были разойтись. Наступить на платок считалось в таком случае бесчестно для самого мужчины. Традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных понятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому каждая традиция носит в себе информацию. Нарушая традиции, мы теряем информацию, заложенную в ней. Когда известную балерину Дункан упрекали за то, что она нарушает приличия, появляясь обнаженной на сцене, и проповедует этот театральный нудизм, то она отвечала: «Надо иметь чистое сердце; а если у кого возникают похотливые мысли, то пусть по утрам обмывается холодной водой». Но где найти чистое сердце нам, пораженным грехом, ни каком рынке купить его? Я думаю, что священник должен запрещать самозванным «наставницам», которых иногда называют «православными ведьмами», приставать с обличениями к людям, особенно недавно пришедшим в храм. Но сам священник обязан разъяснять приходу о важности и значении православных традиций для духовной жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|