Гармоническая атмосфера Монтессори
В Россию первый раз Монтессори пришла еще перед первой мировой войной. Работающие по ее системе детские сады выжили в самые голодные и трудные годы и были закрыты в конце двадцатых. Только через шестьдесят лет в 1992 году Монтессори вернулась в Россию. Сегодня география детских садов с группами, работающими по ее методике, поражает воображение. Это и Карелия, и Приморье, и даже Якутск. В Челябинской области между маленькими закрытыми городками, где по сию пору сосредоточен немалый интеллектуальный потенциал, развернулось яростное соперничество за лучший детский сад Монтессори. В частности существует такой детский сад и в Нижнем Новгороде. Это детский сад №385, в котором работают аккредитованные воспитатели Ольга Лебедева и Софья Калинина. Экспериментальные площадки поддерживаются Международной ассоциацией Монтессори (Association Montessori International – AMI), которая выступает за использование метода в его оригинальном виде. В Монтессори центре развития «Созвездие» функционирует группа «Космонавты» для детей 3-6 лет. Каждое занятие построено следующим образом: 1. Круг. Круг - это особая форма работы в методе Монтессори, включает в себя приветствие - "эмоциональное" начало работы, дети здороваются друг с другом и педагогами; пальчиковые игры; музыкальные минутки. На музыкальных минутках с детьми проводятся подвижные игры, направленные на развитие концентрации внимания и формирование коллектива. Также на кругах осуществляется "космическое воспитание" (термин Марии Монтессори) - знакомство с окружающим миром, формирование представлений о природе, о животном и растительном мире, знакомство с сезонными изменениями, знакомство с социальной действительностью.
2. Свободная работа с Монтессори - материалами. Индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори - среде. 3. Изобразительная творческая деятельность. 4. Театр юного зрителя. В конце занятия педагоги показывают детям сказку, сюжет которой связан с той темой "космического воспитания", которая раскрывалась в начале занятия - на круге. Сказка помогает закреплению и усвоению пройденного материала, способствует пониманию и выявлению причинно-следственных связей, развитию речи и фонематического слуха, а также развитию способности к сюжетной игре. Детский сад №1 г.Рубцовск работает по разработанной "Экспериментальной программе для дошкольного учреждения с элементами Монтессори-педагогики". Опыт работы по этой программе был обобщен и одобрен в Московском центре Монтессори, где прошли специализацию педагоги детсада. Сотрудники на свои средства оборудовали игровые комнаты, музыкальный зал. Дидактический материал (штанги, кубики, таблички и так далее) изготовили своими силами. Приобретены учебные пособия по различным отраслям наук. Обучаясь по этой программе, малыши приобретают практические, жизненные навыки. Различные упражнения направлены на развитие родного языка, математических представлений, органов чувств. Особенно можно выделить космическое воспитание, которое включает в себя первичное знакомство с астрономией, географией, биологией, физикой. «День нашей книги» (идея педагогов Инны Зарочинской и Ольги Лиссер, работников ЦРР №69, г. Пермь) «Ежегодно мы издаем книгу сочинений наших детей, и 28 марта отмечаем в наших группах как День нашей книги. Идея ее создания появилась семь лет назад, после посещения зоопарка. Тогда появился книга «Ребята о зверятах». Решено было сделать выпуск сборника сочинений ежегодным. Сейчас вышло уже семь томов. Темы самые разные: 280-летию Перми была посвящена книга «Мой любимый город Пермь», театру моды «Кем буду я», летнему отдыху «Воспоминания о лете». В 2007 книгу назвали «Мои друзья».
Солнечная система. На черном полотне (примерно 1м. на 1м) белым шнуром обозначены орбиты планет Солнечной системы. Солнце и планеты – это шарики и мячики. Важно, что все они разного диаметра и цвета, с учетом реальных пропорций планет Солнечной системы. (Солнце - желтое, Земля, традиционно, голубая и т.д.). Планеты можно подписать, приклеив к ним скотчем названия. Идея этого материала была замечена на выставке авторских разработок, которая проходила в рамках Международной конференции в Киеве в ноябре 2007 года (см. Приложение 1). «Космическое воспитание». Мария Монтессори говорила: «...В воспитании мы должны касаться не столько науки, сколько интереса к Человечеству и его культуре... Именно культура — всеобщий акцент, способный объединить разум всех людей в одну гармонию, к которой мы направляем «космическое воспитание» [11, с.156]. А. Побережникова, воспитатель ДОУ №21 (г. Междуреченск) организовала космическое воспитание в группе. Прямой целью космического воспитания дошкольников является формирование целостного восприятия картины мира, осознание ответственности за преобразования, производимые человечеством на Земле и в Космосе. В группах есть глобусы, географические карты, четыре астрономических календаря. Все календари разные: один производственного изготовления, другие мы сделали вместе с детьми. На них дети устанавливают текущее время года, месяц, день недели, число, день своего рождения, визуально определяют отрезок прожитого года. Кроме календарей, в детском саду есть еще такие астрономические материалы, как объемный и плоскостной макеты Солнечной системы и карты звездного неба. Макет помог детям узнать, что планеты отличаются по величине, что каждая удалена от Солнца на определенное расстояние. Ребенок легко выкладывает все планеты нашей системы на соответствующие орбиты и обозначает карточками с надписями. После общения с объемным макетом Солнечной системы, где каждая планета имеет форму шара, дети переходят к работе с плоскостными изображениями планет. Полученные на объемном макете представления они легко переносят на плоскостной макет Солнечной системы, а затем без труда переходят к работе со звездными картами. Рассказы о звездах, использование специального атласа помогли детям самостоятельно выкладывать карту звездного неба.
После знакомства с глобусом детям легко работать с плоскостными изображениями материков на деревянной и бумажной картах. «Мы рассказали детям о возникновении жизни на Земле и ее развитии, вместе изготовили хронологическую ленту, на которой выделили разными цветами 12 частей — каждая соответствует важному периоду в жизни Земли. Заранее переснятые иллюстрации из книг дети раскрашивали, вырезали и наклеивали на соответствующее место на ленте. Таким образом, участвуя в создании этого материала, дети наглядно (и в хронологии) увидели сложный и непрерывный процесс возникновения и развития жизни на Земле». Уголок «Объемные геометрические тела» (идея Елены Никитиной, тифлопедагога МОУ № 125, г. Сочи). Как сделать. Вылепить из соленого теста объемные геометрические фигуры и нанизать их на прочную проволоку. Как использовать. В диагностических целях: исследование устойчивости и переключения внимания ребенка, его способности соотносить объемные тела (шар, конус, куб, цилиндр) с аналогичными плоскостными геометрическими фигурами (треугольником, прямоугольником, квадратом, овалом), с их теневыми и контурными изображениями; изучение сформированности умений дошкольников выбирать геометрические фигуры среди наложенных и перечеркнутых изображений. В коррекционной работе: для развития внимания, способности умения концентрироваться и переключаться; для фиксации взора на одном предмете; для формирования умения дифференцировать геометрические тела с опорой на форму и цвет и выбирать геометрические фигуры среди наложенных или перечеркнутых изображений. Процедура проведения. Ребенку предлагается рассмотреть объемные геометрические тела, расположенные на верхней проволоке. Как они называются и чем отличаются? Проводится игра «Найди пару»: ребенок соотносит лежащие на столе плоскостные геометрические фигуры с объемными, например, конус - треугольник. Аналогичным образом выполняется сравнение объемных фигур с их теневыми и контурными изображениями (игры «Найди тень» и «Найди контур»). Игра «Угадай по описанию»: педагог описывает геометрическое тело, а ребенок называет его, затем они меняются ролями. Усложнение игры: дети слушают описание взрослого и находят нужные фигуры в мешочке, сравнивают их по цвету, форме, качеству. (Например, одна фигура сделана из теста, другая - из дерева, но обе они - твердые.) Игра «Найди пару»: на столе лежат геометрические фигуры разного цвета. Если играют дети маленького возраста либо с остротой зрения ниже 0,4, взрослый сам описывает геометрическое тело, а дети находят ему пару по цвету, по форме. Работа с наложенными изображениями: ребенок получает карту с изображением всех геометрических фигур, которые наложены друг на друга, а также кальку и маркер. Нужно рассмотреть карту, назвать геометрические фигуры, наложить кальку на рисунок и обвести маркером каждую геометрическую фигуру отдельно. Сколько фигур получилось? Аналогично проводится упражнение с перечеркнутыми изображениями. (см. Приложение 1).
Музыкальные линии Ольга Лопатина - монтессори-педагог Ассоциации Монтессори-педагогов России рассказывает свою идею создания музыкальной сказки: «В нашей группе Монтессори при психологическом Центре "Лекотека" возникла идея создать необычную музыкальную сказку. Идея возникла спонтанно, как со стороны взрослых, так и со стороны детей. Сначала появились «звуки»: шум дождя, стук падающих яблок, журчание ручейка, шуршание листьев и камешков под ногами, треск сороки. Мы ходили слушать их в Тимирязевский парк. Там мы вместе с детьми гуляли по настоящему лесу и прислушивались к звукам в нем. Затем мы находили звуки с помощью разных музыкальных инструментов. Многие инструменты дети придумывали самостоятельно. Например, коробочка с монетками или бусинками напоминала им звук шагов ежика. Они делали эти инструменты дома и приносили в группу. Потом возникла сама сказка. Главным героем стал Ёжик Марк, который гуляет по осеннему лесу и собирает музыкальные звуки. Мы решили назвать ее «Сказка про ёжика». Но как ребятам запомнить сюжет? И тогда мы решили лепить нашу сказку! Так появилась партитура, созданная из глины. На ней были деревья, тропинки, листья, яблоки, ручеек. В общем, все, что поможет детям запомнить сюжет сказки. И наша сказка сначала стала глиняной, а потом - музыкальной.
Мы слепили ежика из пластилина, а дети вылепили из глины осенний лес и раскрасили его. А потом ребята сами предложили: хотим играть ее по-настоящему! Дети с большим удовольствием и радостью вслушивались в звуки, создавали и придумывали партитуру из глины, озвучивали сказку. Им нравилось не только участвовать в сказке, но и создавать ее. Так появился музыкальный спектакль. Для нас всех самым интересным оказалось то, что наша сказка в конце концов ожила (см. Приложение 2). Татьяна Ермолина - учитель музыки, методист Ассоциации Монтессори-педагогов России. На официальном интернет-журнале «Монтессори» она делится своим опытом и дает советы по проведению музыкального занятия. В музыкальной работе с малышами могут быть представлены такие виды музыкальной деятельности как: - восприятие музыки; - подпевание и пение; - музыкально-ритмические движения; - звуковые игры, игры-говорилки; - пальчиковые и коммуникативные игры; - массажная музыкальная гимнастика; - игровая дыхательная гимнастика; - подвижные игры; - основы динамического сольфеджио; - презентации музыкальных инструментов; - дидактическая, музыкальная, шумовая сказка Основной вид музыкальной деятельности, доступный ребенку раннего возраста – восприятие музыки. Восприятие музыки характеризуется прежде всего эмоциональной отзывчивостью на нее. Вначале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько переживание ее содержания, сколько внешнее проявление ребенка, связанное с музыкой. Малышу нравится благозвучие, он заметно оживляется, радуется. При организованном восприятии-слушании музыки можно отметить уже на первом году жизни ребенка некоторую динамику в его эмоциональном состоянии. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера, например: плясовую, колыбельную. Постепенно музыкальные впечатления становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера. В ходе музыкальных занятий дети могут воспринимать много разной музыки. Это может быть музыка песенок и игр, а также та музыка, которая сопровождает музыкальные движения: пляски, упражнения, маршировки, движения на круге, игровую гимнастику. Не забудем упомянуть также музыкальные сказки и инструментальную музыку и пение взрослых для детей, когда малыши только смотрят и слушают. Таким образом, мы можем выделить несколько видов слушания-восприятия музыки в занятиях с детьми раннего возраста: 1.1. пение взрослых для малышей; 1.2. инструментальный ансамбль 1.3. сказка, иллюстрируемая музыкой; 1.4. музыкально-двигательный показ; 1.5. слушание музыки в игровой форме; 1.1. Пение взрослых. Пение взрослых может быть как с сопровождением, так и без него. Если текст и мелодия детям понятны, а интонация сложна для пения, то песню поют взрослые (педагог и мамы), а малыши слушают. Выбор песен для слушания достаточно велик во многих музыкальных сборниках и пособиях. Прежде всего адресуем вас к золотому фонду дошкольного музыкального репертуара – детским песням Т.И.Бабаджан, М.Н.Красева, Т.В.Попатенко, Ю.М.Слонова, Е.В.Тиличеевой, которые и по сей день не потеряли своей актуальности. Пользуется популярностью репертуар из программ «Малыш» В.Петровой, «Сонатал», «Интоника» М.Лазарева и других. Многие учителя музыки считают, что пение взрослого для детей раннего возраста чуть ли не единственный вид слушания музыки. Это безусловно, ошибочное мнение. Помимо песен, малыши с удовольствием слушают инструментальную музыку. Очень любят слушать уже знакомые мелодии, с радостью узнают их, называют, проявляя заинтересованность. 1.2. Инструментальный ансамбль. Дети очень любят слушать инструментальную музыку и ансамбли. Например, фортепиано и коробочка в пьесе «Лошадки», разные ударные инструменты с фортепиано в «Веселом марше» и т.д. Безусловно, исполнение пьес в ансамбле требует совместной предварительной подготовки педагога и родителей. Как правило, в каждой группе есть инициативные родители, которые с радостью примутся за подобную работу. Может случиться, что в вашей группе сформируется постоянно действующий ВИА или инструментальный ансамбль с чарующим названием, например, «Поющие воробушки» или «Ручеек», и ваши праздники уж точно будут обеспечены своей «живой» музыкой. Хорошим подспорьем в выборе нужного репертуара станет ваше обращение к народным песенкам, потешкам. Например, «Заинька», «Журавель», «Сорока» и др. 1.3. Сказка, иллюстрируемая музыкой. Когда малыши уже научились слушать короткие инструментальные программные пьесы с вниманием и интересом и узнавать их, учитель может перейти к сказке, иллюстрируемой музыкой. В сказку включаются 2 – 3 инструментальные пьесы. Одна из них может повторяться дважды. Практика показывает, что пьесы, тематически объединенные сказкой, могут впервые исполняться на занятии, т.е. быть новыми для восприятия детьми. Музыка, включенная в сказку должна быть программной, выразительной, короткой. Текст сказки – интересным, понятным, коротким. Сказка должна объяснять содержание прослушиваемых пьес, выстраивать художественный образ будущей музыки. Каждое слово, интонацию, паузу в сказке необходимо хорошо продумать. Не отвлекаться на подробные описания и не задавать «лишних» вопросов. Сказку, иллюстрируемую музыкой лучше предлагать в первой половине занятия, когда внимание детей устойчиво, лучше после ритмической разминки на круге. Предшествовать сказке должна маленькая ритуальная песенка, движение или стихи, например: «На полянке дом стоит, ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, в гости сказку приглашаем. Ротик закрывается, сказка начинается» (пальчиковая песенка на круге) Пример сказки с музыкой: «Бабочки и дети». В саду много цветов. Над цветами летают бабочки. (фрагмент пьесы «Бабочки» Е.В.Тиличеевой). Бабочки летают и играют над цветами (следующий фрагмент той же пьесы). Вышли дети в сад погулять. (Марш Т.Ломовой) Стали малыши играть («Латвийская полька») и бабочек догонять. А бабочки испугались и улетели (глиссандо вверх). 1.4. Музыкально-двигательный показ. Интерактивный способ слушания музыки, когда малыши и мамы сопровождают восприятие-слушание уже известного (!) музыкального произведения определенными движениями корпуса, рук, мимики. Участвуя в слушании таким образом, дети и родители проживают музыку телесно, выстраивают пластический вариант художественного образа музыкального произведения. Например: в произведении «Котик» гладят «лапкой» свой животик или баюкают-качают воображаемую куклу в «Колыбельной». 1.5. Слушание музыки в игровой форме. Слушать музыку можно и в игровой форме. Как правило в таком виде работы участвует какой-либо кукольный персонаж (мягкая игрушка, кукла би-ба-бо, игрушечная машина и т.д.) Такое слушание по силам даже самым маленьким или непоседливым. Например: Мишка приехал в гости. Перед детьми появляется Мишка и приветствует их. Мишка рассказывает, что долго добирался к детям. - А на чем я ехал, - добавляет Мишка,- вы сейчас услышите в музыке. Педагог исполняет музыкальные отрывки. Дети слушают и отвечают. Можно исполнить: «На лодочке» Е.Л.Макшанцевой, «Поезд» Н.Б.Метлова, «Самолет» Е.В.Тиличеевой и т.д. Татьяна Ермолина дает еще несколько советов: - Не пренебрегать возможностью использования разных тембров, инструментов при слушании и повторном исполнении пьес. Одну и туже пьесу можно исполнить на разных музыкальных инструментах. - Шире использовать детские музыкальные инструменты, на которых в скором будущем будут играть ваши слегка подросшие воспитанники. Например, металлофон, ксилофон, свирель, подвесные колокола, цитры, арфы и, конечно, детские шумовые ударные инструменты. - Включать в процесс фонограммы исполняемых произведений, но при повторном слушании. При реальной возможности исполнить музыку самостоятельно. Живое исполнение всегда предпочтительнее. Исключение составляют симфонические обработки. - Использовать шумы и звуки природы, природные музыкальные инструменты, искать звуки в окружающем пространстве, включать их в сказки. - Вход и выход в процесс слушания музыки обыграть как ритуал. Большое значение в этом процессе имеет работа с тишиной. Вообще «Упражнение в тишине» является базовым на музыкальных занятиях в Монтессори-группах. - Рекомендуемое время для проведения слушания – первая треть занятия. Продолжительность – 2-4 минуты (включая, например, сказку).
Выводы по главе 1
Проанализировав психолого-педагогическую и музыковедческую литературу по вопросу развития слуха у детей старшего дошкольного возраста по системе Марии Монтессори, можно утверждать следующее: 1. Вопрос развития слуха у детей старшего дошкольного возраста по системе Марии Монтессори достаточно разработан в теории. В практике имеющиеся разработки используются эпизодически, без системы. Лишь отдельные детские учреждения работают по этой системе. 2. Формирование слуха у детей в воспитательно-образовательной работе детского сада следует осуществлять через определенную серию последовательных музыкальных занятий. Прослушивание образцов классической и современной музыки, сравнивание фрагментов произведений, дидактические игры, направленные на развитие сенсорных ощущений ребенка расширяют словарный запас и дают большой эмоциональный заряд, что немаловажно. 3. Создание атмосферы игры – важный момент для раскрытия потенциала ребенка. Раскрепощенность детей, яркая эмоционально насыщенная деятельность создает условия для развития слуха и положительного впечатления о музыке в целом. Такая атмосфера создается дружеским, доверительным общением взрослого с ребенком, в обстановке сотрудничества, сопереживания успехам и неудачам, поддержания веры ребенка в свои силы, его смелость. 4. Согласованное, последовательное использование комплекса методов и приемов, в различных видах деятельности в воспитательно-образовательном процессе – важное условие развития слуха у детей 6-го года жизни. На основе данных выводов мы можем утверждать, что: - научных исследований и разработок по вопросу развития слуха у детей старшего дошкольного возраста по системе Марии Монтессори достаточно много; - однако в практике детских садов данный материал используется редко, некачественно и без системы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|