Основные педагогические правила воспитания детей раннего возраста
1. Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе. 2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. 3. Индивидуальное обращение к детям. 4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей. 5. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых. 6. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. 7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. 8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. 9. Поведение взрослого - образец для подражания. 1.Принцип единства в оздоровительной и воспитательной работе. Это правило основывается на такой закономерности, как тесная взаимосвязь физического и психического развития. Ребенок не может быть здоровым при отсутствии или недостатке влияний, организующих его нервно-психическую деятельность. У недостаточно развитых в нервно-психическом и эмоциональном отношении, малоподвижных, вялых детей часто отмечаются физическое недоразвитие и склонность к заболеваниям. В настоящее время разработаны критерии оценки здоровья детей раннего возраста, среди которых есть показатели и нервно-психического развития. Если ребенок имеет какие-либо отклонения в психическом развитии, он не может быть зачислен в первую группу здоровья. Правильное воспитание малышей может быть осуществлено лишь при условии выполнения всех гигиенических, оздоровительных и воспитательных мероприятий, которые должны быть объединены в систему. Для получения положительного эффекта оздоровительных процедур необходимо обеспечить бодрое настроение детей, их активную деятельность и хороший контакт со взрослыми. И наоборот, все специальные педагогические мероприятия должны соответствовать состоянию здоровья и физическому развитию малышей.
2. Требование единства подхода к воспитанию ребенка со стороны всех окружающих его людей. Это правило вытекает из особенностей высшей нервной деятельности детей: для образования условного рефлекса и возникающей на его основе привычки необходимо многократно повторять воздействие раздражителей в одних и тех же условиях. Поэтому для выработки у ребенка той или иной привычки или правила поведения необходимы полная согласованность и единство воспитательных приемов. Это достигается путем обсуждения педагогических вопросов на родительских собраниях и педсоветах. 3. Индивидуальное обращение к детям. Обычно ребенок быстрее реагирует на речь, адресованную к нему одному. Индивидуальным обращением легче вызвать сосредоточение малыша, привлечь его внимание. Поэтому «беседовать» с каждым ребенком надо как можно чаще. 4. Учет возрастных особенностей и возможностей детей. На необходимость соблюдения этого правила указывал К.Д. Ушинский. Оно возможно лишь при условии глубокого знания индивидуальных особенностей развития и поведения детей. Одинаково вредны как недооценка, так и переоценка их возможностей. Несоответствие педагогических мероприятий возможностям детей не стимулирует их развитие, а скорее, наоборот, тормозит. 5. Воспитание положительного отношения к предложениям и поручениям взрослых. Вред частых запретов, длительных пассивных ожиданий. В раннем детстве формируются первые представления о таких понятиях, как «можно», «нельзя», «надо». Если слова «нельзя» с запрещающей, а «можно» с разрешающей интонацией произносятся при общении с ребенком, то уже в возрасте 10-12 месяцев малыш начинает понимать значение этих слов и соответственно реагировать на них.
6. Маленьким детям трудно находиться длительное время в бездеятельном состоянии: они обычно не подчиняются требованию «тихо сидеть», пока не раздадут питание, пока не выполнят физкультурные упражнения остальные сверстники и т.д. Всякие формы ожиданий непосильны детям раннего возраста из-за несформированности процесса торможения. По этой же причине не следует прибегать к частым запрещениям: если их много, дети обычно не реагируют. В окружающей обстановке должно быть больше разрешаемого, чем запрещаемого. Однако ограниченное число запретов должно иметь место и постоянно повторяться (нельзя брать предметы со стола воспитателя, нельзя трогать чайник, брать в руки нож и т.д.). Понимание слова «нельзя», спокойное выполнение требований взрослого формируют положительное поведение детей. 7. Своевременное формирование навыков самостоятельности и их усложнение. Это одно из важных требований педагогики раннего возраста. Стремление к самостоятельности – закономерность развития формирующейся личности. Если не учитывать этого, то у ребенка постепенно могут закрепиться негативизм, упрямство, капризы. Часто взрослые выполняют за ребенка то, что легко может выполнить он сам. В этом случае потребность в самостоятельных действиях у малыша угасает. Важно, чтобы попытка самостоятельно выполнить действие завершилась успехом. Результативные действия укрепляют уверенность в своих силах и стимулируют самостоятельность. 8. Психологическая подготовка ребенка к выполнению требований взрослого. Правило вытекает из недостаточной сформированности и подвижности нервных процессов малышей. Маленьким детям нужно время, чтобы переключиться с одного вида деятельности на другой. Отрицательное поведение часто возникает тогда, когда ребенок сосредоточен на какой-либо деятельности, а его молча берут за руку и ведут умываться, одеваться, заниматься. 9. Установку на переключение с одного вида деятельности на другой помогают создать спокойные слова воспитателя, индивидуально обращенные к ребенку: «Оля, Сережа, Таня, собирайте игрушки: будем заниматься», «Таня, пойдем мыть руки» и др. Своим обращением взрослый настраивает детей на предстоящую деятельность, создает определенную готовность подчиниться его требованиям. Это положительно влияет на воспитание поведения.
10. Поведение взрослого — образец для подражания. Особенность детей раннего возраста — подражательность, впечатлительность. Благодаря способности подражать дети овладевают речью, способами действий с предметами, осваивают правила поведения. Поэтому взрослые не должны допускать в их присутствии поступки и слова, закрепление которых у детей нежелательно. Соблюдение перечисленных выше правил воспитания помогает формированию нравственных сторон личности. Какие качества будут сформированы в раннем детстве, во многом зависит от окружающих ребенка взрослых.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|