Особенности раннего возраста. Теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Приложение 1 Материал к анализу образовательного процесса с детьми раннего возраста Особенности раннего возраста. Теоретическое обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни Вопросы для изучения 1. Быстрый темп физического и психического развития ребенка, повышенная ранимость его организма. Взаимосвязь этих особенностей. 2. Необходимость опоры при воспитании ребенка раннего возраста на такие его особенности, как впечатлительность, эмоциональность, подражательность; сенсомоторная потребность и формирование на ее основе потребности в общении с окружающими. 3. Учет особенностей высшей нервной деятельности детей при организации их воспитания. 4. Обоснование необходимости воспитания детей с момента рождения. Госпитализм. 1. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, определяющих содержание и методы воспитания и требующих создания для детей этого возраста специальных условий жизни. Раннее детство характеризуется интенсивностью физического и психического развития. За первьй год жизни ребенок утраивает свой вес, вырастает в среднем на 25см. В последующие 2 года темпы увеличения массы тела и роста несколько сокращаются, но по сравнению со следующими периодами жизни продолжают оставаться достаточно высокими: за второй год в росте ребенок прибавляет примерно на 11 см, в весе - на 2,5-3 кг; на третьем году жизни рост увеличивается на 8 см, вес – на 1,5-2кг. С 11-12 месяцев ребенок начинает самостоятельноходить, произносить 6-10 слов, к 2 годам – 200-300 слов, к 3 годам до 1200-1500 слов. Уже в первые годы перед детьми открывается мир человеческих отношений: они осваивают простейшие правила поведения; у них формируются вкусы, привычки, привязанности. Наблюдаемая в настоящее время акселерация развития отражается и на периоде раннего детства: многие дети имеют более высокие показатели к моменту рождения, раньше начинают ходить, говорить.
Другая особенность возраста — повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов систем. Следовательно, быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости организма, что повышает его ранимость. Малыши в большей степени, чем старшие, подвержены заболеваниям из-за несовершенства деятельности внутренних органов. Кроме того, они быстро утомляются, трудно переключаются с одной деятельности на другую, отличаются повышенной возбудимостью. Взаимосвязь физического и психического развития – это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко потому, что в этот период происходит становление всех функций организма. Умственное и нравственное развитие ребенка в первые годы больше, чем когда-либо в дальнейшем, зависит от его физического состояния и настроения. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, их подвижность бывают причиной капризов, конфликтов между детьми. Положительное эмоциональное состояние, бoдpoе нacтроениe поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость к впечатлениям, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки. Знание этих особенностей требует внимательного отношения к здоровью детей, охраны их нервной системы. На фоне общего быстрого темпа развития детей в раннем возpacте наблюдаются большие индивидуальные различия. Это характерно как для физических, так и для нервно-психических процессов. Так, показатели роста нормальных детей при рождении колеблются от 51 до 57 см, а к 1 году —от 73 до 78 см; масса тела при рождении — от 3900 до 4600 г, к 1 году —от 10 до 12 кг. Малыши в разные сроки овладевают ходьбой (10—12 месяцев), речью (одни дети к 2 годам говорят фразами, другие произносят лишь отдельные слова). Иначе говоря, в пределах одной возрастной группы колебания в развитии могут наблюдаться от высоких до относительно низких показателей. В связи с этим необходим тщательный контроль за физическим и нервно-психическим развитием детей раннего возраста. Он помогает своевременно оказать воспитательное воздействие на каждого ребенка, а также правильно спланировать педагогические мероприятия.
2. Большие индивидуальные различия наряду с возрастными особенностями малышей (несформированным умением заниматься, отсутствием произвольного внимания и др.) вносят специфику в проведение занятий. Так, с детьми первого года занятия проводятся преимущественно индивидуально, с детьми второго и третьего года – по подгруппам; малышам легко передается настроение и состояние взрослых; поведение и устойчивость внимания на занятиях обычно определяются тем, что им интересно. Задача взрослого — создать условия для положительного эмоционального состояния детей; поэтому в процессе обучения на занятиях следует чаще прибегать к приемам сюрпризности, занимательности, наглядности. Действия, поступки взрослого должны стать образцом для подражания. Потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, т. е. сенсомоторная потребность (термин М. Ю. Кистяковской), проявляется уже в первые 3 месяца жизни. Удовлетворение ее вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, что с возрастом превращается в познавательную деятельность. Чем больше малыш получает впечатлений, организуемых и направляемых взрослым, тем в большей степени он в них нуждается. Так под влиянием воздействий взрослого формируется его активность. Он овладевает умением рассматривать игрушки, а это в свою очередь служит предпосылкой возникновения хватательных движений. Умение действовать игрушкой, желание получить ее стимулируют возникновение потребности в движениях, в перемещении в пространстве. Двигательная активность, свойственная детям раннего возраста, способствует быстрому физическому и умственному развитию. Недостаток движений (гиподинамия), бедность и однообразие впечатлений от окружающего ведут к резкому отставанию в психическом развитии.
На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослыми, которая определяет активное поведение развивающейся личности. Инициативное обращение к взрослому посредством доступных средств (улыбка, эмоции, звуки, движения) возникает у ребенка к концу первого и ярко проявляется во втором полугодии жизни. Психологами установлены уровни развития потребности в общении со взрослым. Уже на первом году жизни необходимо целенаправленно формировать у детей потребность не только в эмоциональном общении, но и в сотрудничестве со взрослым, в содержательном контакте. Это важно для их психического здоровья, овладения речью, предметной и игровой деятельностью, для формирования активного поведения. 3. Ранний возраст отличается рядом особенностей высшей нepвной деятельности. Это недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы ребенка, относительно медленное нарастание работоспособности нервных клеток коры головного мозга и др. При построении режима дня, организации занятий с детьми, при определении воспитательных методов и приемов педагогу необходимо помнить об этих особенностях. Рассмотрим их подробнее. Работоспособность нервных клеток увеличивается постепенно, что отражается на длительности отрезков бодрствования в разные возрастные периоды жизни: 40 мин — на первом месяце; 1,5 ч — к 3 месяцам; 2 ч — к 6 - 7 месяцам; 3-3,5 ч — к 1 году и т.д. Несовершенство нервных процессов (преобладание возбуждения над торможением) проявляется в особенностях поведения детей: они возбудимы, много двигаются, неспособны к ожиданиям, им легче что-либо проделать, чем воздержаться от действия. При осуществлении режима дня следует соблюдать принцип постепенности режимных процессов, что снимает моменты ожидания; создавать условия для двигательной активности малышей во время бодрствования. На занятиях не рекомендуется давать детям раздаточный материал раньше, чем они прослушают объяснение и увидят образец действий, показанный воспитателем. Неумение затормозить свою активность отвлекает малышей от объяснения педагога. В то же время в общении с ними должно иметь место некоторое ограничение их активности, наличие запрета, что создает условия для тренировки процесса торможения, для его формирования. У детей легко образовывать условные рефлексы и трудно их переделывать. Это обязывает педагогов своевременно формировать у малышей необходимые умения и навыки, не допускать возникновения вредных привычек. Недостаточная подвижность нервных процессов проявляется в трудности перехода от сна к бодрствованию и от бодрствования ко сну, в отсроченных реакциях на занятиях (воспитатель просит проделать новое действие, а дети продолжают предшествующее). Учитывая эти особенности, педагог создает предварительную установку на ту или иную деятельность, подготавливает к предстоящей деятельности. Недопустимо резко прерывать действия детей.
4. Раннее функционирование коры больших полушарий головного мозга обеспечивает возможность воспитания детей с первых месяцев жизни. На 9—16 день вырабатывается первый условный рефлекс на положение для кормления. С этого момента формирование поведения ребенка происходит с участием и под контролем коры больших полушарий головного мозга. К 3 месяцам жизни у малыша можно выработать условные рефлексы при участии всех анализаторов. Образование условных рефлексов говорит о возможности воздействия на ребенка и образования у него новых нервных процессов, не имевшихся к моменту рождения. Развитие мозга обеспечивается его интенсивной деятельностью под влиянием внешних воздействий, под влиянием воспитания. Если внешних воздействий нет или их недостаточно, то развитие центральной нервной системы задерживается. Эти положения, выдвинутые Н. М. Щеловановым, дали возможность вскрыть причину психического госпитализма, имевшего место в детских учреждениях в первые годы советской власти. Госпитализм определяется как совокупность отрицательных воздействий, оказывающих тормозное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, воспитывающегося в детском учреждении закрытого типа. Своеобразные изменения нормального хода развития и поведения детей происходят в результате неправильной организации жизни ребят в детском учреждении, недооценки роли воспитания в первые годы жизни, ограничения движений и медико-гигиенического ухода. Явления госпитализма характеризуются следующим образом: резкое отставание по основным показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки, большое число заболеваний). Психический госпитализм проявляется в общей вялости, малой подвижности, в позднем развитии движений (только к 2 годам дети овладевают ходьбой), речи (к 3 годам навязчивые движения в виде автоматического покачивания головой, туловищем или рукой).
Известный невролог и психолог, профессор В.М. Бехтерев говорил, что недостаточно внимательное отношение к возрасту первого детства отражается губительно на всей жизни человека и многие, родившиеся при самой благоприятной наследственности и имевшие наилучшие условия для здоровья и нравственных влияний в более позднем возрасте, навсегда остаются искалеченными в физическом и нравственном смысле только потому, что свой младенческий возраст им пришлось провести в неблагоприятных или даже совершенно ненормальных физических и нравственных условиях. Под руководством Н.М. Аксариной и Н.М. Щелованова создана система воспитания детей раннего возраста. Ее осуществление помогло быстро преодолеть госпитализм в детских учреждениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|