Глава 2. Организация и методы экспериментального
ИССЛЕДОВАНИЯ Гипотеза, задачи и методы исследования
Для постановки гипотезы нашего исследования, формулирования конкретных задач, выбора методов от нас потребовалось прежде всего специальное осмысление данных, содержащихся в педагогической литературе. Мы убедились в том, что многие авторы анализировали систему Марии Монтессори (К.Е.Сумнительный, В.В.Таубман, Ю.И.Фаусек, Е.А.Хилтунен…). Многие педагоги применяли эту систему на практике, существует множество заведений, работающих по ней. Это дает нам основание утверждать, что проблема развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори является достаточно изученной в дошкольной педагогике. Ее огромная практическая значимость в совокупности с достаточной научной разработанностью делают ее особо актуальной. Но на практике эта система применяется в малой степени. Цель исследования: Установление возможности развития слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори в воспитательно-образовательной работе детского сада. Гипотеза исследования: Развитие слуха у детей старшего дошкольного возраста с помощью методов системы Марии Монтессори возможно в воспитательно-образовательной работе детского сада.
Задачи исследования: 1. Выявить уровни развития слуха детей. 2. Разработать серию занятий в условиях воспитательно-образовательной работы детского сада. 3. Провести серию занятий с детьми старшего дошкольного возраста разного уровня развития слуха. 4. Установить результаты, полученные в ходе проведенного эксперимента.
Экспериментальная работа включала три этапа: констатирующий,
формирующий и контрольный.
Методика и результаты констатирующего эксперимента Цель: Установление уровня развития слуха детей. Задачи: 1. Выбор и описание методик, используемых для определения уровня развития слуха детей. 2. В результате наблюдения определить уровень развития слуха детей и их эмоционально-психологическое состояние. 3. Обобщение полученных результатов.
Эксперимент проводился на базе МДОУ № г.Нижнего Новгорода. В эксперименте участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста. Работу мы начали с характеристики музыкальных способностей детей для определения уровня развития слуха и их эмоционально-психологического состояния. Для выявления уровня развития слуха нами использовались методы диагностики, разработанные В.П.Анисимовым и Т.В.Пчелкиной. Таблица № 1 Характеристики музыкальных способностей детей, полученные в результате наблюдения за ними на музыкальных занятиях и в течении дня
В ходе опытно-экспериментальной работы применялась карта диагностики эмоциональной отзывчивости детей на музыку, разработанная В.П.Анисимовым. Целью диагностики является выявление уровня музыкального развития слуха (начального уровня, динамики развития, эффективности педагогического развития). Метод диагностики: наблюдение за детьми в процессе слушания музыки в условиях музыкального занятия. Критерии определения уровня эмоциональной отзывчивости детей на музыку (определялась по 3-х бальной системе): - низкий уровень характеризуется попыткой учащегося анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержания музыкальных стимулов, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного фрагмента (оценивается в 1 балл): - средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (оценивается в 2 балла); - высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслеобразов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно обоснованную «модель»-схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (оценивается в 3 балла).
Критерии итоговой оценки уровня развития сравнительной рефлексии эмоциональной отзывчивости на музыку: - слабый уровень: 0 - 5 баллов; - средний уровень: 6 – 10 баллов; - высокий уровень: 11-15 баллов. Карта диагностики испытуемых детей приведена в таблице №2. Таблица № 2
По результатам проведенной диагностики видно, что уровень музыкального слуха испытуемых детей недостаточно высок. Задание смогли выполнить не все дети. В процентном соотношении результаты констатирующего эксперимента выглядят следующим образом: - слабый уровень - 50 %; - средний уровень - 20 %; - высокий уровень – 30 %. Для наглядности результаты показаны на диаграмме (см. Приложение 3).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|