Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности развития и воспитания детей третьего года жизни. Характеристика физического и психического развития




Вопросы для изучения

1. Ведущие направления развития детей.

2. Физическое развитие. Совершенствование движений.

3. Эмоциональное развитие. Влияние общения со взрослым на психическое здоровье детей.

4. Значение самостоятельности в развитии личности ребенка. Условия и приемы ее формирования.

5. Роль взрослого в развитии мышления и речи детей.

1. В психическом развитии детей третьего года выделяют несколько направлений: возникновение потребности выполнять действия без по­мощи взрослого, т. е. стремление к самостоятельности; дальнейшее развитие речи, наглядно-действенного мы­шления и появление элементарных суждений об окружа­ющем; активизация сюжетной игры, в которой дети отобра­жают действия близких им людей; появление элементов изобразительной и конструктив­ной деятельности; формирование взаимоотношений между сверстниками, постепенный переход от одиночных игр и «игр рядом» к простейшим формам совместной игровой деятельности.

2. Студенты должны обосновать значение каждого ведущего направления для общего психического раз­вития детей.

Показатели общего развития ребенка третьего года жизни примерно таковы: масса тела увеличивается на 2кг и к 3 годам колеблется в пределах 14,2—14,6 кг; рост увеличивается на 7-8 см, к З годам он составляет 93- 94 см. К 2-2,5 годам дети имеют 20 молочных зубов, что требует соблюдения гигиенических условий: малышей приучают полоскать рот после еды, постепенно обучают чистить зубы щеткой (пока без зубной пасты). К этому следует привлекать и родителей. Изменяется работоспо­собность нервной системы, что отражается на режиме дня: дети бодрствуют 5,5-6 ч, днем спят 1 раз — 2-2,5 часа.

Совершенствование движений осуществляется при раз­витии их координации: согласованность движений рук и ног; подчинение их сигналам, характеру музыкального со­провождения. Возрастает целенаправленность, появляется желание выполнять имитационные движения.

3. Положительные эмоции являются основой воспитания личности. В. М. Бехтерев указывал, что довольный и веселый ребенок обнаруживает больше интереса к играм и занятиям, нежели ребенок плачущий, недовольный и раздражительный.

Чтобы ребенок понял значение норм и требований, не­обходимо подкреплять их собственным практическим опы­том и деятельностью малыша при решающей роли по­следней. Деятельность ребенка, организованная совмест­но со сверстниками и со взрослыми, позволяет ему осо­знать, прочувствовать, что выполнение требований и пра­вил необходимо для достижения цели. Особенно важно развивать у малыша чувство симпатии к близким людям, сочувствие их переживаниям. Известны примеры поведе­ния маленьких детей, когда они готовы заплакать при ви­де матери, закрывшей лицо руками и притворно всхлипы­вающей; однако, увидев ее смеющейся, дети улыбаются и заливаются веселым смехом.

У детей третьего года наблюдаются индивидуальные различия в проявлении эмоций. Одна и та же игрушка или действие у некоторых детей вызывает радость, ярко выраженное эмоциональное отношение, у других - пониженный интерес. Форма выражения эмоций (мимика, жесты, интонации) также проявляется по-разному. Необходимо начинать воспитывать культу­ру чувств с раннего детства, добиваться того, чтобы чув­ства детей были адекватны обстановке, вытекали из пра­вильной ее оценки (упавший малыш, буксующая машина не должны вызывать у ребят смех). Воспитатель помога­ет детям понимать, где смешно, а где грустно.

Участвуя в играх детей, взрослый показывает пример положительного эмоционального отношения к персонажам. Хорошим воспитательным средством служит постановка игровых задач, выявляющих эмоционально-нравственное отношение к кукле, как к живому существу: промочила ноги и простудилась, устала, проголодалась, ушиблась.

Эмоциональное благополучие маленького ребенка зависит от частого общения взрослого с ним как во время игры, так и в других жизненных ситуациях. Лишение ма­лыша любви и участия, содержательного общения со взрослым приводит к заторможенности эмоциональной сферы, к задержке психического развития, к потере инте­реса к окружающей жизни. Такие упущения невосполнимы даже в более старшем возрасте.

4. Самостоятельность детей третьего года жизни тесно связана с содержанием деятельности, в которой она формируется: в режимных процессах воспитываются навыки самообслуживания; в игре дети самостоятельно воспроизводят 2-3 жизненных эпизода; на занятиях самостоятельно воплощают замысел в рисунке, постройке; при выполнении поручений проделывают трудовые операции (убирают игрушки, кормят рыбок, расставляют тарелки с хлебом). Дети проявляют самостоятельность и во взаимоотношениях со сверстниками (инициативно оказывают помощь, проявляют сочувствие).

В педагогической литературе самостоятельность детей 2-3 лет характеризуется как проявление независимых от взрослых действий, направленных на выполнение знакомым способом определенной задачи, поставленной кем-то из окружающих.

Понятие «самостоятельность» включает познавательные, волевые и эмоциональные компоненты: понимание задачи и способа ее выполнения; достаточное владение способами выполнения задачи; активная волевая целеустремленность; проявление нравственных чувств и положи­тельных эмоций (доброты чувствия, радости, удоволь­ствия). Первые 2 компонента составляют содержание по­нятия самостоятельность, последние обеспечивают ее действенность. Единство этих сторон создает предпосылки для развития самостоятельности и дальнейшего ее формирования как морально-волевой черты характера.

Средствами развития самостоятельности детей являются: определение круга обязанностей (не разбрасывать иг­рушки, беречь одежду, не шуметь и т. д.); обогащение знаниями и умениями, относящимися к самообслуживанию, обращению с игрушками и вещами, взаимоотношению со сверстниками и взрослыми; создание условий для применения знаний и умений при проявлении самостоятельности (удобный покрой одежды, соответствующая росту детей мебель, предметы гигиены); обучение практическим действиям через игры-инсцени­ровки; широкое использование метода оценки поступков де­тей, их поощрения.

В самостоятельности младших детей заложены предпосылки трудового воспитания. Вначале воспитатель осуществляет совместные с ребенком действия, мотивируя их: обучает определенным навыкам, поддерживает инте­рес к деятельности, проделывает действия за ребенка, тем самым показывая ему пример. Постепенно доля участия взрослого снижается, а доля самостоятельности детей уве­личивается. При обучении предметным действиям и фор­мировании навыков самостоятельности воспитатель ори­ентирует ребят на результат, который должен быть на­глядным, содержать элементы новизны и значимости, что активизирует их ориентировочные реакции. Причем, если результат слишком далек от начала действия, то дети теряют его. Поэтому целесообразно членить их деятельность на несколько действий, в которых заложены промежуточные результаты: например, при наполнении песочницы песком выделять 3 этапа действий, имеющих результат (наполнение ведерок, их перемещение, заполнение песоч­ницы). Такая методика руководства деятельностью повы­шает интерес детей, формирует результативность, воспи­тывает самостоятельность.

5. Понимание речи детей данного возраста усложняется в процессе расширения ориентировки в окружающем, по­вышения интереса к явлениям природы и разнообразным предметам. Дети начинают устанавливать связи между предметами и явлениями; у них формируются обобщен­ные представления, что и составляет основу развития мы­шления.

Активный словарь на третьем году увеличивается до 1200—1500 слов. Словарный запас составляют существи­тельные (около 1/3), глаголы, местоимения (личные, при­тяжательные), прилагательные. С развитием разговорной речи усложняется грамматический строй: появляются па­дежные окончания, разные временные формы глагола, союзы, вопросительные слова. Малыш становится приятным собеседником.

Приемы обогащения речи могут быть различны. Так, формированию умения высказывать элементарные суждения об окружающем помогают разным образом поставленные вопросы: «Во что одет мальчик?», «Чем шьют платье?», «Для кого шьют?»; вопросы, содержащие понятие о прошедшем и будущем времени, основанные на сложных предложениях: «Когда твоя дочка поспит, что она будет делать?»

Воспитатель помогает устанавливать взаимосвязи между явлениями («Идет дождь – надо надеть сапожки»), побуждает к группировке предметов (посуда, мебель, игрушки, одежда), подчеркивает основной признак, по которому можно объединить однородные предметы (игрушками играют, одежду надевают).

Литература: Алямовская В. Ясли – это серьезно. –М., 2000; Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. –М., 2003; Развитие и обучение детей раннего возраста /сост. Е.С. Дёмина. –М., 2005; Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Комплексные занятия с детьми раннего возраста. –С.-Петербург, 2004; Жихар О.П., Кощеева З.В. Планирование и организация работы в группах раннего возраста. –Мн., 2005; Терехина О.А., Богословская В.С. Здравствуй, детский сад! /психолого-педагогическое сопровождение ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению. –Мозырь.: Белый ветер, 2006.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...