Развитие и воспитание детей 2 года жизни
Вопросы для обсуждения 1.Краткая характеристика возраста. 2.Физическое развитие детей. Приобретение навыков самостоятельности в режимных процессах. 3.Характеристика основных движений. Условия, благоприятные для их формирования. Организация двигательной активности детей. 4.Развитие эмоций и потребности в общении с окружающими, значение последней для психического развития детей. 5. Развитие речи ребенка на втором году жизни. Методические приемы ее формирования, используемые в повседневной жизни (в режимных процессах, на прогулке, ко время самостоятельной деятельности). 6. Развитие действий с предметами. Возникновение отобразительной игры. Роль взрослого в формировании предметно-игровой деятельности. 1. Второй год жизни характеризуется 3 основными приобретениями: дети начинают ходить, говорить, действовать с предметами; своеобразно протекает формирование эмоциональной сферы, речь становится средством общения. В этот период жизни заметно снижается темп физического развития: за второй год масса тела увеличивается всего на 2,5 -3 кг, рост на 10-12 см. К 2 годам вес ребенка достигает 12—12,7 кг, рост —85—86 см. У двухлетнего малыша 20 молочных зубов. Совершенствуется нервная система —это отражается на повышении работоспособности: в первом полугодии дети могут активно бодрствовать 3-3,5ч, во втором – 4-4,5ч. Соответственно уменьшается суточное количество сна – с 14 до 12,5ч (к концу второго года). Разная длительность бодрствования (3,5 ч — в начале и 5 ч — в конце второго года) обусловливает различия в режиме дня. Дети в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев имеют 2 дневных сна, а после 1 года 6 месяцев—1. 2. Режимные процессы в группах второго года жизни занимают довольно много времени, поэтому их следует максимально использовать для развития малышей: для формирования навыков самообслуживания, для расширения ориентировки в окружающем, для развития речи.
В показателях нервно-психического развития детей второго года жизни, разработанных Н. М. Аксариной, К.Л. Печорой, указываются следующие навыки самообслуживания, которые дети приобретают в режимных процессах: 1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца - Самостоятельно ест густую пищу ложкой. 1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев - Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой. 1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев - Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает обувь, шапку). 1 год 10 месяцев – 2 года - Частично надевает обувь, одежду (ботинки, шапку). Навыки самостоятельности важно сформировать своевременно, опираясь на интерес детей к новизне. Если упустить время и ребенок привыкнет к тому, что многое за него делает взрослый, то новизна для него пропадет, и навык самостоятельности будет сформирован значительно медленнее. 3. На протяжении второго года постепенно совершенствуется ходьба, возникает бег, развивается лазанье, метание. (см Учебную программу дошкольного образования). Задача взрослого — создать условия для разнообразной двигательной активности детей, удовлетворить присущую этому возрасту потребность в движениях, рационально сочетать двигательную активность со спокойной деятельностью. На самочувствии детей, их настроении отрицательно сказываются как избыток, так и недостаток движений. Двигательной активности способствует правильное оборудование групповых комнат. Мебель расставляется так, чтобы в середине комнаты было достаточно места для ходьбы. Для отдыха детей в отдельных местах комнаты ставятся диванчики, стулья. В группе желательно иметь горку с лесенкой и скатом, служащую одновременно и местом наблюдений за тем, что происходит за окном; поэтому она обычно устанавливается ближе к окну.
В помещении могут быть предметы для перелезания, влезания: ящик и валик, обтянутые клеенкой. Двигательной активности способствуют такие крупные игрушки, как каталки, тележки, машины. Укрепляется мускулатура и улучшается координация движений, когда дети активно действуют с разнообразными игрушками: носят в руках крупные мягкие игрушки (кукол, животных), корзинки, ведра, возят за тесьму машины, катают, подталкивая вперед, коляски, игрушки на колесах (лошадка, петух). Воспитатель, давая малышам поручения, разнообразит их движения: одного ребенка просит перевезти на машине груз в другую часть комнаты; другого просит расставить по местам игрушки, и ему приходится наклоняться, выпрямляться, подлезать, чтобы достать закатившийся шар; третьему предлагает покатать куклу в коляске. Поручения даются в игровой форме - они должны быть интересны своим конечным результатом. 4. Много положительных эмоции вызывают у малышей подвижные игры, где они осваивают новые движения (в большей степени подражательные) и закрепляют уже знакомые. Подвижные игры и упражнения имитационного характера являются обязательным элементом каждой прогулки. Их проводят и в часы самостоятельной деятельности детей. Они служат средством повышения эмоционального тонуса, разнообразия деятельности: «Птички прилетели, машут крыльями, клюют зернышки», «Собачки бегут (на четвереньках)», «Мышки ходят тихо-тихо». Яркая эмоциональность, непосредственность характерны для раннего детства. Вместе с тем настроение детей, их поведение характеризуются неуравновешенностью, особой импульсивностью. Бурная радость легко сменяется плачем; возможно проявление гнева, ревности. Чувство радости у малышей вызывают движения игрушки, появление животных. Но особое удовольствие доставляет общение со взрослыми, особенно «деловое». Сотрудничество со взрослым служит источником не только положительных эмоций, но и развития психики малыша: быстрее развивается речь, преодолевается чувство страха в новой обстановке и при встрече с незнакомыми людьми, легче проходит адаптация к новым условиям жизни, устанавливаются дружеские взаимоотношения со сверстниками. Однако на втором году деловое общение хотя и имеет преимущество перед эмоциональным, но не должно заменять его. Дети, имеющие опыт эмоционального общения, превосходят сверстников, не имеющих его, по общей инициативности, по богатству и силе эмоций.
В условиях общественного воспитания очень рано возникают контакты между детьми: от интереса к сверстнику как к объекту, к его внешности, поведению до появления подражания ему, совместных действий, игр с ним. Значение своевременного формирования взаимоотношений между детьми заключается в том, что в процессе общения друг с другом они получают дополнительные впечатления от окружающего, развивается познавательная деятельность, способность действовать по подражанию, проявляются и развиваются инициативные действия. Общение с другим ребенком стимулирует проявление индивидуальных способностей, в том числе помогает формированию адекватных представлений о себе, налаживанию совместных практических действий. Взрослые должны помогать ребенку вступать в контакт со сверстниками. Ученые рекомендуют организовывать ситуации «чистого общения», «контактов взглядов», эмоциональные игры. Создавая специальные ситуации, при которых дети объединены местом действия или выполнением одинаковых действий, взрослые помогают малышам перейти от эмоционального общения к деловому. 5. В развитии речи детей второго года жизни наблюдается диспропорция в темпах развития понимания и активной речи. В первом полугодии интенсивно развивается понимание и медленно активная речь. Длительное время примерно до 1 года 9—10 месяцев, большинство детей не пользуются собственной речью, хотя хорошо понимают речь окружающих. На втором году формируется способность обобщения. Это мысленное выделение общего в предметах и явлениях и основанное на этом мысленное их объединение. Дети уже знают, что слова кукла, мишка, собака и т. д. относятся к разным куклам, мишкам, собачкам (выполненным из разного материала, различным по размеру и окраске). В этом случае дети выделяют основной признак и отвлекаются от несущественных. Однако функция обобщения в этом возрасте только-только формируется; поэтому у малышей возможны ошибки: обобщение предметов не по существенным признакам, а по наиболее ярким, броским. Развитию функции обобщения способствует наличие в группе одинаковых игрушек, отличающихся по цвету, форме, величине, материалу. В разговоре с ребенком взрослые должны подчеркивать характерные признаки предметов (жук ползет, жужжит, птичка летит, мяч катится). Важно также, чтобы ребенок воспринимал предмет при помощи разных анализаторов: видел, слышал его название и издаваемые им звуки, осязал его, проделывал разнообразные действия. Например, ему дают задания: «Покажи, где жук», «Дай жука», «Возьми жука», «Спрячь жука», «Принеси жука», «Покажи, как ползает жук», «Скажи, кто это», «Как жук жужжит?» и т. д. В этом примере слово жук употребляется в разных сочетаниях слов, это обогащает их смысловое содержание.
Развитие собственной речи на втором году происходит медленно. К 1 году б месяцам в активном словаре насчитывается всего 20—30 слов. Речь детей в начале ее становления мало похожа на речь взрослых. Ее называют автономной. Дети употребляют слова, которыми взрослые обычно не пользуются. Это облегченные слова: ав-ав, би-би, ам-ам... — и своеобразные слова, возникающие в силу несовершенного произношения: амидка (пирамидка), моко (молоко). С появлением собственной речи, пока еще несовершенной по форме и грамматической структуре, значительно расширяются возможности общения, что способствует обогащению словаря. К 2 годам в нем насчитывается до 300 слов. Главное приобретение в конце второго года жизни — овладение грамматикой речи. Это важный этап освоения родного языка. Какова же роль взрослого в активизации речи детей? Взрослый должен совершенствовать способность малышей подражать звукам и словам: устраивать перекличку звуками, при чтении потешек, побуждать детей к подражанию легким звукосочетаниям (шу — полетели..., гуси-гуси— га-га-га); учить детей отвечать на вопросы облегченными словами: «Как тикают часы?» (Тик-так). В целях активизации речи допускается употребление в общении с ребенком облегченных слов, но обязательно в сочетании с правильными: «Спи, ляля, бай-бай». Как только у ребенка появится легкость подражания слышимым словам, примерно с 1 года 4 месяцев—1 года 6 месяцев, надо перейти во время общения с ним к обычной правильной печи. Не следует удовлетворять просьбу малыша, выраженную жестом, мимикой. Однако необходимо учитывать и его возможности: не каждое слово доступно ему для произношения. Поэтому одним детям следует предлагать в подобной ситуации простые или даже облегченные слова, другим — более сложные. Важно не погасить у них желание говорить.
6. Большой интерес вызывает предметная деятельность детей в период становления. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает в этом возрасте (сюжетная игра только зарождается), но и потому, что она имеет исключительное значение для качественного формирования психики. Ребенок прежде всего осваивает способы действия с предметами; у него развиваются глазомер, координация движений. Воздействуя на предметы, малыш познает их свойства и качества, имеющиеся между ними связи. Обогащается сенсорный опыт. Посредством осязания, мышечного чувства, зрения дети начинают различать форму, величину, цвет предметов; узнают, что предметы издают различные звуки. Развивается мышление и речь. Знакомясь со свойствами предметов, дети приходят к первым обобщениям. Ввиду близкого расположения г коре головного мозга центров речи и движений тренировка мелких движений пальцев активизирует функционирование речевой зоны мозга, а, следовательно, влияет и на развитие активной речи. В процессе действия с дидактическими игрушками воспитываются сосредоточенное внимание, самостоятельность детей, умение добиваться определенного результата; малыши осваивают последовательность действий, овладевают умением воздействовать одним предметом на другой (орудийными действиями); в занятиях со строительным материалом приобретают первые конструктивные умения и умение играть, используя свои постройки. В самостоятельной деятельности детей второго года большое место занимают предметные действия с игрушками, отображающими близкие и понятные ребенку образы людей, животных, предметы обихода. Воспроизведение действий людей, знакомых жизненных ситуаций (кормление куклы, укладывание ее спать и т. д.) составляет содержание сюжетно-отобразительной игры. В период с 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев наблюдается перенос действий, разученных со взрослым, с одного предмета на другие. Игрушки меняются, а само действие остается неизменным: ребенок кормит кукол, мишек, зайца, собаку и т. д. Второе полугодие второго года жизни характеризуется развитием сюжетно-отобразительной игры: появляются отдельные элементы сюжета, однако дети еще не заботятся о правильной последовательности действий. В деятельность малышей начинают вовлекаться новые, разнообразные предметы, иногда предметы-заместители. Но чаще это кажущиеся замещения одного предмета другим. Впервые замещение одного предмета другим возникает при необходимости дополнить привычную ситуацию действия вещью, отсутствующей в данный момент. При соответствующем руководстве дети второго года жизни начинают использовать предметы-заместители и в игре. Эволюция игровых действий детей второго и третьего года жизни протекает так: действия с реальными предметами, предметами-заместителями и, наконец, действия с мнимыми предметами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|