Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Организация и методы экспериментального




ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза, задачи и методы исследования

 

Для постановки гипотезы нашего исследования, формулирования конкретных задач, выбора методов от нас потребовалось прежде всего специальное осмысление данных, содержащихся в педагогической литературе. Мы убедились в том, что многие авторы анализировали систему Марии Монтессори (К.Е.Сумнительный, В.В.Таубман, Ю.И.Фаусек, Е.А.Хилтунен…). Многие педагоги применяли эту систему на практике, существует множество заведений, работающих по ней. Это дает нам основание утверждать, что проблема развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори является достаточно изученной в дошкольной педагогике. Ее огромная практическая значимость в совокупности с достаточной научной разработанностью делают ее особо актуальной. Но на практике эта система применяется в малой степени.

Цель исследования:

Установление возможности развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори в воспитательно-образовательной работе детского сада.

Гипотеза исследования:

Развитие слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори возможно в воспитательно-образовательной работе детского сада.

 

Задачи исследования:

1. Выявить уровни развития слуха детей.

2. Разработать серию занятий в условиях воспитательно-образовательной работы детского сада.

3. Провести серию занятий с детьми старшего дошкольного возраста разного уровня развития слуха.

4. Установить результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента.

 

Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий,

формирующий и контрольный.

 

Методика и результаты констатирующего эксперимента

Цель: Установление уровня развития слуха детей.

Задачи:

1. Выбор и описание методик, используемых для определения уровня развития слуха детей.

2. В результате наблюдения определить уровень развития слуха детей и их эмоционально-психологическое состояние.

3. Обобщение полученных результатов.

 

Эксперимент проводился на базе МДОУ № г.Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста.

Работу мы начали с характеристики музыкальных способностей детей для определения уровня развития слуха и их эмоционально-психологического состояния. Для выявления уровня развития слуха нами использовались методы диагностики, разработанные В.П.Анисимовым и Т.В.Пчелкиной.

Таблица № 1

Характеристики музыкальных способностей детей, полученные в результате наблюдения за ними на музыкальных занятиях и в течении дня

Имя Эмоциональная сфера Эмоциональная отзывчивость на музыку Музыкальный слух Общение со сверстниками
ФИО 1 Часто является инициатором игр, чаще подвижных, придумывает простейшие комбинации на основе знакомых ритмических движений Слабый уровень. Не способна аргументировать свой выбор в различении произведений Средний уровень развития музыкального слуха, воспроизводит несложный ритм, охарактеризовать музыкальные образы словами затрудняется Отзывчивая, доброжелательная, любит помогать, коммуникативная
ФИО 2 Исполнительная девочка, отзывчива, уравновешенна, с интересом участвует во всех деятельности Высокий уровень. Проявляет развернутую модель-схему ассоциаций с прослушанным фрагментом Узнает знакомые мелодии, различает контрастный характер музыки, динамические оттенки Добрая, ласковая, легко ранима
ФИО 3 Ровное и спокойное поведение в течении всего дня. Является инициатором коллективных игр, проявляет творчество в различных видах деятельности Слабый уровень. Пытается анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов Определяет жанры незнакомой музыки с помощью наводящих вопросов, затрудняется дать им характеристику Смелый, уверенный в себе, открыт к общению, имеет много друзей
ФИО 4 Неуравновешенное поведение, часто впадает в конфликтные ситуации, характерна суетливость, беспокойность, несдержанность. Высокий уровень. Эмоционально переживает музыку, легко находит верные определения Высокий уровень развития музыкального слуха, легко воспроизводит достаточно сложный ритм, различает контрастные части музыкального произведения Гиперактивна, бывают частые ссоры с другими детьми, но общается со всеми
ФИО 5 Ленив, невнимателен, отказывается от выполнения сложных заданий Средний уровень. Верно определяет схожие фрагменты, но не может их анализировать Средний уровень. Воспроизводит ритмический рисунок только хорошо знакомой мелодии Открыт к общению, имеет много друзей
ФИО 6 Поведение уравновешенное, стремится к лидерству, амбициозна Слабый уровень. Не способна аргументировать свой выбор в различении произведений Низкий уровень. Проявляет интерес только к хорошо знакомым мелодиям. Дать характеристику музыкальному образу затрудняется Порой высокомерна, но дружит со всеми
ФИО 7 Ленив, нерасторопен на занятиях, рассеян, но вместе с тем шалит, мешает остальным Слабый уровень. Пытается анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов Низкий уровень. Неточно воспроизводит звуки по высоте и ритмический рисунок Открыт к общению, имеет много друзей
ФИО 8 Поведение неуравновешенное, порой агрессивен, исполнительный, с интересом вовлекается в процесс занятий Средний уровень. Верно определяет схожие фрагменты, но не может их анализировать Средний уровень. Воспроизводит несложный ритм, определяет жанр произведения Частые ссоры со сверстниками, задирается, обижает
ФИО 9 Отзывчивый, не стремится к лидерству, предпочитает подчиняться, вынослив Высокий уровень. Верно устанавливает зависимость своих эмоций с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента Высокий уровень развития музыкального слуха, легко воспроизводит достаточно сложный ритм Спокойный мальчик, предпочитает одиночество
ФИО 10 Поведение уравновешенное, несколько медлительна. Не стремится к лидерству, предпочитает подчиняться. Слабый уровень. Не способна аргументировать свой выбор в различении произведений Воспроизводит ритмический рисунок только хорошо знакомой мелодии, воспроизводит несложный ритм Спокойная девочка, малообщительна, любит одиночество

 

В ходе опытно-экспериментальной работы применялась карта диагностики эмоциональной отзывчивости детей на музыку, разработанная В.П.Анисимовым.

Целью диагностики является выявление уровня музыкального развития слуха (начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического развития).

Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе слушания музыки в условиях музыкального занятия.

Критерии определения уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку (определялась по 3-х бальной системе):

- низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного фрагмента (оценивается в 1 балл):

- средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (оценивается в 2 балла);

- высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (оценивается в 3 балла).

Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку:

- слабый уровень: 0 - 5 баллов;

- средний уровень: 6 – 10 баллов;

- высокий уровень: 11-15 баллов.

Карта диагностики испытуемых детей приведена в таблице №2.

Таблица № 2

Фамилия, имя ребенка 1-я серия 2-я серия 3-я серия 4-я серия 5-я серия Итого
ФИО1            
ФИО2            
ФИО3            
ФИО4            
ФИО5            
ФИО6            
ФИО7            
ФИО8            
ФИО9            
ФИО10            

 

По результатам проведенной диагностики видно, что уровень музыкального слуха испытуемых детей недостаточно высок. Задание смогли выполнить не все дети.

В процентном соотношении результаты констатирующего эксперимента выглядят следующим образом:

- слабый уровень - 50 %;

- средний уровень - 20 %;

- высокий уровень – 30 %.

Для наглядности результаты показаны на диаграмме (см. Приложение 3).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...