Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О грехе беспорядочного питания




- Существуют ли правила для мирян о принятии пищи в определенные часы? Вопрос возник из-за того, что я прочитал, будто прием пищи не в установленное время является грехом.

- Грех беспорядочного питания (разновид­ность чревоугодия) - когда человек ест в про­межутках между обычными приемами пищи, то есть целый день жует, как кролик. Таких людей праведный Иоанн Кронштадтский сравнивал с ходячей кухней, у которой посто­янно дымит труба. Помоги нам Господи не только рассуждать, но и исполнять.

О грехе «скверноядения»

- В некоторых руководствах по исповеди упоми­нается грех скверноядения, который состоит в принятии пищи и питья, запрещенных в законе Божием. Например, употребление в пищу чаек, тушканчиков или змей. Но я всегда считал, что ветхозаветное деление пищи на чистую и нечистую в Новом Завете отменяется. Мнения раз­ных священников почему-то сильно расходятся в этом вопросе. Также я прочитал, что в треб­нике есть молитва «о скверноядших». Выходит, пища все же может быть нечистой?

- Святой Василий Великий пишет: «У нас нет запрещенной пиши, но вряд ли кто-нибудь будет есть мясо ястреба, не пригодное для пи­ши». Пищевые запреты сохранили некоторые старообрядческие толки и общины. Употреб­ление в пищу мышей или крыс тоже может рассматриваться как скверноядение. Поеда­ние трупов животных, которые погибли от какой-то болезни или начали разлагаться - тоже скверноядение. Я думаю, что чтение без­нравственной литературы или просмотр эро­тических фильмов, которыми напичканы те­лепрограммы, - тоже скверноядение, еще худшее, чем употребление мяса змей. И на это надо обратить современному человеку главное внимание.

Как бороться с нерешительностью?

- Как бороться с нерешительностью, пассив­ностью, инертностью, страхом предпринимать какие-то шаги для изменения ситуации, страхом общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми? Мне бы обладать противоположными качествами, тем более что положение обязыва­ет: жена беременная, сын подрастает, долги давят...

- Надо понемногу бороться с перечисленными вами состояниями - давать себе небольшие задания и стараться исполнить их. Страх труд­но преодолеть вначале, а затем он проходит сам собой. При этом надо основываться не на уверенности в своих собственных силах, а на уверенности и надежде в помощи Божией. Призываю на вас Божие благословение.

О повторении жизненных ситуаций

- Батюшка, если Господь ставит человека в ту же ситуацию, в которой он был несколько лет назад, то чего Он от нас ждет?

- Всякая ситуация - это лучшая ситуация для исправления человека. А Бог, видящий нашу душу лучше, чем мы сами, знает, что в настоя­щее время нужно для нас. Если ситуации пов­торяются, значит, мы недостаточно полно использовали данную ситуацию в прошлом и наши язвы остались при нас неизлеченными.

О желании себе долголетия

- Батюшка, греховно ли желание прожить по­дольше?

- Я тоже желаю продления своей жизни для покаяния и исправления, так как после смер­ти - суд.

О видении ангелов и бесов

- Видели ли Вы ангелов и бесов? Если можно, ответьте.

- Визуально я бесов не видел, но чувствовал их присутствие через свои грехи.

Как перенести потерю денег?

- В последнее время у меня тоска и злость. Свя­зано это с тем, что благодаря знакомым и близким потеряла немалую сумму денег, и все по их вине. Как быть? Не могу в сердце смириться...

- Если человек с благодарностью Богу перене­сет потерю денег, то это зачтется ему так, как если бы он пожертвовал эту сумму бедным. Помоги вам Господи обратить потерю в духов­ное приобретение.

Об игральных картах

- Что Вы можете сказать об игральных картах?

- Игральные карты с древних времен упот­ребляются для гаданий и магических прие­мов. Через карты совершены многие прес­тупления. Можно сказать, что карты наск­возь пропитаны человеческой кровью. Счи­таю, что христианин не должен иметь их в своем доме.

Об отношении к различным играм

- Я знаю, что в карты играть нельзя, а как мож­но относиться к таким играм, как домино, нар­ды, шахматы, шашки?

- Это зависит от той духовной степени, на ко­торой находится человек, и от его внутренних потребностей. В играх, где нет азарта, вернее, он сведен к минимуму, человек, не имеющий главным содержанием своей жизни молитву и богопознание, может искать отдых от повсед­невных дел и занятий. Притом, некоторые иг­ры служат упражнением для человеческого ума, например, решение шахматной компози­ции, а другие, как домино, ничего не дают. Че­ловек, стремящийся стяжать внутреннюю мо­литву, изучать Священное Писание и свято­отеческую литературу, будет смотреть на игры как на потерю драгоценного времени, данного человеку для приготовления к вечности.

Об увлечении рок-музыкой

- Увлечение рок-музыкой - признак серьезного духовного нездоровья. Это знают родители техмолодых людей, которые слушают рок-музы­ку. Они пытаются как-то повлиять на своих детей, дают им читать статьи (в том числе и Ваши, батюшка), в которых раскрывается сущность рока, его вред для души. Но вот ответ одного юноши, увлеченного этой страстью: «Я еще не читал ни одной статьи, которая заставила бы меня бросить слушать рок, содержала бы дос­таточно убедительные для меня аргументы». Существуют ли какие-либо рациональные аргу­менты для человека, ослепленного страстью, или здесь нужен иной подход?

- Увлечение рок-музыкой - это следствие серьезного коллективного нездоровья, как ду­ховного, так и душевного, и, в то же время, причина для многих нравственных и психи­ческих заболеваний.

Музыка имеет свой язык; это эмоциональный язык, где выражается интим человеческой ду­ши, гносис его чувств. Все процессы, проис­ходящие в природе и человеческом организме, имеют свой ритм. Разлад ритмов - это свиде­тельство о болезни и разрушении и предвест­ник смерти. Классическая музыка, хотя и не обладает духовностью, однако служит сред­ством гармонизации психофизических про­цессов в человеческом организме и поэтому приводит в состояние, которое можно назвать настроем чувств. Диссонанс - это разруше­ние ритмов, поэтому диссонанс звуков стиму­лирует чувство агрессии, что само по себе яв­ляется губительным для психики человека как продолжительные аффективные состояния.

В древнем Китае был вид казни: через громкие диссонирующие звуки человека сводили с ума, после чего он умирал. Рок-музыка, как и джаз, имеет свою мисти­ческую основу. Эта музыка - преемница язы­ческих культов и оргиастических мистерий. Жрецы доходили до исступления и резали се­бя ножами (в праздники Осириса и Изиды, а также Ваала и Астарты). Во время вакхана­лий люди доводили себя до такого состояния агрессии, что убивали все живое, находящееся на их пути.

В современной рок-музыке воплощено древ­нее дионисийство, только в более безобраз­ном виде. Музыка - это язык чувств, а если перевести его на язык слова, то мы услышим самые мерзкие богохульства и самую гнусную, циничную и истошную брань. К сожалению, некоторые священнослужители оправдывают рок-музыку как протест против диктаторских режимов и бездуховности обще­ства. Но это прыжок из мира эгоизма и взаим­ного отчуждения в мир безумия. Здесь - зве­риное желание уничтожить остатки законов и морали, предохраняющих общество от окон­чательного распада. В таком случае шабаш ведьм и колдунов - тоже протест, но против всякой морали, тоже духовность, только отме­ченная черным знаком сатаны. Один из апо­логетов рока заявил, что эта музыка не ме­шает ему заниматься Иисусовой молитвой.

Преподобный Иоанн Лествичник писал, что некоторые неопытные подвижники путали страсть сексуального характера с духовной любовью и, думая, что чисто молятся о пред­мете своей привязанности, на самом деле удовлетворяли свою похоть. Возможно, что данное лицо восприняло звуки рок-музыки, растормаживающие сексуальность, за духов­ность и стало читать Иисусову молитву, обра­щенную не к Иисусу Христу, а к Иисусу из Голливуда.

Что касается юноши, который заявляет, что его не могут убедить никакие аргументы о демоническом характере рок-музыки, то могу сказать, что рок - это такая же страсть, как пьянство и наркомания, а страсть - нелогич­на, чтобы можно было бы противопоставить ей аргументы и доказательства. Единственная возможность в таком случае - самому челове­ку быть честным по отношению к себе и Богу. Пусть во время рок-музыки он наблюдает за своим сердцем, что там: мир, который принес Христос, или же смятение чувств и хаос мыс­ли; что там: покой души и ясность ума или же состояние опьянения, где теряется само раз­личие между добром и злом? Мог бы он пред­ставить святого, имя которого носит, сидя­щим на концерте рок-музыки?

 

- Когда споришь с православными поклонниками современного рока и противопоставляешь року классическую музыку, слышишь такое их воз­ражение: «А ваш Чайковский был грешником!» «А вы не замечали, - начинаешь спорить, - что его музыка, кроме того, что очень талант­лива и в этом отношении неизмеримо превосхо­дит любые рок-опусы и вся проникнута покаяни­ем, вершина чего - Шестая симфония». Что еще можно сказать любителям рока?

- Надо ответить: Чайковский был кающимся грешником, а вы - апологеты греха, более то­го, у вас исчезло само понятие греха; грех воп­лотился в ритмы и мелодии вашей музыки, которой вы живете, чему вы поклоняетесь.

Об антидепрессантах

- Сейчас на Западе самое широкое распростра­нение получили «таблетки от тоски» - анти­депрессанты. Постепенно они завоевывают по­пулярность и у нас. Когда их используют неве­рующие светские люди, стремящиеся таким искусственным образом решить свои духовные проблемы, это еще как-то можно понять. Но когда антидепрессанты принимают православ­ные христиане, а тем более люди, старающие­ся вести монашескую жизнь, это уже восприни­мается как полный абсурд. Ведь душевная боль, как и физическая, указывает на болезни, которые надо лечить: телесные - в больнице, у земных врачей, духовные - в духовной лечеб­нице - Церкви, у Небесного Врача - Христа. Каковы опасности использования антидепрес­сантов для человека и общества?

- Антидеприсанты не уничтожают страс­тей и грехов человека, а только загоняют их внутрь. При таком состоянии человек теряет самопознание и легко относится к своим гре­хам. Он просто перестает их чувствовать и эмоционально переживать. Поэтому антиде­прессанты - это обман и ловушка для челове­ка. Они лишают человека покаяния и, следо­вательно, борьбы с грехом. Антидепрессанты отводят человека от внутренних проблем, ко­торые надо разрешить, и подвергают наркозу его совесть.

Опасность антидепрессантов заключается в том, что вместо мира в душе, которую дают благодать и молитва, у человека наступает ложное чувство самоуспокоенности, напоми­нающее наркотическое состояние. Если мож­но так сказать, антидепрессанты - это наркоз эмоционального мира человека; он теряет са­мопознание и чувство ответственности за гре­хи; он перестает контролировать жизнь серд­ца. Молитва теряет глубину покаяния и благо­говения, она или исчезает, или превращается в медитацию. Лишаясь стимула внутренней борьбы с собой, человек лишается помощи благодати, внутренняя жизнь его проходит без изменения. Между тем страсти продолжают жить в его душе, не тревожа его раскаянием. Надо сказать, что антидепрессанты чем-то на­поминают модернистическое - радужное, комфортное, примиренное с грехом - хрис­тианство, которое проповедуют нам либера­лы, как в рясах, так и без ряс. В общем, антидепрессакгы - это призыв не му­чить себя покаянием и борьбой со страстями, а с хорошим настроением идти к черту на рога.

О внешности христианина

- Известно, что внешнее и внутреннее в челове­ке должно быть в гармонии. Есть апостольское правило: «Не должно... и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе... Ты же, обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, мерзок будешь у Бога...» («Постановления св. апостолов»). Я всегда ощу­щал некую сакральность бороды, любил тради­ционную внешность. Но этого не любит мир. Благословите носить аккуратную бороду.

- Сборник «Постановления святых апосто­лов», в отличие от «Правила святых апосто­лов», - не каноническая книга, то есть не все, что в ней написано, безусловно принимается Церковью. Местами она испорчена еретика­ми, но, в общем, не теряет своего назидательного и исторического значения. Я согласен, что борода - один из атрибутов мужчины, и человек, бреющий бороду, что-то теряет. Однако не следует смотреть на бритье как на преступле­ние против Церкви: ношение бороды - не цер­ковный канон, а благочестивый обычай. Если желаете носить бороду - то хорошо сделаете.

 

- Часто бывает, что духовность сводят к выполне­нию лишь внешних требований. В частности, к ношению женщиной платка. Одна женщина, не носящая платка вне храма, так возражала своей самозванной духовной наставнице: «Если это и грех, то, наверное, самый меньший из моих грехов». Сама «наставница», хотя и ходит постоянно в платке, во время церковной служ­бы может не смущаясь разговаривать, расска­зывает о священниках что надо и что не надо, вдобавок обнаружилось, что она практикует астрологию и не находит в этом ничего зазор­ного для себя.

Понятно, что нужно придерживаться традиций, но этот случай показывает, до какого абсурда может дойти ситуация слепого следования им. Как женщине-христианке соблюсти меру в исполнении обычаев Церкви в отношении своего внешнего вида? Каков смысл ношения платка?

- Я думаю, что приведенный вами пример нуждается в некоторой коррекции. В духов­ной жизни вообще нет мелочи: и добро, и зло начинаются с малого. Поэтому в Библии диавол назван «мраволевом», то есть грех, внача­ле кажущийся ничтожным, как муравей, на которого не стоит обращать внимания, посте­пенно возрастая в душе человека, оказывается львом. Великий учитель аскетики святой Игнатий Брянчанинов в книге «Приношение современному монашеству» начинал поуче­ние к монахам с их внешности и храмовой дисциплины, которые приготовляют человека к бдению над своим сердцем и духовному подвигу.

Что касается женщины, которая носит платок и осуждает священников, то позволю думать, что здесь виноват не платок, а гордость и ду­ховная распущенность. Последнее время вошло в привычку ношение женщинами мужской одежды. Это явление воспринимается как нормальное или как ни­чего не значащее. Однако это далеко не так. В Библии категорически запрещено мужчине носить женскую одежду, а женщине - муж­скую, что, по словам Священного Писания, является «мерзостью перед Богом». Здесь не только притуплённое чувство целомудрия, но еще другая опасность, как бы мина замедлен­ного действия: потеря чувства своего пола, предрасположение к сексуальным извраще­ниям. Женщина в мужской одежде в своем подсознании сравнивает и считает себя мужчиной.

Теперь вернемся к платку. Платок в Священном Писании является знаком семейной иерархии, то есть подчинения жены своему мужу. Поэто­му женщина без головного убора как бы подчеркивает свою ложную независимость, то есть проявляет духовную гордость. Апостол призывает женщин носить покрывало «ради ангела», то есть чтобы не огорчить своего Ан­гела Хранителя нецеломудренным поведени­ем, когда женщина может служить предметом соблазна. В древнем мире платок женщины считался принадлежностью к свободному со­словию, а раба не имела права носить платок. Блудница не только не смела носить платок, но должна была стричь волосы на голове, что­бы был виден род ее занятий. На востоке пла­ток считался символом достоинства женщины и вызывал чувство уважения. Сорвать платок с головы женщины считалось оскорблением всей ее фамилии. Даже во время схватки меж­ду мужчинами, если женщина бросала посреди сражающихся свой платок, то они обязаны бы­ли разойтись. Наступить на платок считалось в таком случае бесчестно для самого мужчины. Традиция в большинстве случаев является кристаллизацией духовно-нравственных по­нятий, а также житейского опыта и передачи их из поколения в поколение. Поэтому каж­дая традиция носит в себе информацию. На­рушая традиции, мы теряем информацию, за­ложенную в ней.

Когда известную балерину Дункан упрекали за то, что она нарушает приличия, появляясь обнаженной на сцене, и проповедует этот те­атральный нудизм, то она отвечала: «Надо иметь чистое сердце; а если у кого возникают похотливые мысли, то пусть по утрам обмыва­ется холодной водой». Но где найти чистое сердце нам, пораженным грехом, ни каком рынке купить его?

Я думаю, что священник должен запрещать самозванным «наставницам», которых иногда называют «православными ведьмами», при­ставать с обличениями к людям, особенно не­давно пришедшим в храм. Но сам священник обязан разъяснять приходу о важности и зна­чении православных традиций для духовной жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...