Бедственное положение. Где выход?
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Ньянапоника-махатхера ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ Буддийский метод сатипаттхана Содержание Предисловие.........................................................................7 Глава I Путь внимательности: значение, цель, метод........................................................11 Глава II Сатипаттхана......................................................................27 Глава III Внимательность и ясность познания..............................31 Глава IV Четыре объекта внимания................................................63 Глава V Спокойствие ума и прозрение.........................................85 Глава VI Бирманский метод сатипаттхана и практика его упражнений.............................................97 Глава VII Внимательность к дыханию, анапанасати................... 123 Глава VIII Действенная сила внимательности...............................133 Глава IX Заключение.......................................................................179 Глава X «Великое поучение об основах внимательности».........................................195 Примечания.......................................................................215 Содержание......................................................................225
УДК 294.3 ББК 86.3
Перевод с немецкого: Н.В. фон Бок по изданию «Geistestrainig Durch Achtsamkeit. Die buddistische Satipatthana-Methode» Von Nyanaponika, Verlag Christiani Konstanz 1970. Редакторы: Л. Яфарова, Г.А. Разумова Компьютерный набор: 3. Шейн Оформление и макетирование: О. Борисов Печатается с разрешения Verlag Christiani Konstanz и Buddhist Publication Society Inc. Все права защищены. Никакая часть этого произведения не может быть опубликована без разрешения издательства © 2001 издательство «Ясный Свет» ISBN (рус) 5-87761-016-3 Издательство «Ясный Свет» 191014 Санкт-Петербург а/я 28 тел. (812) 272-07-27 факс (812) 272-07-27 E-mail: oleg@baltinform.spb.ru Подписано в печать 20.11.2001. Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Тираж 500. Издательство «Ясный Свет». 191014 С.-Петербург, а/я 28.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "БиС" Глава I Путь внимательности: значение, цель, метод
БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ГДЕ ВЫХОД?
Это сердце всегда полно страха, Ум постоянно наполнен опасениями, Заботами о том, что есть, что может случиться. Существует ли жизнь, свободная от тревоги? Сообщи мне это в ответ на мой вопрос!1 Заблуждение во внешнем, заблуждение во внутреннем... В заблуждениях запутались все люди. И вот я спрашиваю тебя, о Тотама: Кто может полностью разрушить заблуждения?1
Как своевременно звучат стихи! Тем не менее эти полные тревоги вопросы были заданы еще в далекой Индии около двух с половиной тысяч лет назад; они были обращены к великому учителю человечества - к Будде. Не в меньшей степени близким для нас оказывается и ответ, который дал на них Будда всей совокупностью своего учения, ибо в этом учении он указывает путь избавления от страха, тревоги и заблуждений. Источник того породившего страх бедствия, в котором живет человек с незапамятных времен, Будда увидел в самом человеческом уме. Однако он усмотрел также и тот факт, что в глубинной структуре именно этого ума лежит путь, выводящий человека из бедственного положения; и он говорит об этом пути в следующем стихе: Также и в бедствии существует ученье, ведущее к достижению ниббаны? С расцветом правильной бдительности Ваш ум достигает совершенства.4
Бедственное положение, о котором сказано в этом стихе, ощущается современным человеком с особой остротой. Среди устрашающе возросшего населения Земли и непрерывно усложняющейся структуры общества отдельному индивиду становится все труднее обеспечить для себя хотя бы в малой степени личную свободу, все более и более трудно освободиться от навязываемых семьей и профессией «общественных обязанностей» и выкроить себе хоть немного времени для отдыха или полного одиночества. Это давление еще более усиливается вследствие внутренних и внешних напряжений и конфликтов. Поэтому у такого человека, который не пожелал уступить без сопротивления подобным обстоятельствам, а все еще чувствует внутреннее противодействие им, возрастает ощущение опасности, тягостности и бессмысленности всего механизма жизни.
И вот в цитированном выше стихе Будда говорит, что даже в этом бедственном положении находится путь к свободе, по которому мы может идти. И этот путь - путь правильного внимания; Будда добавляет, что этот путь ведет не только к свободе, но даже к окончательному освобождению от страдания, к ниббане. Для того, чтобы в то далекое время в столь простой и незначительной функции ума, какой является внимание, найти такие могучие возможности, чтобы развить эти возможности, было необходимо в самом деле совершенное пробуждение (как раз это и означает слово «Будда»). Нельзя сказать, чтобы и на Западе полностью отсутствовало понимание того, какими обширными возможностями обладает внимание5. Здесь мы хотим только напомнить слова Жан-Поля: «Гений — это осмотрительность». Именно таким гением был Будда, поскольку он как раз в этой осмотрительности, в ясности сознания, т.е. в правильном внимании, увидел выход из внешних и внутренних бедствий и точно описал этот путь. Он описал его прежде всего в своем поучении об «основах внимания», или «Сатипаттхана-сутте», перевод который включен в настоящую книгу в главе X. Этот учебный текст начинается и заканчивается такими убедительными словами, какие едва ли можно найти в другом поучении Будды; данное обстоятельство указывает на то значение, которое сам Будда придавал пути правильного внимания. Здесь мы приводим эти вводные и заключительные слова текста; для большей ясности они даются в свободном, слегка расширенном изложении: «О ученики, есть один-единственный [и прямой] путь, ведущий к очищению сущности, т.е. к просветлению ума от всяческих заблуждений, к преодолению страха и тревог; путь, который [многообразными способами] ведет к уничтожению и исчезновению горя и страданий, к освобождению от горестей и печалей, к обретению правильной дороги (т.е. действенной методики), к осуществлению свободы от заблуждения, к ниб-бане. И этот путь заключается в развитии четырех основ внимательности»6.
Если человек, почитаемый в течение более чем двух с половиной тысячелетий многими миллионами людей, как просветленный и несравненный учитель, дает свое наставление в столь подчеркнутой форме, если он ставит при этом такую высокую цель, какая указана в приведенных выше словах, подобное наставление, несомненно, заслуживает серьезного внимания. Поэтому цель данной книги состоит в том, чтобы оказать помощь читателям в понимании этого значительного практического текста, в том, чтобы дать указания, касающиеся содержащегося в нем метода духовного воспитания. Это делается в убеждении, что усвоенные с его помощью способы систематического развития внимания и ясности сознания представляют собой простой, основательный и действенный метод, который поможет человеку в его повседневных затруднениях и волнениях. Кроме того такой метод должен подготовить человека к высочайшей цели - к окончательному освобождению духа от трех величайших носителей страдания: алчности,ненависти, ослепления. Правильное внимание - это непременное условие и основание правильной жизни и правильного мышления; поэтому оно заключает в себе жизненно важную весть для каждого человека - не только для убежденных буддистов, но и для всех тех людей, которые пожелают взять на себя труд по приобретению столь трудного мастерства в управлении умом; для тех, кто хочет развить скрытые или подавленные внутренние способности для приобретения большей внутренней силы, более глубокого и чистого счастья. Этот путь полезен сегодня так же, как и две с половиной тысячи лет назад; он пригоден как для стран Запада, так и для стран Востока, для людей мирского направления и для монахов в уединенных кельях. В цитированных выше первых словах поучения говорится, что этот путь ведет к избавлению от страдания. Разве не к этому именно стремится каждый человек? Чтобы достичь того, что любой человек всегда считал своим счастьем, необходимо по-настоящему постараться отбросить от себя или, по крайней мере, уменьшить то, что препятствует счастью, а именно: повседневные заботы, разочарования, конфликты. Страдание в его разнообразных формах является всеобщим переживанием человека; поэтому путь к смягчению и в конце концов к устранению этого страдания, конечно, имеет величайшее значение для всего человечества.
Последняя цель пути правильного внимания, - как и всего учения Будды в целом, - это окончательное разрушение страдания благодаря полному преодолению алчности, ненависти и заблуждения. Разумеется, такая цель для отдельного индивида может находиться в весьма отдаленном будущем, однако путь к ней указан Буддой с ясностью и определенностью. Это и есть благородный восьмеричный путь избавления от страданий, и правильное внимание оказывается непременным условием и безотказным помощником на всех этапах этого пути, ведущего все выше и выше. Для того, чтобы добиться на нем непрерывного продвижения, необходимо, однако, воспитание ума при помощи медитации. Мы употребляем здесь слово «медитация» в широком его смысле: это просветление сознания, его возвышение; таким образом метод сатипаттхана, предложенный Буддой, т.е. развитие правильного внимания, можно назвать наиболее подходящим для людей Запада введением в медитацию. В этом медитативном воспитании ума, несомненно, решающим фактором движения вперед являются методические упражнения с некоторым избранным объектом внимания; и здесь будут даны указания относительно таких упражнений. Однако почти столь же важным, как регулярная медитация, здесь будет применение и развитие внимания в рамках повседневной жизни. Достигнутое благодаря этому расширенное сознание на более высоком уровне поможет методическим упражнениям в медитации; а первые успехи, достигнутые в повседневной жизни благодаря вниманию, станут обнадеживающим фактором, с которым окажется вообще возможным начать непривычный для многих жителей Запада путь постоянной медитации. Однако каким трудным оказывается такое начало! - ведь тут речь идет о новой ориентации в жизни и мышлении. И все же нам станет ясно, насколько все это необходимо, если мы еще раз бросим взгляд на исходный пункт наших рассуждений: на человеческое существование в этом мире, постоянно наполненное бедствиями и заботами. Неслыханным образом сменяют друг друга кризисы в жизни целых групп людей и народов, а промежуточные периоды мира и безопасности оказываются лишь временными - и в пространственном отношении чересчур ограниченными. Столь же ограниченной оказывается и способность отдельного человека или групп людей выдерживать эти кризисы без сильнейшего телесного, экономического, душевного и морального ущерба. Поэтому не следует забывать о том, что внешние возможности, а также внутренняя сила, необходимая для того, чтобы все начать сначала и совершить полный переворот в жизни, добиться самообновления, - не являются неисчерпаемыми. Мы никогда не знаем - может быть, именно это мгновение, именно эта сиюминутная ситуация в последний раз открывает нам доступ к более высоким возможностям. Нам неизвестно, не является ли последней та сила, которая струится сейчас в наших жилах и которая, хотя она и невелика, все еще дает нам способность выносить наши трудности. Поэтому именно данное мгновенье оказывается столь драгоценным. Не дадим ему пройти мимо! - призывает нас Будда.
Послание Будды приходит на Запад, как путь помощи, как ответ на потребности нашего времени, которые суть не что иное, как одна из видимых форм постоянно существующего во все времена человеческого страдания. Учение Будды не призывает к бегству от настоящего времени, потому что и в своем самом определенном осуществлении это учение не есть уход от мира, а преодоление мира благодаря его познанию и овладению им. Учение Будды не является.и уходом в чуждые всякой деятельности отвлеченные размышления, которые разделываются с проблемами современности с дешевым жестом превосходства. Это не напиток забвения, при помощи которого можно убежать от серой, слишком мучительной повседневности в какой-то яркокрасочный и экзотический культ. Оно не дает никакой пищи стремлению уйти от чересчур знакомой и болезненно стесняющей обстановки в некую привлекательную даль, принимаемую за простор освобождения; ибо при таких стремлениях мы забываем о том, что любая далекая перспектива для того, кто живет в ней, оказываетсяч чем-то весьма от него недалеким; да и все действительно далекое, подобно нашей здешней обстановке, заключает в себе два аспекта - связанность и свободу. А то, каким из этих двух аспектов оно обернется, снова зависит от нас самих, от нашего собственного ума. УЧЕНИЕ ОБ УМЕ Учение Будды имеет дело не с чем-то далеким и чуждым, а с близким, находящимся непосредственно перед нами фактом, с тем, что для нас ближе всего, - с человеческим умом. Человеческий ум являет собой исходный пункт и узловой пункт учения Будды, а также и наивысшую его точку, ибо его цель, насколько ее можно выразить в словах,- это освобожденный и достигший целостности ум. Следует поразмыслить над таким показательным фактором. Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и Землю...», тогда как «Дхаммапада», одна из прекраснейших и наиболее известных книг буддийского канона, открывается словами: «Дхаммы обусловлены разумом, их лучшая часть - разум, из разума они сотворены». Эти слова, которые неизбежно производят глубокое впечатление на читателя, представляют собой спокойный и негромкий, однако непоколебимый ответ Будды на библейское верование. Ум - это самое близкое к нам явление, потому что только через него, через сознание и его разнообразные функции нам дается так называемый внешний мир, включая и наше собственное тело. «Если познан ум, познаны и все вещи», -говорится в одном из текстов махаяны, в «Ратнамегха-сутре». Ум - источник всего добра и зла, которые совершаются внутри нас или происходят вне нас. Об этом учат уже первые два стиха «Дхаммапады», начало которых мы только что привели; то же самое говорится и в следующих словах Будды: «И то, что имеется в дурных вещах, то, что связано с дурным, то, что свойственно дурному, — все это исходит из ума. И то, что имеется в хороших вещах, то, что связано с добром, то, что свойственно добру, — все это исходит из ума». /Ангуттара-никая», кн.1, текст 13/ Поэтому тот поворот, который необходимо совершить человеческому уму в его нынешнем кризисе, обязательно должен быть внутренним поворотом, движеньем вглубь самого себя. Лишь благодаря внутреннему превращению изменяется внешнее, хотя бы даже это изменение происходило очень медленно. Если внутренний центр будет крепким и упорядоченным, непременно случится так, что периферчес-кие заблуждения мало-помалу прояснятся, и все как бы само собой придет в порядок, соответствующий ясности внутреннего центра. Точно так же порядок или хаос внутри общества вытекают из порядка или хаоса ума. Это не означает, что нам следует просто ждать наступления того дня,-который, кстати, никогда не приходит, - когда «в одно прекрасное время все люди станут хорошими». Наоборот, опыт и история свидетельствуют о том, что зачастую для построения «силовых центров добра» требовалось лишь чрезвычайно малое число благородных, решительных и проницательных людей, а затем к ним присоединялись массы тех кто не имеет мужества идти первым, однако готов следовать за кем-то. Разумеется, как показывает история человечества с древнейших времен, сказанное относится также и к силам зла. Все же одним из утешительных фактов является то обстоятельство в этом мире, что силы добра, как и силы зла, обладают заражающей способностью. Добро способно захватить других, если только оно имеет доверие к самому себе. Поэтому, как говорится в одном из текстов Махаяны: «Следует глубоко укоренить в добре собственный ум, пропитать его плодоносным ливнем истинного учения, очистить от помех, придать ему силу своей энергией». /Гандавъюка-сутра/ Таким образом спасающая весть Будды как раз и заключается в оказании помощи уму. Никто другой, кроме Него, кроме Просветленного, не оказал такой помощи со всей полнотой, основательностью и действенностью. Мы утверждаем это, несмотря на величайшее уважение к выдающимся открытиям и успешным терапевтическим результатам современной глубинной психологии, которая - прежде всего в лице такой великой личности, как К.Г.Юнг, совершила решительный поворот в сторону религиозности и восточной мудрости. Несомненно, глубинная психология может дополнить учение Будды об уме в теоретических и практических деталях, перевести его на язык современной науки и в своих лечебных приемах применить его к отдельным проблемам нашего времени. Однако основные, решающие принципы буддийского учения о психике - прежде всего в их практических частях - остаются независимыми от чередования времени и смены научных теорий. Потому что основные ситуации человеческой сущности всегда повторяются, хотя и в новом обличий, а основные факты человеческого психо-телесного организма, с которыми должна считаться каждая система воспитания ума, остаются также по сути своей неизменными. Буддийское учение об уме основано на ясном понимании этих основных фактов и ситуаций человеческого существования; и данное обстоятельство придает ему вневременной характер, делает его всегда современным. Итак, послание Будды как учение о психике человека учит нас трем видам знания: — оно учит познанию ума, того ума, который так близок нам — и в то же время совсем для нас неизвестен; — оно учит формированию ума, того ума, который столь упрям и вместе с тем столь покорен; · оно учит освобождению ума, того ума, который опутан столь многими узами и вместе с тем способен стать свободным здесь и сейчас же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|