Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация жизни детей, поступивших в учреждение дошкольного образования




Вопросы для изучения

Понятие «социальная адаптация». Актуальность проблемы.

Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.

Организация жизни детей, впервые поступивших в детское учреждение.

Приемы, обеспечивающие их привыкание к новым условиям жизни: а) общие медицинские и педагогические рекомендации; б) работа с детьми первого года жизни; в) работа с детьми второго и третьего года.

1. Проблема правильной организации периода адаптации детей при поступлении в детское учреждение имеет большое социальное и педагогическое значение. Многие малыши трудно переносят даже временную разлуку с близкими, изменение условий жизни, привычек. Травма, наносимая нервной системе ребенка в период его привыкания к детскому учреждению, может иметь долговременные последствия: нарушение в состоянии возбудимости нервной системы, невротические расстройства, приобретенные в период адаптации к яслям.

Что же такое адаптация? Н.М. Аксарина, основываясь на учении И.П. Павлова, характеризует адаптацию как установление наиболее правильных соотношений (биологических и социальных) между организмом и внешней средой. Нарушение этих соотношений снижает приспособительные возможности организма и ведет к деформации функций тех или иных органов. Иными словами, адаптация заключается в формировании динамического стереотипа поведения.

Резкое нарушение привычек, ломка ранее сложив­шегося стереотипа для некоторых детей становятся чрез­вычайно трудной задачей и приводят к нервному срыву. У некоторых детей в период адаптации изменения в состоянии здоровья (нарушение функций нервной системы, поведения, эмоционального состояния, аппетита, сна, на­выков, речи) наблюдаются в течение длительного време­ни — до 2 и более месяцев.

Различают 3 степени адаптации: легкая, при которой поведение ребенка нормализуется в течение 10—15 дней,— это физиологическая, естественная адаптация; средней тяжести продолжительностью 15—30 дней — ребенок ху­деет, бледнеет, болеет, но не тяжело, без осложнений; тяжелая, патологическая. Она может продолжаться 2 и более месяцев — дети много болеют, подолгу не посеща­ют ясли, что удлиняет период привыкания.

От чего зависит характер и длительность привыкания детей к детскому учреждению?

2. Критическим для привыкания считается первое полу­годие второго года жизни. К этому возрасту у ребенка сформированы разнообразные привычки, а умения, само­стоятельность и речь еще несовершенны; поэтому жизнь его тесно связана с обслуживающими его взрослыми, раз­луку с которыми ребенок переносит болезненно.

В разные возрастные периоды раннего детства те или иные изменения воспринимаются детьми с особой чувст­вительностью: в первые месяцы жизни малыши с трудом переносят изменения привычного температурного режима помещения; дети постарше отрицательно реагируют на включение в меню непривычных блюд, на непривычные способы кормления и укладывания на сон, а после 1 года 6 месяцев — на смену привычного типа общения.

Легче привыкают к смене условий жизни дети с более уравновешенными и подвижными нервными процессами; труднее — те, у которых они слабые, неуравновешенные, с меньшей, чем у сверстников, подвижностью. На характер и длительность привыкания влияют фак­торы биологического и социального характера: отягощен­ная наследственность (психические заболевания, алкого­лизм), патология родов, перенесенные острые заболева­ния, неправильная организация режима дня дома (сон, бодрствование), жилищно-бытовые условия (чистота квар­тирного воздуха, освещенность помещения, отопление), состав семьи.

3. Главное педагогическое требование, которое необходимо соблюдать при организации жизни вновь поступивших в детское учреждение детей,— это установление единства воспитания в семье и в яслях (яслях-саду).

Так, при посещении семьи и из бесед с родителями педагогу следует узнать, в каких жилищно-бытовых усло­виях живет малыш, как организуется его бодрствование дома (условия, продолжительность, любимые игрушки, частота общения со взрослыми); выявить отношение ма­лыша к переодеванию, высаживанию; установить наличие навыков; проверить, соблюдается ли режим кормления, каковы способы кормления, какой у ребенка аппетит, как засыпает малыш (быстро или длительно, с укачива­нием или с пустышкой), где спит, какова одежда во вре­мя сна.

В целях ослабления адаптационного синдрома (отри­цательных последствий адаптации) педиатры рекоменду­ют по возможности сокращать длительность пребывания ребенка в детском учреждении в первые дни, удлинять дневной и ночной сон. Для обеспечения состояния тепло­вого комфорта целесообразно некоторое утепление одеж­ды ребенка; на прогулке не допускается охлаждение, раз­решается более раннее возвращение с прогулки.

Общие рекомендации.

He следует принимать в группу сразу много новеньких. Постепенное комплектова­ние дает возможность обеспечить детям максимум внима­ния, индивидуальное общение.

Родителям рекомендуется в первые дни оставлять ре­бенка в яслях только на время одного бодрствования (иг­ры), так как малышу трудно пережить, что его будет кор­мить и укладывать спать незнакомый человек.

В первые дни пребывания ребенка в яслях не должно быть травмирующих мероприятий (например, прививок). Если у ребенка дома сформировались какие-либо от­рицательные привычки, то в первые дни их следует со­хранить.

Можно посоветовать родителям принести ребенку в ясли игрушку из дома. Часто плачущий ребенок успокаи­вается, если находит в новой обстановке знакомый пред­мет, т. е. что-то похожее на то, что есть дома.

Д е т и 1 г о д а тяжело переносят резкое из­менение способа вскармливания и температуры помеще­ния. Если малыш привык дома получать пищу только из бутылочки, таким же способом надо кормить его первое время и в яслях; не следует немедленно переводить его на новый вид пищи. Если же дома малыша излишне тепло одевали, нужно следить, чтобы не охлаждался он и в яс­лях. Новенькому может не понравиться манеж; в этом случае его оставляют для бодрствования в кроватке. До­пускается сохранение соски-пустышки и укачивание при засыпании. Дома ребенок привык к постоянному общению со взрослыми — в период адаптации надо постараться удовлетворить эту потребность.

Д е т я м 2 и 3 г о д а жизни, очень трудно привыкающим к новой обстановке, может помочь мать: она рассматривает с ребенком помещение, обстановку групповой комнаты, игрушки. Это снимает боязнь непривычного. Мать может привлечь внимание ма­лыша к наблюдению за действиями воспитателя. Канди­дат педагогических наук Г. М. Лямина пишет: «Кратко­временное взаимодействие: мать — ребенок — воспита­тель — ребенок — мать — создает постепенное доверие к педагогу, возводит его в ранг доверенного лица».

Большое значение имеет знание того типа общения, ко­торый сложился у ребенка с близкими людьми. У одних детей в семье формируется потребность исключительно в эмоциональном общении, в получении от взрослого ласки, внимания; у других — потребность в сотрудничестве со взрослым, в получении от него новых сведений об окру­жающем; у третьих — потребность в общении со взрос­лыми на познавательные темы и в активных самостоя­тельных действиях.

В первые дни пребывания малыша в яслях воспитате­ли должны соблюдать тот тип общения, к которому он привык дома, В новых условиях легче и быстрее осваи­ваются дети, у которых дома сформировался второй и третий типы общения. Поэтому родителям следует сове­товать не ограничиваться эмоциональным общением с ребенком, не заласкивать его, а воспитывать самостоя­тельность в игре, общаться с ним по поводу какой-либо деятельности, на познавательные темы, формировать пот­ребность в общении со сверстниками.

В яслях воспитателям не следует настаивать на уча­стии ребенка в общих занятиях, подвижных играх, если он этого не хочет. Можно ограничить пребывание ребен­ка в обществе сверстников: усадить на горку, в кроватку, дать игрушки, разрешить поиграть в спальне, в прием­ной, но не выпускать его из поля зрения воспитателя или няни. Называть малыша желательно тем ласковым име­нем, к которому он привык дома.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...