Программа формирующего эксперимента
Цель: Разработка и проведение музыкальных занятий для развития слуха детей. Исходя из этой цели формирующего эксперимента предусматривается решение следующих задач: 1. Развитие музыкальных способностей, включающих в себя: - эмоциональный отклик на музыку – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, способность к переживанию в форме музыкальных образов, к творческому восприятию музыки; - музыкальных слух – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие средства музыкальной выразительности. 2. Воспитание чувств. 3. Развитие сенсомоторных способностей. 4. Развитие внимания, умения слушать.
Для того чтобы решить поставленные задачи исследования, необходимо было провести ряд музыкальных занятий, направленных на развитие слуха и воспитание чувств в целом у детей старшего дошкольного возраста. При разработке и проведении формирующего эксперимента нами использовалась методика английских педагогов Джона Бина и Амилии Оулдфилд «Волшебная дудочка». Нами была разработана серия занятий. Первая серия – на развитие слуха, с использованием дидактического материала. Вторая серия – направлена на развитие умения слушать и концентрировать внимание (развитие выдержки, способность различать характер музыки, и т.д.) Также проводилась работа с родителями. Форма работы включала в себя использование анкет (см. Приложение 4), мини-семинаров (см. Приложение 5), консультаций, советов по обогащению развивающей среды дома. Также были проанализированы планы воспитателей экспериментальной группы детей, в которых не была обнаружена работа в группе по методике Монтессори. Нами были даны рекомендации по проведению занятий (см. Приложение 6).
Первый этап. Занятия с использованием дидактического материала. Шумящие коробочки Материал. Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой. Прямая цель: восприятие и дифференциация шумовых различий. Косвенная цель: тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире. Описание: коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Ребенок берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Затем ребенок берет коробочки из другого ящика. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ребенок ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Коробочки можно смешать. Трехступенчатое занятие 1-я ступень. "Дай мне коробочку с тихим шумом!" 2-я ступень. "Дай мне коробочку с громким шумом!" Перед ответом ребенок проверяет шумы коробочек, снова сотрясая их. "Какой этот шум? Какой тот шум?" 3-я ступень. Воспитатель выбирает другую пару и говорит: "Дай мне из этих двух коробочку с громким шумом". Так развивается относительность понятий громкий - тихий. Методические указания:
- построение ряда от громкого к тихому шуму; - построение ряда от тихого к громкому шуму; - построение ряда, начиная со среднего шума; - в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок.
Звоночки Материал: две зеленых доски с белыми и черными полями, которые соответствуют клавишам. Восемь звоночков с белыми подставками, шесть звоночков с черными подставками. Они охватывают звуковой ряд от С' до С''. Соответственно этим звоночкам имеется 14 звоночков с коричневыми подставками. К ним прилагаются палочка и глушитель. Прямая цель: воспринимать звуки различной высоты. Косвенная цель: подготовка к музыкальному воспитанию, тренировка тонкой моторики кисти и руки. Описание: звоночки с белыми подставками стоят по порядку позади белых полей клавишной доски. Соответствующие звоночки с белыми подставками стоят в беспорядке на столе. Ребенок выбирает один из них и ставит перед клавишной доской. Он ударяет по нижнему краю звоночка, прислушивается к звуку и останавливает звоночек концами пальцев или глушителем. Эти звоночки служат для контроля и не должны поэтому сдвигаться со своего места. После этого упражнения ребенок ударяет по белому звоночку с самым низким тоном и прислушивается. Затем он пододвигает коричневый звоночек к белому и сравнивает друг с другом высоты их звуков. Если они совпадают, то коричневый звоночек ставится на доску перед белым. Если они не совпадают, то коричневый звоночек отодвигают в сторону.
Высокий - низкий Воспитатель выбирает какой-либо коричневый звоночек с высоким и какой-либо с низким звуком, ударяет по ним и говорит: "Из этих двух звоночков этот звучит высоко, а этот низко!" Затем просит ребенка: "Ударь по обоим звоночкам и дай мне тот, который звучит низко". Перед тем, как понятие называют или спрашивают, нужно ударить по звоночкам. Воспитатель ударяет звоночки друг за другом, затем один из них и спрашивает: "Как звучит этот?" Ребенок отвечает: "Высоко!" Звоночки мешают, повторяется процесс. Дальнейшие устные уроки на усвоение понятий: высокий - выше - самый высокий; низкий - ниже - самый низкий; самый высокий - самый низкий; выше, чем - ниже, чем.
Второй этап. Группа занятий, развивающих умение слушать и концентрировать внимание. Упражнения в тишине Материал: для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате. Цель: ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума. Описание: воспитатель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Взрослый ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут воспитатель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к взрослому. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.
Найди водящего Главная цель: развитие умений слушать и концентрировать внимание. Дополнительные цели: развитие умения наблюдать, способности различать партнеров по игре, стимулирование групповой инициативы. Материалы: один бубен без тарелочек. Описание: Участники садятся на стулья, которые образуют круг, а водящий остается за этим кругом. Он прогуливается вокруг сидящих, играя на бубне и напевая. Внезапно водящий приседает и прячется за спиной одного из играющих. Вначале он замолкает, но если его быстро не находят, игру и пение он может возобновить. Если же водящий обнаружен, он просит всех назвать имя участника, за которым он спрятался. После этого игра начинается заново.
Спиной к спине Главная цель: развитие умения слушать. Дополнительные цели: развитие умения действовать по очереди, развитие уверенности в себе, побуждение к сотрудничеству в группе. Материал: два контрастных по звучанию предмета. Описание: участники садятся в круг. В центре круга – два стула, установленные спинками друг к другу. Двум желающим предлагается сесть на эти стулья. Сидящие выбирают инструменты (неодинаковые), и ведущий просит их играть по очереди, поддерживая музыкальный диалог. По завершении диалога их место занимает новая пара.
Волшебная дудочка Главная цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание. Дополнительные цели: развитие доверия. Материалы: дудочка, платок. Описание: два участника стоят лицом друг к другу. Одному из них (желающему) завязывают глаза платком и просят внимательно слушать, как его партнер играет на дудочке. Играющий на инструменте все время медленно движется назад. Водящий с завязанными глазами идет на звук, следуя за играющим по всей комнате, но до него не дотрагиваясь. Когда музыка смолкает, оба участника останавливаются. Другие варианты: - в комнате можно расставить стулья или другие небольшие предметы мебели, создающие препятствия. - одновременно могут играть две пары, используя контрастные по звучанию инструменты. - водить могут два участника, взявшись за руки.
Первое занятие Цель: определить уровни развития слуха и сенсорных возможностей детей. План занятия: - вход под музыку А.Л.Гречанинова «Марш»; - слушание музыки В.Б.Котельникова «Колыбельная»; - дидактическая игра «Шумящие коробочки»; - импровизирование движений под музыкальное сопровождение (В.Котельников «Колыбельная»); - уход детей в группу под музыку А.Л.Гречанинова «Марш». Дидактическая игра «Шумящие коробочки» Цель: определить уровни развития слуха и сенсорных возможностей детей. Описание: музыкальный руководитель берет по очереди коробочки с красными крышками. Подносит к уху, трясет каждую и прислушивается к шуму. Так ребенка обучают приему работы с дидактическим материалом. Затем такая же работа проводится и с коробочками с синими крышками. Через поочередное сотрясение происходит сравнение их между собой. И каждая синяя коробочка ставится с соответствующей красной. Так достигается сильная концентрация внимания у ребенка. Потом ребенку предлагается проделать те же манипуляции самому. Если у ребенка возникают затруднения, следует помочь ему в разрешении ситуации. Игра проводится 2 раза. Второе занятие Цель: продолжать развитие слуха и сенсорных возможностей детей. План занятия: - вход детей под музыку С.С.Прокофьева «Марш»; - слушание музыки Г.В.Свиридова «Парень с гармошкой»; - дидактическая игра «Шумящие коробочки»; - разучивание движений под музыку Г.В.Свиридова «Парень с гармошкой»; - уход детей под «Марш» С.С.Прокофьева. Дидактическая игра «Шумящие коробочки»
Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий. Тренировка моторики, развитие слуховой памяти. Описание: игру проводится как игру партнеров друг с другом. Коробочки одной серии раздают шести детям. Музыкальный руководитель трясет какую-либо коробочку из другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю. Затем раздаются все 12 коробочек. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается найти ребенка, у которого коробочка шумит так же. Игра проводится 2-3 раза. Третье занятие Цель: развитие умений слушать и концентрировать внимание. План занятия: - вход под «Солдатский марш» Р.Шумана; - слушание музыки «Попрыгунья» Г.В.Свиридов; - игра «Найди водящего»; - закрепление движений под музыку Г.В.Свиридова «Парень с гармошкой»; - уход детей под «Солдатский марш» Р.Шумана. Игра «Найди водящего» Цель: развитие умений слушать и концентрировать внимание. Описание: участники садятся на стулья, которые образуют круг, а водящий остается за этим кругом. Он прогуливается вокруг сидящих, играя на бубне и напевая. Внезапно водящий приседает и прячется за спиной одного из играющих. Вначале он замолкает, но если его быстро не находят, игру и пение он может возобновить. Если же водящий обнаружен, он просит всех назвать имя участника, за которым он спрятался. После этого игра начинается заново. Игра проводится 2-3 раза. В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы осуществлялось развитие слуха через систему музыкальных занятий посредством проведения занятий с использования дидактического материала и развивающих умение слушать и концентрировать внимание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|