Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация игровой деятельности детей второго года жизни




Вопросы для изучения

1. Организация предметно-игровой среды для активной детской деятельности.

2. Комплексное руководство игрой.

3. Формирование взаимоотношений между детьми.

1. Взрослые не только организуют предметно-игровую среду, но и учат малышей жить в ней, передают социальный опыт использования предметов, формируют первые социальные отношения.

Большое место в самостоятельной деятельности детей данного возраста занимает игра с дидактическими игрушками. При подборе игрушек следует учитывать не только разнообразие ассортимента (для вкладывания, нанизывания, втыкания, катания и пр.), но и необходимость однотипности. Последнее исключает возможность конфликтов. Желательно, чтобы однотипные игрушки отличались величиной, формой, цветом, количеством деталей. Это будет способствовать умственному развитию малышей.

2. На втором году жизни закладываются основы игрового поведения, формируется сюжетно-отобразительная игра. Поэтому руководство должно быть направлено на формирование игры как деятельности, в основе которой лежит умение отображать знакомые практические ситуации в игровом плане.

Е.В. Зворыгина предлагает к о м п л е к с н ы й м е т о д руководства играми детей. Он включает в себя следующие компоненты:

- Ознакомление с окружающим при активной деятельности детей. Содержанием игры является личный практический опыт ребенка, который он воспринимает при решении игровых задач. Поэтому руководство игрой должно начинаться еще до предложения детям игрушек, путем оз­накомления с окружающим в повседневной жизни, где малыши приобретают опыт использования тех или иных предметов, осознают смысл действий людей, их отношение к вещам. При этом дети не только наблюдают, но и при­влекаются к посильному участию в решении доступных практических задач.

- Обучающие игры, активизирующие реальный опыт. Маленькие дети сами не могут воплотить жизненные впе­чатления в игровой сюжет. Им помогает взрослый: орга­низует показы-инсценировки с игрушками (кормление, укладывание спать кукол, других образных игрушек). Педагог вычленяет самое главное в тех событиях, наблю­дателем и участником которых был ребенок, закрепляет полученный в повседневной жизни опыт, понимание значе­ния предметов, смысла действий с ними. В обучающих иг­рах дети также побуждаются к активному участию. Они не должны быть посторонними наблюдателями за дейст­виями взрослых.

- Организация игровой среды с использованием игрушек, разных по степени обобщенности образа (реальных, ус­ловных, игрушек-заместителей). Сюжетно-образные игрушки подразделяются по степе­ни обобщенности образа на 3 группы: 1) реалистические игрушки, передающие типичные черты вида, яркий ха­рактер, индивидуальные особенности объекта (например, кукла в одежде мальчика, девочки, с закрывающимися глазами); 2) условные игрушки, более обобщенные по образу, без особых деталей (например, народная игруш­ка); 3) игрушки-заместители, представляющие собой еще более обобщенные образы или объекты действительности (палочка вместо ложки, свернутый кусочек меха, напоми­нающий собаку). Дети до 1 года 6 месяцев с удовольствием играют с условной игрушкой, в которой представлены лишь главные детали образа (например, у куклы – глаза, нос, Куки), с животными, сшитыми из мягкой ткани, меха.

После полутора лет сюжетно-образные игрушки могут быть предложены детям с различной степенью обобщен­ности: и реалистические, и условные, и игрушки-замести­тели. Кукла может иметь большее количество деталей, сгибающиеся ноги и руки, ее можно посадить, уложить в кровать. Куклу с закрывающимися глазами не рекомендуется давать маленьким детям, так как они пытаются открывать их руками, обследуют, легко ломают. А глав­ное, эта деталь отвлекает их от целесообразного исполь­зования игрушки.

В конце второго года жизни малышей следует перево­дить на более высокий уровень игры, поэтому наряду с образными игрушками в обиход входит образно-неоформ­ленный материал (предметы-заместители). Если педагог совсем не предлагает детям этот вид игрушек, у них может задержаться развитие отвлеченного мышления, вооб­ражения. Наличие воображаемой ситуации, по мнению советского психолога Л. С. Выготского, является приз­наком игры. Для развития обобщенных игровых действий рекомен­дуется использовать предметы, изображенные на плоскос­ти: нарисованную ванночку для купания куклы, где из душа льется вода. В воображаемой ситуации дети как бы обливают куклу под душем.

- Активизирующее общение взрослого с детьми в процессе игры. Оно направлено на самостоятельное решение игровых задач, создание игровых проблемных ситуаций.

Общение педагога с детьми во время игры должно быть выражено в форме советов, предложений, подсказок, вопросов — оно не должно превращаться в прямое обуче­ние, грубое указание. Приемы руководства игрой детей от первого ко второму полугодию усложняются. Например, в первом полугодии воспитатель предлагает ребенку игро­вую задачу, которую он может решить, используя только что рассмотренную игрушку. В случае затруднения вос­питатель решает эту задачу вместе с ребенком: когда ма­лыш рассмотрел чашку, предлагает ему напоить чаем из этой чашки куклу. Во втором полугодии при решении подобной задачи дети уже могут выполнить не 1, a 3—5 действий с несколькими игрушками: расставить чашки на столе, посадить кукол, налить чай, дать попить куклам. В данном случае проделывается воображаемое действие с мнимыми предметами (наливают чай).

Если в первом полугодии игровая задача ставится пе­ред детьми в прямой форме (покормить куклу, уложить ее спать), то во втором дети могут принять игровую зада­чу, предложенную косвенно (кукла устала, мишка запач­кался).

3. На втором году продолжают формироваться взаимоотношения между детьми. Задача взрослого состоит в предупреждении конфликтов, в при­витии положительных форм общения. Возможность воз­никновения конфликтов обусловлена особенностями воз­раста: недостаточно развита речь, дети не всегда могут объяснить свое желание, а игрушка в руках сверстника всегда привлекательна. Иногда малыш проявляет интерес к сверстнику (к его внешности и деятельности), однако несформированное умение действовать вместе приводит к отрицательным моментам.

Уровень детских взаимоотношений зависит от уровня общего развития детей и от уровня того вида деятельно­сти, на фоне которой они возникают.

Из положительных форм общения раньше всего прояв­ляется эмоциональная. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доброжелательные чувства, возникающие не­произвольно между детьми, постепенно распространя­лись и на совместную предметную деятельность. Предпо­сылки совместной деятельности возникают в устойчивой индивидуальной игре, где организуется прежде всего соб­ственное поведение ребенка, а также в «играх рядом». Это означает, что каждый ребенок должен овладеть спо­собами действия с игрушками, уметь использовать иг­рушки по назначению, спокойно, сосредоточенно зани­маться рядом со сверстником, не мешая ему.

Организуя «игру рядом», воспитатель предлагает де­тям одинаковые игрушки, действия с которыми оба парт­нера хорошо освоили. В этом случае ребенок скорее об­ращает внимание на игру другого малыша, что создает благоприятную ситуацию для знакомства детей с простей­шим правилом отношения к деятельности товарища (иг­рушки отнимать нельзя).

Объединению детей в играх способствуют следующие условия:

- общее место действия, например стол, за которым сидят дети и собирают разборные игрушки. При этом они действуют с одинаковыми игрушками и производят оди­наковые действия. Это сближает их: они видят друг дру­га, начинают интересоваться действиями соседа и в то же время не мешают ему, так как имеют одинаковые пред­меты;

- одинаковые действия детей в подвижных играх типа «Догоню», «Прятки». Здесь одно и то же действие явля­ется как бы примером взаимодействия. Такие игры сбли­жают детей: они радуются совместным действиям (вмес­те бегать, «клевать зернышки», постукивая пальчиками по полу), стремятся подражать, действовать согласованно;

- общий предмет и одинаковые действия с ним. Это иг­ры типа «Прокати мячик (шарик)». Условием, объединя­ющим малышей в этих играх, является общая игрушка. Здесь действия одного ребенка зависят от действий парт­нера по игре, и в случае, если один ребенок выходит из игры, совместная игра распадается.

Еще больше возможностей для возникновения взаимоотношений между детьми имеет сюжетно-отобразительная игра, в которой на определенном уровне ее развития (в конце второго года) появляется партнер (его нужно «постричь», «полечить», «покормить»).

Итак, для формирования положительных взаимоотно­шений между детьми в игровой деятельности необходимы: спокойный, ласковый, приветливый тон взрослых по отно­шению к малышам; разнообразный игровой материал в достаточном количестве, одинаковые игрушки, которые желательно рассредоточивать в групповой комнате. Сле­дует также постепенно вводить правила, отражающие по­ложительное отношение детей друг к другу (не мешать, когда играет другой, не отнимать игрушки и т. д.); учить каждого ребенка играть сосредоточенно, доводить игру до конца; формировать индивидуальную игру; путем под­бора игр создавать условия для положительного общения; последовательно подводить детей к более высокому уров­ню игры и взаимоотношений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...