Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бедственное положение. Где выход?




Ньянапоника-махатхера

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

КАК СРЕДСТВО

ДУХОВНОГО

ВОСПИТАНИЯ

Буддийский метод сатипаттхана

Содержание

Предисловие.........................................................................7

Глава I

Путь внимательности:

значение, цель, метод........................................................11

Глава II

Сатипаттхана......................................................................27

Глава III

Внимательность и ясность познания..............................31

Глава IV

Четыре объекта внимания................................................63

Глава V

Спокойствие ума и прозрение.........................................85

Глава VI

Бирманский метод сатипаттхана

и практика его упражнений.............................................97

Глава VII

Внимательность к дыханию, анапанасати................... 123

Глава VIII

Действенная сила внимательности...............................133

Глава IX

Заключение.......................................................................179

Глава X

«Великое поучение

об основах внимательности».........................................195

Примечания.......................................................................215

Содержание......................................................................225

 

УДК 294.3 ББК 86.3

 

Перевод с немецкого: Н.В. фон Бок

по изданию

«Geistestrainig Durch Achtsamkeit. Die buddistische Satipatthana-Methode» Von Nyanaponika, Verlag Christiani Konstanz 1970.

Редакторы: Л. Яфарова, Г.А. Разумова

Компьютерный набор: 3. Шейн Оформление и макетирование: О. Борисов

Печатается с разрешения Verlag Christiani Konstanz

и Buddhist Publication Society Inc.

Все права защищены. Никакая часть этого произведения

не может быть опубликована без разрешения издательства

© 2001 издательство «Ясный Свет»

ISBN (рус) 5-87761-016-3

Издательство «Ясный Свет»

191014 Санкт-Петербург а/я 28

тел. (812) 272-07-27 факс (812) 272-07-27

E-mail: [email protected]

Подписано в печать 20.11.2001.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная. Тираж 500.

Издательство «Ясный Свет». 191014 С.-Петербург, а/я 28.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО "БиС"

Глава I

Путь внимательности: значение, цель, метод

 

БЕДСТВЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. ГДЕ ВЫХОД?

 

Это сердце всегда полно страха,

Ум постоянно наполнен опасениями,

Заботами о том, что есть, что может случиться.

Существует ли жизнь, свободная от тревоги?

Сообщи мне это в ответ на мой вопрос!1

Заблуждение во внешнем, заблуждение во внутреннем...

В заблуждениях запутались все люди.

И вот я спрашиваю тебя, о Тотама:

Кто может полностью разрушить заблуждения?1

 

Как своевременно звучат стихи! Тем не менее эти полные тревоги вопросы были заданы еще в далекой Индии около двух с половиной тысяч лет назад; они были обращены к великому учителю человечества - к Будде. Не в меньшей степени близким для нас оказывается и ответ, который дал на них Будда всей совокупностью своего учения, ибо в этом учении он указывает путь избавления от страха, тревоги и заблуждений. Источник того породившего страх бедствия, в котором живет человек с незапамятных времен, Будда увидел в самом человеческом уме. Однако он усмотрел так­же и тот факт, что в глубинной структуре именно этого ума лежит путь, выводящий человека из бедственного положе­ния; и он говорит об этом пути в следующем стихе:

Также и в бедствии существует ученье,

ведущее к достижению ниббаны?

С расцветом правильной бдительности

Ваш ум достигает совершенства.4

 

Бедственное положение, о котором сказано в этом стихе, ощущается современным человеком с особой остротой. Сре­ди устрашающе возросшего населения Земли и непрерывно усложняющейся структуры общества отдельному индивиду становится все труднее обеспечить для себя хотя бы в малой степени личную свободу, все более и более трудно освободиться от навязываемых семьей и профессией «обществен­ных обязанностей» и выкроить себе хоть немного времени для отдыха или полного одиночества. Это давление еще бо­лее усиливается вследствие внутренних и внешних на­пряжений и конфликтов. Поэтому у такого человека, кото­рый не пожелал уступить без сопротивления подобным об­стоятельствам, а все еще чувствует внутреннее противодей­ствие им, возрастает ощущение опасности, тягостности и бессмысленности всего механизма жизни.

И вот в цитированном выше стихе Будда говорит, что даже в этом бедственном положении находится путь к сво­боде, по которому мы может идти. И этот путь - путь пра­вильного внимания; Будда добавляет, что этот путь ведет не только к свободе, но даже к окончательному освобождению от страдания, к ниббане.

Для того, чтобы в то далекое время в столь простой и незначительной функции ума, какой является внимание, най­ти такие могучие возможности, чтобы развить эти возмож­ности, было необходимо в самом деле совершенное про­буждение (как раз это и означает слово «Будда»). Нельзя сказать, чтобы и на Западе полностью отсутствовало пони­мание того, какими обширными возможностями обладает внимание5. Здесь мы хотим только напомнить слова Жан-Поля: «Гений — это осмотрительность». Именно таким ге­нием был Будда, поскольку он как раз в этой осмотритель­ности, в ясности сознания, т.е. в правильном внимании, уви­дел выход из внешних и внутренних бедствий и точно описал этот путь.

Он описал его прежде всего в своем поучении об «осно­вах внимания», или «Сатипаттхана-сутте», перевод кото­рый включен в настоящую книгу в главе X. Этот учебный текст начинается и заканчивается такими убедительными словами, какие едва ли можно найти в другом поучении Будды; данное обстоятельство указывает на то значение, которое сам Будда придавал пути правильного внимания. Здесь мы приводим эти вводные и заключительные слова текста; для большей ясности они даются в свободном, слег­ка расширенном изложении:

«О ученики, есть один-единственный [и прямой] путь, ве­дущий к очищению сущности, т.е. к просветлению ума от всяческих заблуждений, к преодолению страха и тревог; путь, который [многообразными способами] ведет к уничтожению и исчезновению горя и страданий, к освобождению от горестей и печалей, к обретению правильной дороги (т.е. действенной методики), к осуществлению свободы от заблуждения, к ниб-бане. И этот путь заключается в развитии четырех основ внимательности»6.

Если человек, почитаемый в течение более чем двух с половиной тысячелетий многими миллионами людей, как просветленный и несравненный учитель, дает свое настав­ление в столь подчеркнутой форме, если он ставит при этом такую высокую цель, какая указана в приведенных выше словах, подобное наставление, несомненно, заслуживает серьезного внимания.

Поэтому цель данной книги состоит в том, чтобы оказать помощь читателям в понимании этого значительного прак­тического текста, в том, чтобы дать указания, касающиеся содержащегося в нем метода духовного воспитания. Это делается в убеждении, что усвоенные с его помощью спосо­бы систематического развития внимания и ясности созна­ния представляют собой простой, основательный и действен­ный метод, который поможет человеку в его повседневных затруднениях и волнениях. Кроме того такой метод должен подготовить человека к высочайшей цели - к окончательно­му освобождению духа от трех величайших носителей стра­дания: алчности,ненависти, ослепления.

Правильное внимание - это непременное условие и осно­вание правильной жизни и правильного мышления; поэтому оно заключает в себе жизненно важную весть для каждого человека - не только для убежденных буддистов, но и для всех тех людей, которые пожелают взять на себя труд по приобретению столь трудного мастерства в управлении умом; для тех, кто хочет развить скрытые или подавленные внутренние способности для приобретения большей внут­ренней силы, более глубокого и чистого счастья. Этот путь полезен сегодня так же, как и две с половиной тысячи лет назад; он пригоден как для стран Запада, так и для стран Востока, для людей мирского направления и для монахов в уединенных кельях.

В цитированных выше первых словах поучения говорит­ся, что этот путь ведет к избавлению от страдания. Разве не к этому именно стремится каждый человек? Чтобы достичь того, что любой человек всегда считал своим счастьем, не­обходимо по-настоящему постараться отбросить от себя или, по крайней мере, уменьшить то, что препятствует счас­тью, а именно: повседневные заботы, разочарования, конф­ликты. Страдание в его разнообразных формах является всеобщим переживанием человека; поэтому путь к смягче­нию и в конце концов к устранению этого страдания, конеч­но, имеет величайшее значение для всего человечества.

Последняя цель пути правильного внимания, - как и все­го учения Будды в целом, - это окончательное разрушение страдания благодаря полному преодолению алчности, не­нависти и заблуждения. Разумеется, такая цель для отдель­ного индивида может находиться в весьма отдаленном бу­дущем, однако путь к ней указан Буддой с ясностью и опре­деленностью. Это и есть благородный восьмеричный путь избавления от страданий, и правильное внимание оказыва­ется непременным условием и безотказным помощником на всех этапах этого пути, ведущего все выше и выше. Для того, чтобы добиться на нем непрерывного продвижения, необхо­димо, однако, воспитание ума при помощи медитации.

Мы употребляем здесь слово «медитация» в широком его смысле: это просветление сознания, его возвышение; таким образом метод сатипаттхана, предложенный Буддой, т.е. развитие правильного внимания, можно назвать наиболее подходящим для людей Запада введением в медитацию.

В этом медитативном воспитании ума, несомненно, решающим фактором движения вперед являются методичес­кие упражнения с некоторым избранным объектом внима­ния; и здесь будут даны указания относительно таких уп­ражнений. Однако почти столь же важным, как регулярная медитация, здесь будет применение и развитие внимания в рамках повседневной жизни. Достигнутое благодаря этому расширенное сознание на более высоком уровне поможет методическим упражнениям в медитации; а первые успехи, достигнутые в повседневной жизни благодаря вниманию, станут обнадеживающим фактором, с которым окажется вообще возможным начать непривычный для многих жите­лей Запада путь постоянной медитации.

Однако каким трудным оказывается такое начало! - ведь тут речь идет о новой ориентации в жизни и мышлении. И все же нам станет ясно, насколько все это необходимо, если мы еще раз бросим взгляд на исходный пункт наших рас­суждений: на человеческое существование в этом мире, по­стоянно наполненное бедствиями и заботами. Неслыхан­ным образом сменяют друг друга кризисы в жизни целых групп людей и народов, а промежуточные периоды мира и безопасности оказываются лишь временными - и в простран­ственном отношении чересчур ограниченными. Столь же ог­раниченной оказывается и способность отдельного челове­ка или групп людей выдерживать эти кризисы без сильней­шего телесного, экономического, душевного и морального ущерба. Поэтому не следует забывать о том, что внешние возможности, а также внутренняя сила, необходимая для того, чтобы все начать сначала и совершить полный перево­рот в жизни, добиться самообновления, - не являются неис­черпаемыми. Мы никогда не знаем - может быть, именно это мгновение, именно эта сиюминутная ситуация в послед­ний раз открывает нам доступ к более высоким возможнос­тям. Нам неизвестно, не является ли последней та сила, которая струится сейчас в наших жилах и которая, хотя она и невелика, все еще дает нам способность выносить наши трудности. Поэтому именно данное мгновенье оказывается столь драгоценным. Не дадим ему пройти мимо! - призыва­ет нас Будда.

Послание Будды приходит на Запад, как путь помощи, как ответ на потребности нашего времени, которые суть не что иное, как одна из видимых форм постоянно существую­щего во все времена человеческого страдания. Учение Буд­ды не призывает к бегству от настоящего времени, потому что и в своем самом определенном осуществлении это уче­ние не есть уход от мира, а преодоление мира благодаря его познанию и овладению им. Учение Будды не является.и ухо­дом в чуждые всякой деятельности отвлеченные размышле­ния, которые разделываются с проблемами современности с дешевым жестом превосходства. Это не напиток забвения, при помощи которого можно убежать от серой, слишком мучительной повседневности в какой-то яркокрасочный и экзотический культ. Оно не дает никакой пищи стремлению уйти от чересчур знакомой и болезненно стесняющей об­становки в некую привлекательную даль, принимаемую за простор освобождения; ибо при таких стремлениях мы за­бываем о том, что любая далекая перспектива для того, кто живет в ней, оказываетсяч чем-то весьма от него недалеким; да и все действительно далекое, подобно нашей здешней обстановке, заключает в себе два аспекта - связанность и свободу. А то, каким из этих двух аспектов оно обернется, снова зависит от нас самих, от нашего собственного ума.

УЧЕНИЕ ОБ УМЕ

Учение Будды имеет дело не с чем-то далеким и чуждым, а с близким, находящимся непосредственно перед нами фак­том, с тем, что для нас ближе всего, - с человеческим умом. Человеческий ум являет собой исходный пункт и узловой пункт учения Будды, а также и наивысшую его точку, ибо его цель, насколько ее можно выразить в словах,- это осво­божденный и достигший целостности ум.

Следует поразмыслить над таким показательным фактором. Библия начинается словами: «В начале сотворил Бог небо и Землю...», тогда как «Дхаммапада», одна из прекрас­нейших и наиболее известных книг буддийского канона, от­крывается словами: «Дхаммы обусловлены разумом, их луч­шая часть - разум, из разума они сотворены». Эти слова, которые неизбежно производят глубокое впечатление на читателя, представляют собой спокойный и негромкий, од­нако непоколебимый ответ Будды на библейское верование.

Ум - это самое близкое к нам явление, потому что только через него, через сознание и его разнообразные функции нам дается так называемый внешний мир, включая и наше собственное тело. «Если познан ум, познаны и все вещи», -говорится в одном из текстов махаяны, в «Ратнамегха-сутре».

Ум - источник всего добра и зла, которые совершаются внутри нас или происходят вне нас. Об этом учат уже пер­вые два стиха «Дхаммапады», начало которых мы только что привели; то же самое говорится и в следующих словах Будды:

«И то, что имеется в дурных вещах, то, что связано с дурным, то, что свойственно дурному, — все это исходит из ума. И то, что имеется в хороших вещах, то, что связано с добром, то, что свойственно добру, — все это исходит из ума». /Ангуттара-никая», кн.1, текст 13/

Поэтому тот поворот, который необходимо совершить человеческому уму в его нынешнем кризисе, обязательно должен быть внутренним поворотом, движеньем вглубь са­мого себя. Лишь благодаря внутреннему превращению из­меняется внешнее, хотя бы даже это изменение происходи­ло очень медленно. Если внутренний центр будет крепким и упорядоченным, непременно случится так, что периферчес-кие заблуждения мало-помалу прояснятся, и все как бы само собой придет в порядок, соответствующий ясности внутреннего центра. Точно так же порядок или хаос внутри общества вытекают из порядка или хаоса ума. Это не озна­чает, что нам следует просто ждать наступления того дня,-который, кстати, никогда не приходит, - когда «в одно прекрасное время все люди станут хорошими». Наоборот, опыт и история свидетельствуют о том, что зачастую для постро­ения «силовых центров добра» требовалось лишь чрезвы­чайно малое число благородных, решительных и прони­цательных людей, а затем к ним присоединялись массы тех кто не имеет мужества идти первым, однако готов следо­вать за кем-то. Разумеется, как показывает история челове­чества с древнейших времен, сказанное относится также и к силам зла. Все же одним из утешительных фактов является то обстоятельство в этом мире, что силы добра, как и силы зла, обладают заражающей способностью. Добро способно захватить других, если только оно имеет доверие к самому себе. Поэтому, как говорится в одном из текстов Махаяны:

«Следует глубоко укоренить в добре собственный ум, пропи­тать его плодоносным ливнем истинного учения, очистить от помех, придать ему силу своей энергией».

/Гандавъюка-сутра/

Таким образом спасающая весть Будды как раз и заклю­чается в оказании помощи уму. Никто другой, кроме Него, кроме Просветленного, не оказал такой помощи со всей полнотой, основательностью и действенностью. Мы утверж­даем это, несмотря на величайшее уважение к выдающимся открытиям и успешным терапевтическим результатам со­временной глубинной психологии, которая - прежде всего в лице такой великой личности, как К.Г.Юнг, совершила ре­шительный поворот в сторону религиозности и восточной мудрости. Несомненно, глубинная психология может до­полнить учение Будды об уме в теоретических и практичес­ких деталях, перевести его на язык современной науки и в своих лечебных приемах применить его к отдельным про­блемам нашего времени. Однако основные, решающие прин­ципы буддийского учения о психике - прежде всего в их практических частях - остаются независимыми от чередо­вания времени и смены научных теорий. Потому что основ­ные ситуации человеческой сущности всегда повторяются, хотя и в новом обличий, а основные факты человеческого психо-телесного организма, с которыми должна считаться каждая система воспитания ума, остаются также по сути своей неизменными. Буддийское учение об уме основано на ясном понимании этих основных фактов и ситуаций челове­ческого существования; и данное обстоятельство придает ему вневременной характер, делает его всегда современ­ным.

Итак, послание Будды как учение о психике человека учит нас трем видам знания:

— оно учит познанию ума, того ума, который так близок нам — и в то же время совсем для нас неизвестен;

— оно учит формированию ума, того ума, который столь упрям и вместе с тем столь покорен;

· оно учит освобождению ума, того ума, который опутан столь многими узами и вместе с тем способен стать свобод­ным здесь и сейчас же.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...