Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности раннего возраста. Теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни




Приложение 1

Материал к анализу образовательного процесса с детьми раннего возраста

Особенности раннего возраста. Теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни

Вопросы для изучения

1. Быстрый темп физического и психического развития ребенка, повышенная ранимость его организма. Взаимо­связь этих особенностей.

2. Необходимость опоры при воспитании ребенка ран­него возраста на такие его особенности, как впечатлитель­ность, эмоциональность, подражательность; сенсомоторная потребность и формирование на ее основе потребнос­ти в общении с окружающими.

3. Учет особенностей высшей нервной деятельности детей при организации их воспитания.

4. Обоснование необходимости воспитания детей с мо­мента рождения. Госпитализм.

1. Период раннего детства имеет ряд качественных фи­зиологических и психических особенностей, определяющих содержание и методы воспитания и требующих созда­ния для детей этого возраста специальных условий жизни. Раннее детство характеризуется интенсивностью физического и психического развития. За первьй год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25см. В последующие 2 года темпы увеличения массы тела и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими: за второй год в росте ребенок прибавляет примерно на 11 см, в весе - на 2,5-3 кг; на третьем году жизни рост увеличивается на 8 см, вес – на 1,5-2кг. С 11-12 месяцев ребенок начинает самостоятельноходить, произносить 6-10 слов, к 2 годам – 200-300 слов, к 3 годам до 1200-1500 слов. Уже в первые годы перед детьми открывается мир человеческих отноше­ний: они осваивают простейшие правила поведения; у них формируются вкусы, привычки, привязанности. Наб­людаемая в настоящее время акселерация развития от­ражается и на периоде раннего детства: многие дети име­ют более высокие показатели к моменту рождения, рань­ше начинают ходить, говорить.

Другая особенность возраста — повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов систем. Следовательно, быстрый темп развития осуществляется на весьма не­благоприятном фоне — при незрелости организма, что по­вышает его ранимость. Малыши в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Кроме того, они быст­ро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью.

Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко пото­му, что в этот период происходит становление всех функ­ций организма. Умственное и нравственное развитие ре­бенка в первые годы больше, чем когда-либо в дальней­шем, зависит от его физического состояния и настроения. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, их подвижность бывают причиной капризов, конфликтов между детьми. Положительное эмоциональное состояние, бoдpoе нacтроениe поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: сни­жается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки. Знание этих особенностей требует внимательного отношения к здоровью детей, охраны их нервной системы.

На фоне общего быстрого темпа развития детей в раннем возpacте наблюдаются большие индивидуальные различия. Это характерно как для физических, так и для нервно-психических процессов. Так, показатели роста нор­мальных детей при рождении колеблются от 51 до 57 см, а к 1 году —от 73 до 78 см; масса тела при рождении — от 3900 до 4600 г, к 1 году —от 10 до 12 кг. Малыши в разные сроки овладевают ходьбой (10—12 месяцев), речью (одни дети к 2 годам говорят фразами, другие про­износят лишь отдельные слова). Иначе говоря, в преде­лах одной возрастной группы колебания в развитии мо­гут наблюдаться от высоких до относительно низких по­казателей. В связи с этим необходим тщательный кон­троль за физическим и нервно-психическим развитием де­тей раннего возраста. Он помогает своевременно оказать воспитательное воздействие на каждого ребенка, а также правильно спланировать педагогические мероприятия.

2. Большие индивидуальные различия наряду с возрастными особенностями малышей (несформированным умением заниматься, отсутствием произвольного внимания и др.) вносят специфику в проведение занятий. Так, с детьми первого года занятия проводятся преимущественно индивидуально, с детьми второго и третьего года – по подгруппам; малышам легко передается настроение и состояние взрослых; поведение и устойчивость внимания на занятиях обычно определяются тем, что им интересно. Задача взрослого — создать условия для положительного эмоционального состояния детей; поэтому в процессе обу­чения на занятиях следует чаще прибегать к приемам сюрпризности, занимательности, наглядности. Действия, поступки взрослого должны стать образцом для подра­жания.

Потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, т. е. сенсомоторная потребность (термин М. Ю. Кистяковской), проявляется уже в первые 3 месяца жизни. Удовлетворение ее вызыва­ет у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, что с возрастом превращается в познава­тельную деятельность. Чем больше малыш получает впе­чатлений, организуемых и направляемых взрослым, тем в большей степени он в них нуждается. Так под влиянием воздействий взрослого формируется его активность. Он овладевает умением рассматривать игрушки, а это в свою очередь служит предпосылкой возникновения хвататель­ных движений. Умение действовать игрушкой, желание получить ее стимулируют возникновение потребности в движениях, в перемещении в пространстве. Двигательная активность, свойственная детям раннего возраста, способ­ствует быстрому физическому и умственному развитию. Недостаток движений (гиподинамия), бедность и однооб­разие впечатлений от окружающего ведут к резкому от­ставанию в психическом развитии.

На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослыми, которая определяет активное поведение развивающейся личности. Инициатив­ное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, эмоции, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Психологами установлены уровни раз­вития потребности в общении со взрослым. Уже на пер­вом году жизни необходимо целенаправленно формировать у детей потребность не только в эмоциональном общении, но и в сотрудничестве со взрослым, в содержательном контакте. Это важно для их психического здоровья, овла­дения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения.

3. Ранний возраст отличается рядом особенностей выс­шей нepвной деятельности. Это недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы ребенка, относительно медленное нарастание работоспособнос­ти нервных клеток коры головного мозга и др.

При построении режима дня, организации заня­тий с детьми, при определении воспитательных мето­дов и приемов педагогу необходимо помнить об этих особенностях. Рассмотрим их подробнее.

Работоспособность нервных клеток увеличивается по­степенно, что отражается на длительности отрезков бодрст­вования в разные возрастные периоды жизни: 40 мин — на первом месяце; 1,5 ч — к 3 месяцам; 2 ч — к 6 - 7 ме­сяцам; 3-3,5 ч — к 1 году и т.д. Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особеннос­тях поведения детей: они возбудимы, много двигаются, неспособны к ожиданиям, им легче что-либо проделать, чем воздержаться от действия. При осуществлении режи­ма дня следует соблюдать принцип постепенности режим­ных процессов, что снимает моменты ожидания; создавать условия для двигательной активности малышей во время бодрствования. На занятиях не рекомендуется давать де­тям раздаточный материал раньше, чем они прослуша­ют объяснение и увидят образец действий, показанный воспитателем. Неумение затормозить свою активность от­влекает малышей от объяснения педагога. В то же время в общении с ними должно иметь место некоторое ограни­чение их активности, наличие запрета, что создает усло­вия для тренировки процесса торможения, для его фор­мирования. У детей легко образовывать условные рефлексы и труд­но их переделывать. Это обязывает педагогов своевременно формировать у малышей необходимые умения и навыки, не допускать возникновения вредных привычек. Недостаточная подвижность нервных процессов прояв­ляется в трудности перехода от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну, в отсроченных реакциях на заня­тиях (воспитатель просит проделать новое действие, а дети продолжают предшествующее). Учитывая эти особенности, педагог создает предварительную установку на ту или иную деятельность, подготавливает к предстоящей деятельности. Недопустимо резко прерывать действия детей.

4. Раннее функционирование коры больших полушарий головного мозга обеспечивает возможность воспитания детей с первых месяцев жизни. На 9—16 день вырабатывается первый условный реф­лекс на положение для кормления. С этого момента фор­мирование поведения ребенка происходит с участием и под контролем коры больших полушарий головного моз­га. К 3 месяцам жизни у малыша можно выработать ус­ловные рефлексы при участии всех анализаторов. Обра­зование условных рефлексов говорит о возможности воз­действия на ребенка и образования у него новых нервных процессов, не имевшихся к моменту рождения. Развитие мозга обеспечивается его интенсивной дея­тельностью под влиянием внешних воздействий, под влия­нием воспитания. Если внешних воздействий нет или их недостаточно, то развитие центральной нервной системы задерживается. Эти положения, выдвинутые Н. М. Щеловановым, дали возможность вскрыть причину психическо­го госпитализма, имевшего место в детских учреждениях в первые годы советской власти. Госпитализм определяется как совокупность отрица­тельных воздействий, оказывающих тормозное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, воспитываю­щегося в детском учреждении закрытого типа. Своеобраз­ные изменения нормального хода развития и поведения детей происходят в результате неправильной организации жизни ребят в детском учреждении, недооценки роли вос­питания в первые годы жизни, ограничения движений и медико-гигиенического ухода. Явления госпитализма характеризуются следующим образом: резкое отставание по основным показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки, большое число заболеваний). Психический госпитализм проявляется в общей вялости, малой подвижности, в позднем развитии движений (толь­ко к 2 годам дети овладевают ходьбой), речи (к 3 годам навязчивые движения в виде автоматического покачива­ния головой, туловищем или рукой).

Известный невролог и психолог, про­фессор В.М. Бехтерев говорил, что недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражает­ся губительно на всей жизни человека и многие, родив­шиеся при самой благоприятной наследственности и имев­шие наилучшие условия для здоровья и нравственных влияний в более позднем возрасте, навсегда остаются ис­калеченными в физическом и нравственном смысле только потому, что свой младенческий возраст им пришлось провести в неблагоприятных или даже совершенно ненор­мальных физических и нравственных условиях.

Под руководством Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова создана система воспитания детей раннего возраста. Ее осуществление помогло быстро пре­одолеть госпитализм в детских учреждениях.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...