Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика и результаты контрольного эксперимента




Цель: установление уровня развития слуха у детей на конец эксперимента, сопоставление конечных и исходных результатов.

Задачи:

1. Определение уровня развития слуха после формирующей части с использованием ранее выбранных методик.

2. Сравнение полученных результатов с исходными.

Для того, чтобы узнать каких результатов мы добились после проведения формирующего эксперимента мы провели диагностику музыкальных способностей детей по методике В.П.Анисимова и Т.В.Пчелкиной. (Результаты диагностики детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента см. в таблице №3).

Таблица № 3

Фамилия, имя ребенка 1-я серия 2-я серия 3-я серия 4-я серия 5-я серия Итого
ФИО1            
ФИО2            
ФИО3            
ФИО4            
ФИО5            
ФИО6            
ФИО7            
ФИО8            
ФИО9            
ФИО10            

ФИО 1 стала воспроизводить более сложные ритмы, яснее обозначать свой выбор в различении произведений при слушании музыки, ее аргументы стали более убедительными. В групповых играх стала использовать знакомые песни. У ФИО 2 расширился словарный запас, при слушании музыки она более сосредоточена. При выборе мелодий для импровизации движений она стала выбирать вальс или менуэт, что говорит о ее высоком развитии эмоциональной отзывчивости на музыку. ФИО 3 с легкостью анализирует некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, различает динамику звучания произведений, дает характеристику незнакомой музыке. ФИО 4 легче узнает знакомые мелодии, с большим увлечением занимается в свободное время играми «Шумящие коробочки» и «Звоночки». Стала более уравновешенной, спокойной, легче идет на контакт со сверстниками. ФИО 5 более верно определяет схожие фрагменты двух произведений, и начал анализировать их, приводить аргументы, воспроизводит ритмический рисунок даже незнакомых песен. Стал внимательнее, собраннее, с интересом участвует в играх и занятиях.

ФИО 6 проявляет интерес к незнакомым произведениям, легче находит слова для характеристики музыкального образа, быстрее анализирует их. Стала менее заносчива, в общении со сверстниками ищет компромиссы. ФИО 7 стал более точно воспроизводить звуки мелодии по высоте и ритмический рисунок. На занятиях более сосредоточен, появилась заинтересованность в играх. ФИО 8расширил свои знания о жанрах в музыке, воспроизводит даже сложный ритмический рисунок. Стал менее агрессивным, более уравновешенным. У ФИО 9 расширился словарный запас, при слушании музыки он стал более сосредоточен. В группе теперь с удовольствием участвует в общих играх. ФИО 10начала аргументировать свой выбор в различении произведений, сложный ритмический рисунок дается ей с трудом, но она очень старается. Стала более активной, не дает себя обижать.

Формирующий этап показал возможность развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори в воспитательно-образовательной работе детского сада. Значимость формирующего этапа эксперимента была обусловлена решением поставленных задач. Разнообразие дидактических игр на музыкальных занятиях, эмоциональная насыщенность занятий стали основными показателями успешности обучающего эксперимента. Важным показателем эффективности проводимых занятий стало изменение уровня слуха у детей (см.Приложение 3).

 

 

Выводы по главе 2

В результате анализа педагогической литературы была выдвинута гипотеза о том, что развитие слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори возможно в воспитательно-образовательной работе детского сада.

В целях проверки данной гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, в результате которого были выявлены исходные уровни музыкальных способностей испытуемых детей.

С учетом данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был разработан комплекс задач формирующего эксперимента и серия занятий, направленных на развитие слуха.

Проведенный в последствии контрольный эксперимент показал, что уровень развития слуха испытуемых детей значительно вырос. Они стали различать градацию звука (высокий - средний - низкий), начали воспроизводить более сложные ритмические рисунки, при различении двух похожих произведений приводят более весомые аргументы, расширили понятие о жанрах в музыке. Гиперактивные дети стали более спокойными, а неуверенные дети стали более общительными. В группе установилась доверительная атмосфера между всеми детьми.

Использование методов Марии Монтессори в работе с дошкольниками формирует и развивает у детей способности к осмысленному восприятию музыки в целом и помогает развитию слуха в частности. Многие качества, такие как – доверие, сплоченность действий группы, сотрудничество в группе, формируются в процессе занятий, основанных на принципах системы Марии Монтессори.

 

Заключение

 

Изучение и анализ психолого-педагогических исследований по проблеме развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов по системе Марии Монтессори позволили сделать вывод о том, что процесс развития слуха у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным в системе музыкальных занятий. Для подтверждения данной гипотезы была проведена экспериментальная работа, которая включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Целью констатирующего эксперимента было определение уровня развития слуха испытуемых детей. Для этого была дана характеристика эмоциональной отзывчивости детей на музыку, в результате наблюдения за ними в течение дня, а также была проведена диагностика уровня музыкального и психомоторного развития испытуемых детей. Данные констатирующего эксперимента показали, что уровень развития слуха испытуемых детей недостаточно высок. С заданиями справлялись не все дети.

В формирующем эксперименте была поставлена задача развивать у детей слух и эмоциональную отзывчивость через серию музыкальных занятий, способствующих формированию сенсорных способностей, развитию слуха, воспитанию чувств. Программа занятий строилась с использованием дидактических игр и упражнений, направленных на развитие умения слушать и концентрировать внимание.

В результате внедрения в практику серии занятий у детей сформировался оптимальный уровень развития слуха. Проведенные занятия подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы о том, что развитие слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори возможно в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Использование методов Монтессори в музыкальной деятельности показало, что гиперактивные дети стали менее активными, их действия стали более осмысленными, организованными. Застенчивые, неуверенные в себе дети стали более общительными, уверенными в своих возможностях. Дидактические игры и упражнения способствовали развитию слуха и воспитанию чувств. Более развитым стали ритмическое чувство и музыкальный слух. Дети попадали в такие игровые ситуации, которые требовали быстрой реакции на изменение в музыке, на движения товарищей, сталкивались с необходимостью самостоятельного выполнения задании. Это развивало их внимание, творческую инициативу. Каждое достижение, преодолеваемое с трудностями, способствовало формированию у детей эмоционально-положительного состояния, которое вызывало чувство удовлетворения от выполненного задания, стимулируя дальнейшее желание научиться еще большему. Посредством серии музыкальных занятий у детей развивается художественное восприятие музыки. Использование методов Монтессори способствовало общему повышению внимания детей, усидчивости, концентрации внимания. Дети с удовольствием занимались использовали полученные навыки в своей свободной музыкальной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что разработана серия занятий по развитию слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью системы Марии Монтессори и материал можно использовать в практике музыкальных руководителей ДОУ с детьми.

Опытно-экспериментальная работа проводилась нами с сентября 2007 г. по май 2008 г. на базе МДОУ № города Нижнего Новгорода. В эксперименте принимали участие 10 детей 6 года жизни.

 

Список литературы:

 

1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2004 г. – 128 с.

2. Бин Д., Оулдфилд А. Волшебная дудочка. 78 развивающих музыкальных игр. – М.: Теревинф, 2000 г. – 111 стр.

3. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1983 г. – 225 с.

4. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. – М.: Монотон, 1933 г.

5. Жак-Далькроз Э. Ритм. – М.: Классика ХХI, 2006 г. – 169 с.

6. Запорожец А.В. Программа «Истоки». Базис развития ребенка-дошкольника. – М.: Просвещение, 2003 г.

7. Интернет-журнал «Монтессори» // www.montessori-press.ru

8. Кеда Е., Пасс Ю. Метод Монтессори в России. // Дошкольное воспитание, 1994 г., №4.

9. Любина Г.Н. Космическое воспитание. // Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11.

10. Монтессори М. Дом ребенка. – Казань: Казанское отд. Гос. Изд., 1920 г. – Вып 2. – 210 с.

11. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. – М.: Задруга, 1920 г. – 335 с.

12. Монтессори М. Разум ребенка. – М.: ВЛАДОС, 1997 г. – 176 с.

13. Никитина Е. Сенсорные уголки для диагностики. // Обруч, 2006 г., № 11.

14. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или о воспитании. – М.: 1956 г. – 385 с.

15. Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогики). – М.: МЦМ, 1999 г. – 64 с.

16. Сумнительный К.Е. Наследие Марии Монтессори и идеи космического воспитания в России. // Российский исторический журнал, 1998 г., № 4, с.3-10.

17. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.: 1988 г. – с.175.

18. Таубман В.В., Фаусек Ю.И. Теория и практика детского сада Монтессори. – Л. – М.: Мысль, 1923 г. -133 с.

19. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. //АПН РСФСР. – М.-Л., 1947 г. – с.345

20. Фаусек Ю.И. Детский сад Монтессори. Опыты и наблюдения в течение двенадцатилетней работы в детских садах по системе Монтессори. – 2-е изд. – М. – Л.: Гос. изд., 1926 г., - 224 с.

21. Фаусек Ю.И. Как работать с материалом Монтессори. – Л., Б.Г. – 42 с.

22. Фаусек Ю.И. Метод Монтессори в России. – Пг.: Время, 1924 г. – 133 с.

23. Хилтунен Е.А. Признать право ребенка быть самим собой – легко. Гораздо труднее дать ему это право. // Первое сентября, 1998 г., № 15.

 

 

Приложение 3

Диаграмма 1

Результаты обследования развития слуха у детей экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента

 

Диаграмма 2

Результаты обследования развития слуха у детей экспериментальной группы на этапе контрольного эксперимента

 

 

 

Приложение 4

Анкета для родителей

 

1. Считаете ли вы важным музыкальное воспитание в общем развитии ребенка?

2. Существуют ли в вашей семье традиции домашнего музицирования (пения или игры на музыкальном инструменте) в присутствии ребенка (например, пение колыбельных для младших детей или слушание музыки, когда к вам приходят гости, или когда вы находитесь в гостях, или в свободное время – по вечерам, выходным дням и т.п.)?

3. Посещаете ли вы с ребенком какие-либо музыкальные мероприятия или специальные занятия?

4. Какую роль вы придаете (отводите) музыкальному воспитанию вашего ребенка? (возможны примерные ответы:

- незначительную;

- пусть занимается для общего развития;

- крайне важную для развития его музыкальных способностей).

5. Какая музыка чаще всего звучит у вас дома: легкая развлекательная, классическая (в том числе и эстрадная классика) или «какая придется – по принципу: не имеет особого значения»?

6. Какую музыку вы сами предпочитаете слушать (или исполнять)? Назовите, пожалуйста, ваши любимые произведения, или исполнителей, коллективы, направления музыки…

7. Как вы считаете, любит ли музыку ваш ребенок? Если да, то укажите, какую именно он предпочитает слушать (или исполнять).

8. Как и в чем конкретно проявляются музыкальные интересы вашего ребенка?

9. Считаете ли вы вашего ребенка музыкальным или полагаете, что ему «медведь на ухо наступил»?

10. Если бы у вас была возможность, уделяли бы вы больше внимания музыкальному развитию вашего ребенка? Что именно вы хотели бы предпринять для этого?

 

Приложение 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...