Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Анализ психолого-педагогических музыковедческих исследований по проблеме развития слуха у детей с помощью методов системы Марии монтессори




РАЗВИТИЕ СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

(квалификационная выпускная работа)

 

специальность – музыкальное образование

 

 

Нижний Новгород, 2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение....................................................................................................................3

Глава 1. Анализ психолого-педагогических музыковедческих исследований по проблеме развития слуха у детей с помощью методов системы Марии Монтессори.....................................................7

1.1. Музыкальный слух как функциональная система..................................7

1.2. Система Марии Монтессори...................................................................10

1.3. Психолого-педагогическая и музыкальная характеристика детей старшего---дошкольного возраста........................................................................................................17

1.4. Использование системы Марии Монтессори в России.........................21

1.4.1. Гармоническая атмосфера Монтессори..............................................21

1.4.2. Музыкальные упражнения в системе Монтессори............................26

Выводы по главе 1................................................................................................32

Глава 2. Организация и методы экспериментального исследования...............34

2.1. Гипотеза, задачи и методы исследования.............................................34

2.2. Констатирующий эксперимент..............................................................36

2.3. Формирующий эксперимент..................................................................43

2.4. Контрольный эксперимент.....................................................................51

Выводы по главе 2.................................................................................................54

Заключение.............................................................................................................55

Список литературы...............................................................................................57

Приложение............................................................................................................59

 

 

Введение

 

Ребенок наделен великими возможностями. Он по сути своей – целая система, границы которой гораздо шире, нежели чем у взрослого человека. И если мы действительно стремимся к преображению общества, целью обучения должно стать развитие человеческих способностей.

Многие великие педагоги стремились изучить возможности ребенка и найти наиболее оптимальную педагогическую систему обучения. Это Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.Л.Готсдинер, Э.Ж.Далькроза, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Теплов, и др. В этот стройный ряд встала и итальянский педагог Мария Монтессори. Она разработала свою собственную систему обучения детей. Суть этой системы заключается всего в пяти словах: «Помоги мне это сделать самому!» И одним из главных принципов автора является воспитание чувств, которое имеет у автора глубокое научное обоснование. Очень убедительно о важности такого воспитания говорит Ж.-Ж. Руссо в «Эмиле»: …«Изо всех способностей первыми формируются и совершенствуются в нас чувства. Их, значит, следует прежде всего развивать; а между тем их только и забывают, ими-то и пренебрегают больше всего» [14, с.38].

Одно из пяти чувств – слух. С помощью этого чувства мы воспринимаем окружающий мир посредством звуков. Ежедневно люди обращаются к использованию звуков и музыки в самых разных ситуациях. Мы повышаем голос, чтобы привлечь внимание; поем тихую колыбельную песню, успокаивая плачущего ребенка. Даже дети с трудностями в обучении способны воспринять звучание спокойной мелодии.

В настоящее время в детских садах наблюдается ситуация, когда развитие слуха происходит по общим правилам. По своей сути пение, например, коллективной песни уменьшает возможность ребенка развиваться индивидуально.

Мария Монтессори подошла к вопросу развития слуха у детей с нестандартной стороны. «Раскачивать» потенциал, заложенный в этом чувстве, она решила не через пение. Она дает каждому ребенку в прямом смысле этого слова «пощупать», «потрогать» музыку. Обучение происходит через сенсорные ощущения. Это новый способ развития слуха.

В начале ХХ века первой «монтессорианкой» в России стала Юлия Ивановна Фаусек. Она открыла первый детский сад, функционирующий по системе Монтессори, написала книги, в которых был собран опыт работы по этой методике.

Но в нашей стране в советское время принципы обучения Монтессори не прижились. И то небольшое количество групп и детских садов, в которых успешно практиковалась ее педагогическая система, были закрыты на долгое время. Лишь 90-х годов XX века возникает интерес к данной системе, вновь открываются группы и дошкольные учреждения. В нашем городе по системе Монтессори работает дошкольное учреждение. Проанализировав имеющуюся литературу по данной системе мы пришли к выводу, что внимание к ней незаслуженно мало, особенно в области музыкального воспитания. Появилось большое желание разрабатывать проблему как теоретически, так и практически.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, были определены:

Объект исследования:

Процесс развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори.

Предмет исследования:

Организация воспитательно-образовательной работы по развитию слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори в условиях дошкольного учреждения.

Цель исследования:

Установление возможностей развития детей и условий для развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори.

Гипотеза:

Развитие слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори возможно в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Задачи:

1. Изучить теоретическую и методическую литературу по проблеме развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори.

2. Выявить возрастные и индивидуальные особенности детей старшего дошкольного возраста в развитии слуха.

3. Выявить условия и определить средства для развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори.

4. Разработать систему работы по развитию слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори.

5. Апробировать разработанную методику в работе с детьми 6 – го года жизни.

6. Сделать выводы о проделанной работе по развитию слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори.

Методологическая основа:

- психологические труды А.Л.Готсдинер, К.В.Тарасовой, Б.М.Теплова,

Г.А.Урунтаевой и др.;

- по музыкальному развитию - Н.А.Ветлугиной, Э.Ж.Далькроза и др.;

- педагогические труды М.Монтессори, К.Е.Сумнительного, Ю.И.Фаусек, Е.А.Хилтунен и др.

База исследования:

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами с сентября 2007 г. по май 2008 г. на базе МДОУ № города Нижнего Новгорода. В эксперименте принимали участие 10 детей 6 года жизни.

В процессе исследования и написания данной работы использовались следующие методы:

- изучение и анализ литературы по данному вопросу;

- анализ предметной среды по музыкальному воспитанию;

- анализ планов воспитателей;

- наблюдение музыкальных занятий;

- наблюдение за самостоятельной музыкальной деятельностью детей;

- взаимодействие с родителями и специалистами.

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МУЗЫКОВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СЛУХА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

 

1.1. Музыкальный слух как функциональная система

 

Музыкальный слух в широком понимании, - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений. Музыкальный слух имеет множество качественных проявлений и отсюда - много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности. Называют звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, мелодический, гармонический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух. В чем их психологическое различие и какова роль каждого из них в структуре музыкальной одаренности? Чем объяснить такое обилие разновидностей музыкального слуха?

Объясняется это, во-первых, природой музыкального звука, сложного по своему составу, и, во-вторых, различным уровнем функционирования слуховой способности.

Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску и длительность. Когда ребенок сосредоточивает свое вниманиена отдельных признаках звукаи выделяет отдельные стороны звучания, он абстрагируется от других свойств и других его качеств, при этом и мелодия и музыкальное произведение как содержательное целое невоспринимаются.Поэтому, когда преимущественное внимание обращается на изменение высоты звука - это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки или отмечаем тембровое богатство исполнения, мы это относим к тембровому слуху.

Однако музыка - явление целостное и структурное. Она состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Музыкальное произведение, в свою очередь, представляет собою законченное целое, образующее свою форму и содержание. Поэтому мелодический и гармонический слух - это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкаль­но-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных его крупных частей называют архитектониче­ским слухом. Таким образом, музыкальный слух осуществляет выделение в звучании главных структурных компонентов, их синтез и переживание, кото­рое обобщается в постижении содержания музыкального произведения.

Все это говорит о том, что музыкальный слух, несмотря на разностороннюю его акустическую обусловленность, никак нельзя рассматривать как только слуховую способность. Музыкальный слух во всем богатстве его проявлений -это целостная многосоставная функциональная система со сложной иерархи­ческой структурой, состоящей из взаимосвязанных между собою уровней. Его функции проявляются в познавательных процессах, ощущениях, восприятиях, представлениях и воображении, объединяясь в интегрированной деятельности - музыкальном мышлении.

Звуковысотный, тембровый и динамический слух очень важны для полно­ценной и продуктивной музыкальной деятельности во всех ее видах. Однако звуковысотный слух выделяется как доминирующий, поскольку ведущую роль в ощущении музыкального звука играет высота.

Особое внимание психологов и музыкантов почти постоянно привлекает способность, названная абсолютным слухом.

Абсолютным музыкальным слухом принято называть способность узнавать и воспроизводить высоту заданного звука без опоры на реально звучащий или воспринимавшийся непосредственно перед заданием. Различают три разновид­ности абсолютного слуха: пассивный, активный и псевдоабсолютный.

Кроме абсолютного слуха, все проявления звуковысотного слуха являются функцией относительного слуха. Наиболее важны мелодический и гармонический слух.

Мелодический слух – это проявление звуковысотного слуха по отношению к одноголосной мелодии, гармонический – по отношению к многоголосию и отдельным созвучиям.

В процессе формирования музыкально-слуховой системы ее развитие начинается от восприятия простых элементов и отдельных звуков ко все более отчетливой и дифференцированной реакции на все свойства звука. Эта реакция улучшает восприятие и переживание музыки. При этом переход, овладение операциями все более сложного уровня, может происходить как эволюционным путем, постепенно, так и в виде скачка. Однако каждый новый уровень не вытесняет и не устраняет старый, а использует его в преобразованном виде.

Все это говорит о том, что музыкальный слух является сложной, иерархической функциональной системой, выполняющей информационную функцию и составляет одну из самых важных способностей в структуре музыкальной одаренности.

Cистема Марии Монтессори

 

Родилась 31 августа 1870 в маленьком итальянском городке Чиаравалле (Кьяравалле) в семье высокопоставленного государственного чиновника. Ее мать происходила из славящегося образованностью и ученостью старого итальянского рода Стопани. Родители дали ей несколько необычное для девочки ее круга воспитание, что позволило талантливой и упорной Марии в 12 лет поступить в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе.

По окончании школы Монтессори поступает на медицинский факультет Римского университета и в 26 лет, получив частную практику в университетской клинике, становится первой в Италии женщиной-врачом.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори знакомится с трудами французских психологов Г. Итарда и Э. Сегена, и под влиянием их идей разрабатывает собственный метод развития органов чувств у умственно отсталых детей.

В 1900 году она возглавляет только что открывшуюся отртофреническую школу – первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили, Монтессори разработала специальные упражнения, развивающие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев (там есть нервные окончания, стимулирующие речевые центры в коре головного мозга). А из-за того, что дети с задержкой развития плохо понимали объяснения учителей, были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики этой необычной школы могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Так Мария Монтессори начала разрабатывать свои уникальные дидактические пособия. Каково же было удивление учителей, родителей, да и автора методики, когда, спустя некоторое время, оказалось, что умственно отсталые дети научились читать, писать и считать раньше своих нормально развитых сверстников из обычной школы. Но если даже дети, которых до сих пор считали необучаемыми, добились таких успехов, то что же говорить о здоровых? Монтессори начинает интересоваться методами работы со здоровыми детьми.

В 1904 возглавила кафедру антропологии в Римском университете и занималась антропологическими исследованиями в области педагогики. Она разрабатывает собственную методику обучения детей письму и чтению, принципиальное новаторство которой заключается в первичности именно письма, а не чтения, как это безоговорочно считалось до тех пор.

В январе 1907 в Сан-Лоренцо открылся первый «Дом ребенка», воспитание в котором было основано на принципах Монтессори, важнейший из которых звучит как обращение ребенка к взрослому: «Помоги мне это сделать самому».

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Мария Монтессори полагала, что главная задача воспитателя – это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. Она решает убрать из класса парту, которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Отныне в Монтессори-классах парты заменяются легкими столиками и ковриками, которые ребенок может самостоятельно перенести по своему желанию в любой уголок комнаты.

Задача педагога заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо. Каждому ребенку предоставляется право самостоятельно разрабатывать для себя свою индивидуальную программу обучения, выбирать, чем, когда и как ему заниматься. Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Комната, в которой располагается монтессори-класс, разделена на пять зон:

- зону практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинок настоящим гуталином. Особенное значение имеет для маленьких детей (2,5-3,5 лет). Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки) ребенок научится самостоятельно одеваться, пересыпать и переливать, мыть стол, полировать серебро и т.п.

- зону сенсорного развития, которая дает ребенку возможность использовать свои чувства при изучении окружающего мира. Здесь ребенок может научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов, познакомиться со свойствами тканей.

- математическую зону, где находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции;

- языковую, где дети учатся чтению и письму;

- космическую зону. Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов, может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук.

Ребенок сам решает, в какую зону ему хочется пойти сегодня. В садах Монтессори детям предоставляют заниматься с теми материалами, с которыми им в данный момент интересно и хочется заниматься, доверяясь природе ребенка и давая возможность действовать заложенным в ней созидательным силам.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия. Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись. Все монтессори-материалы выполнены из натурального сырья, даже из ценных пород дерева.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить так называемые сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления. Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни. Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный индикатор наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

С 1909 метод Монтессори активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессори-педагогике. К ней приезжают педагоги из разных стран, в том числе и из России. С того самого момента, как в 1910 году вышла книга «Метод Монтессори», учение описанное в ней завоевало множество поклонников. Еще при жизни Монтессори у нее появилось множество последователей по всему миру. На сегодняшний день в мировой

системе дошкольного воспитания наметились две тенденции развития метода Монтессори.

Одна из них представлена Международной ассоциацией Монтессори (Association Montessori International – AMI), которая выступает за использование метода в его оригинальном виде. Другая – Американской ассоциацией Монтессори (American Montessori Society – AMS), которая поддерживает идею модернизации метода, так как окружающий мир тоже постоянно меняется. Подход AMI наиболее популярен, а AMS широко практикуется в Америке.

В нашей стране, в период Советской власти о методе Марии Монтессори ничего не знали, несмотря на то, что у нее было много последователей до революции.

Наиболее активным последователем и пропагандистом метода Монтессори в России была Юлия Ивановна Фаусек. Именно она открыла в 1913 году первый в нашей стране детский сад Монтессори. Через год она поехала в Италию, чтобы на практике ознакомиться с работой «Домов ребенка». На основе полученных практических знаний Фаусек пишет труды, посвященные использованию системы Марии Монтессори («Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори», «Как работать с материалом Монтессори», «Метод Монтессори в России»). Фаусек была не одинока в своих педагогических пристрастиях. У нее было много продолжателей, но было и множество критических отзывов (Э. Яновская).

Большинство же придерживалось «золотой середины». Многие видные педагоги усматривали в системе Монтессори хорошие идеи, которые можно было бы применить на практике, давали научную оценку ее идеям, но рекомендовали «относиться к ней скорее с критической сдержанностью».(П.П. Блонский)

После революции 1917 года внимание к Монтессори не ослабло. В Петрограде – Ленинграде, где работала Фаусек, в 1922 году был открыт еще один детский сад при педагогическом институте имени А.И. Герцена. Была даже организована специальная «кафедра Монтессори». В 20-е годы работы Монтессори и Фаусек переиздавались по несколько раз. В.В. Таубман, ассистентка Ю.И. Фаусек, даже попробовала взглянуть на метод Монтессори с точки зрения марксистской педагогики. И назвала дидактический материал «путем к научной организации трудовых процессов дошкольников…»

А.В.Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа, в которой Фаусек работала по системе Монтессори, была закрыта в 1930 году. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х.

В 1929 М.Монтессори вместе со своим сыном организовала Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), действующую и в настоящее время.

После установления фашистского режима в Италии Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 – в Индию. Вернулась в Европу лишь после окончания войны, в возрасте 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические труды.

Последние годы жизни Монтессори жила вместе с сыном в Голландии. В 1950 ей была присвоена почетная степень доктора, профессора Амстердамского университета, кроме того, она возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Мария Монтессори умерла 6 мая 1952 в Голландии и была похоронена в городке Нордвиг на небольшом католическом кладбище.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет. Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка. Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины. Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...