Организация игровой деятельности детей второго года жизни
Вопросы для изучения 1. Организация предметно-игровой среды для активной детской деятельности. 2. Комплексное руководство игрой. 3. Формирование взаимоотношений между детьми. 1. Взрослые не только организуют предметно-игровую среду, но и учат малышей жить в ней, передают социальный опыт использования предметов, формируют первые социальные отношения. Большое место в самостоятельной деятельности детей данного возраста занимает игра с дидактическими игрушками. При подборе игрушек следует учитывать не только разнообразие ассортимента (для вкладывания, нанизывания, втыкания, катания и пр.), но и необходимость однотипности. Последнее исключает возможность конфликтов. Желательно, чтобы однотипные игрушки отличались величиной, формой, цветом, количеством деталей. Это будет способствовать умственному развитию малышей. 2. На втором году жизни закладываются основы игрового поведения, формируется сюжетно-отобразительная игра. Поэтому руководство должно быть направлено на формирование игры как деятельности, в основе которой лежит умение отображать знакомые практические ситуации в игровом плане. Е.В. Зворыгина предлагает к о м п л е к с н ы й м е т о д руководства играми детей. Он включает в себя следующие компоненты: - Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей. Содержанием игры является личный практический опыт ребенка, который он воспринимает при решении игровых задач. Поэтому руководство игрой должно начинаться еще до предложения детям игрушек, путем ознакомления с окружающим в повседневной жизни, где малыши приобретают опыт использования тех или иных предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам. При этом дети не только наблюдают, но и привлекаются к посильному участию в решении доступных практических задач.
- Обучающие игры, активизирующие реальный опыт. Маленькие дети сами не могут воплотить жизненные впечатления в игровой сюжет. Им помогает взрослый: организует показы-инсценировки с игрушками (кормление, укладывание спать кукол, других образных игрушек). Педагог вычленяет самое главное в тех событиях, наблюдателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в повседневной жизни опыт, понимание значения предметов, смысла действий с ними. В обучающих играх дети также побуждаются к активному участию. Они не должны быть посторонними наблюдателями за действиями взрослых. - Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, условных, игрушек-заместителей). Сюжетно-образные игрушки подразделяются по степени обобщенности образа на 3 группы: 1) реалистические игрушки, передающие типичные черты вида, яркий характер, индивидуальные особенности объекта (например, кукла в одежде мальчика, девочки, с закрывающимися глазами); 2) условные игрушки, более обобщенные по образу, без особых деталей (например, народная игрушка); 3) игрушки-заместители, представляющие собой еще более обобщенные образы или объекты действительности (палочка вместо ложки, свернутый кусочек меха, напоминающий собаку). Дети до 1 года 6 месяцев с удовольствием играют с условной игрушкой, в которой представлены лишь главные детали образа (например, у куклы – глаза, нос, Куки), с животными, сшитыми из мягкой ткани, меха. После полутора лет сюжетно-образные игрушки могут быть предложены детям с различной степенью обобщенности: и реалистические, и условные, и игрушки-заместители. Кукла может иметь большее количество деталей, сгибающиеся ноги и руки, ее можно посадить, уложить в кровать. Куклу с закрывающимися глазами не рекомендуется давать маленьким детям, так как они пытаются открывать их руками, обследуют, легко ломают. А главное, эта деталь отвлекает их от целесообразного использования игрушки.
В конце второго года жизни малышей следует переводить на более высокий уровень игры, поэтому наряду с образными игрушками в обиход входит образно-неоформленный материал (предметы-заместители). Если педагог совсем не предлагает детям этот вид игрушек, у них может задержаться развитие отвлеченного мышления, воображения. Наличие воображаемой ситуации, по мнению советского психолога Л. С. Выготского, является признаком игры. Для развития обобщенных игровых действий рекомендуется использовать предметы, изображенные на плоскости: нарисованную ванночку для купания куклы, где из душа льется вода. В воображаемой ситуации дети как бы обливают куклу под душем. - Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры. Оно направлено на самостоятельное решение игровых задач, создание игровых проблемных ситуаций. Общение педагога с детьми во время игры должно быть выражено в форме советов, предложений, подсказок, вопросов — оно не должно превращаться в прямое обучение, грубое указание. Приемы руководства игрой детей от первого ко второму полугодию усложняются. Например, в первом полугодии воспитатель предлагает ребенку игровую задачу, которую он может решить, используя только что рассмотренную игрушку. В случае затруднения воспитатель решает эту задачу вместе с ребенком: когда малыш рассмотрел чашку, предлагает ему напоить чаем из этой чашки куклу. Во втором полугодии при решении подобной задачи дети уже могут выполнить не 1, a 3—5 действий с несколькими игрушками: расставить чашки на столе, посадить кукол, налить чай, дать попить куклам. В данном случае проделывается воображаемое действие с мнимыми предметами (наливают чай). Если в первом полугодии игровая задача ставится перед детьми в прямой форме (покормить куклу, уложить ее спать), то во втором дети могут принять игровую задачу, предложенную косвенно (кукла устала, мишка запачкался). 3. На втором году продолжают формироваться взаимоотношения между детьми. Задача взрослого состоит в предупреждении конфликтов, в привитии положительных форм общения. Возможность возникновения конфликтов обусловлена особенностями возраста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание, а игрушка в руках сверстника всегда привлекательна. Иногда малыш проявляет интерес к сверстнику (к его внешности и деятельности), однако несформированное умение действовать вместе приводит к отрицательным моментам.
Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельности, на фоне которой они возникают. Из положительных форм общения раньше всего проявляется эмоциональная. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доброжелательные чувства, возникающие непроизвольно между детьми, постепенно распространялись и на совместную предметную деятельность. Предпосылки совместной деятельности возникают в устойчивой индивидуальной игре, где организуется прежде всего собственное поведение ребенка, а также в «играх рядом». Это означает, что каждый ребенок должен овладеть способами действия с игрушками, уметь использовать игрушки по назначению, спокойно, сосредоточенно заниматься рядом со сверстником, не мешая ему. Организуя «игру рядом», воспитатель предлагает детям одинаковые игрушки, действия с которыми оба партнера хорошо освоили. В этом случае ребенок скорее обращает внимание на игру другого малыша, что создает благоприятную ситуацию для знакомства детей с простейшим правилом отношения к деятельности товарища (игрушки отнимать нельзя). Объединению детей в играх способствуют следующие условия: - общее место действия, например стол, за которым сидят дети и собирают разборные игрушки. При этом они действуют с одинаковыми игрушками и производят одинаковые действия. Это сближает их: они видят друг друга, начинают интересоваться действиями соседа и в то же время не мешают ему, так как имеют одинаковые предметы; - одинаковые действия детей в подвижных играх типа «Догоню», «Прятки». Здесь одно и то же действие является как бы примером взаимодействия. Такие игры сближают детей: они радуются совместным действиям (вместе бегать, «клевать зернышки», постукивая пальчиками по полу), стремятся подражать, действовать согласованно;
- общий предмет и одинаковые действия с ним. Это игры типа «Прокати мячик (шарик)». Условием, объединяющим малышей в этих играх, является общая игрушка. Здесь действия одного ребенка зависят от действий партнера по игре, и в случае, если один ребенок выходит из игры, совместная игра распадается. Еще больше возможностей для возникновения взаимоотношений между детьми имеет сюжетно-отобразительная игра, в которой на определенном уровне ее развития (в конце второго года) появляется партнер (его нужно «постричь», «полечить», «покормить»). Итак, для формирования положительных взаимоотношений между детьми в игровой деятельности необходимы: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отношению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве, одинаковые игрушки, которые желательно рассредоточивать в групповой комнате. Следует также постепенно вводить правила, отражающие положительное отношение детей друг к другу (не мешать, когда играет другой, не отнимать игрушки и т. д.); учить каждого ребенка играть сосредоточенно, доводить игру до конца; формировать индивидуальную игру; путем подбора игр создавать условия для положительного общения; последовательно подводить детей к более высокому уровню игры и взаимоотношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|