Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогическая и музыкальная характеристика детей старшего дошкольного возраста




К шести годам у дошкольников уже сформирован небольшой жизненный и музыкальный опыт, обусловленный уровнем их физического и психического развития: окрепла нервная система, движения стали более скоординированные, развилась ориентировка в пространстве и воображение. Внимание детей этого возраста становится более устойчивым, развиваются процессы запоминания и припоминания, совершенствуется зрительное и слуховое восприятие, речь становится более связной и последовательной.

Характерная черта ребенка этого возраста – стремление воплотить в игре образы своего воображения, фантазии, что, несомненно, способствует творческому развитию личности. Ведущими в условиях детского сада остаются сюжетно-ролевые игры со сверстниками.

В речевом развитии основные достижения старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребенок использует и ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты, мимику, движения), и контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. В недрах диалогического общения зарождается и формируется новая форма речи – монолог.

Познавательное развитие в старшем дошкольном возрасте – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Старается контролировать свое поведение, стремится осуществлять принятые решения, доводить начатое до конца, соблюдать правила поведения, стремится помогать взрослым.

В конструировании ребенок шестого года жизни достаточно самостоятелен и проявляет творческий подход. Конструирование из природного материала – один из видов художественной деятельности, поскольку именно через этот вид ребенок выражает свои чувства и отношение к создаваемому образу. Такой вид конструирования способствует сенсорному развитию (узнавание в причудливом по конфигурации природном материале известных форм, знакомство с богатством цветовых оттенков и т.п.), развитию образного мышления и творческого воображения, развитию образной, инициативной, эмоциональной описательной речи.

К шести годам ребенок:

- выполняет элементарные логические операции: классификацию, сериацию;

- способен объединять предметы на основе общих понятий (струнные инструменты, клавишные инструменты и др.).

У детей усиливается желание слушать музыку, расширяются музыкальные впечатления. Интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. Дети могут довольно тонко слышать и различать выразительные отношения музыкальных звуков. Развивается ладовысотный слух, дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения.

Эстетическое отношение к миру у старшего дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее. Художественное развитие в этом возрасте характеризуется более высокой степенью овладения различными видами деятельности и появлением более сложных компонентов в системе художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и воспроизведению ритмического рисунка музыки; возникает интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия; в музыкальных импровизациях детей появляются законченная мелодия и форма. Детей старшего дошкольного возраста отличает бо­леебогатый по сравнению с младшими дошкольниками жизненный и музыкальный опыт.Они с интересом слушают му­зыку, эмоционально ярко реагируют на нее. При определении общего характера, настроения музыкального произведения дети этого возраста ориентируются уже не на одно, а на два или несколько средств музыкальной выразительности (темп и тембр; темп и динамику; темп, тембр и динамику одновременно). У большего, чем в предыдущей возрастной группе, числа детей появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, и, соответственно, значительно обогащаются индивидуальная интерпретация музыки, возникающие во время слушания внемузыкальные образы и ассоциации. Восприятие музы­кального образа становится более адекватным, что связано с достаточно высоким уровнем развития системы музыкаль­ных способностей, мышления, воображения.

Дети усваивают понятие «жанр» — ключевое понятие как музыкального, так и любого другого искусства (инструмен­тальная и вокальная музыка; марш, песня, танец; русская плясовая, вальс, полька и др.). Обобщаются представления и о форме музыкального произведения (одно-, двух-, трехчастная форма). Легче всего дети определяют ее, занимаясь музыкальным движением и играя в оркестре.

У детей данного возраста в достаточной степени развиты музыкальные способности - чувство ритма, музыкальный слух, необходимо закреплять все приобретенные детьми навыки, знания и умения. Объем их музыкальных и двигательных навыков возрастает. В этом возрасте у детей формируется способность понимать поставленную перед ними задачу, самостоятельно выполнять указания. К выполнению задания дети подходят осознанно, умеют давать оценку своей деятельности и стремятся все выполнить правильно. Дети старшего дошкольного возраста могут узнавать знакомые мелодии, улавливать переданное в музыке настроение, различать самые яркие средства музыкальной выразительности, умеют воплощать образ эмоционально, выразительно. Можно давать индивидуальные и групповые задания, каждому из детей предлагать выполнить роль ведущего в построениях, плясках, играх. Дети, освоившие способ выполнения задания, помогают друг другу. В связи с этим у них развивается чувство коллективизма, товарищества. В процессе исполнения игр, плясок, выполнения коллективных заданий у детей развиваются волевые и эмоциональные качества, дисциплинированность, организованность.

Происходят существенные сдвиги в области мышления - ребенок хочет знать о чем рассказывает музыка, что означает то или иное слово песни. Он способен анализировать и обобщать, делать простейшие умозаключения.

Эмоциональность. Ребенок шести лет отличается боль­шим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмо­ций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» - предчувствие собственных переживаний и переживаний дру­гих людей, связанных с результатами тех или иных дейст­вий и поступков («Если я спою маме песенку, она очень обрадуется»). Эмпатия в этом возрасте проявляется не только в сочувст­вии и сопереживании другому человеку, но и в содействии ему.

Креативность. Ребенок способен к созданию нового ри­сунка, конструкции, образа фантазии, движения и т. п., ко­торые отличаются оригинальностью, вариативностью, гиб­костью и подвижностью. Шестилетнего ребенка характери­зует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию про­цесса и результата собственной деятельности, стойкая моти­вация достижений, развитое воображение. Процесс созда­ния продукта носит творческий, поисковый характер: ребе­нок ищет разные способы решения одной и той же задачи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...