Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-естественный отбор как закон развития общества




По закону естественного отбора слабые особи должны погибать; во избежание деградации вида, потомство должны оставлять только сильные особи. Человечество отнюдь не деградирует из-за того, что слабые индивиды имеют шанс оставлять потомство. Какое же событие столь радикально изменило ход эволюции живой природы? Многое говорит в пользу гипотезы, что «первым историческим актом» стал дележ добычи между членами стаи антропоидов. Дележ - акт гуманности, так как благодаря нему пищу получали даже слабые члены сообщества. А с чего же и начаться человеку, как не с акта человечности? Человек - по своему определению носитель человечности.

Поскольку дележ дает шанс на выживание слабым индивидам, он в корне противоречит естественному отбору. Поэтому ни одна биологическая потребность не могла стимулировать укоренение дележа. Дележ сохранялся и принимал все более развитые формы благодаря качественно новым способностям и потребностям. Первоначально дележ развивал не сознание, а подсознание. Оно могло проявляться в том, что охотник, принесший добычу, вознаграждался при дележе лучшей долей, но это не главное. Его встречали радостные звуки и жесты сородичей, выражающие одобрение. По общему закону развития потребностно-способностной структуры, способность воспринимать одобрение обернулась потребностью в одобрении - потребностью в славе. В отличие от потребности в пище эта потребность "ненасытна", она побуждает совершенствовать орудия и методы их использования даже тогда, когда пища имеется в изобилии. Способность совершенствовать орудия породила еще одну новую потребность: заниматься избранной деятельностью "из любви к искусству". Таким образом, производство предметов потребностей, основанное на систематическом использовании орудий, возникло (как это ни парадоксально) не в силу биологических потребностей в пище и т.д. (их имеют и животные), а в связи с появлением ведущих потребностей, имеющих сугубо общественную природу.

С появлением дележа возник и вопрос, каким должен быть распределительный принцип - принцип, по которому распределяются между членами сообщества предметы и средства потребностей. Все проблемы нравственности и морали, содержание понятий справедливости, добра и зла, равенства и свободы - все это, так или иначе, связано с распределительным принципом. Все войны и революции, восстания и мятежи, заговоры и перевороты, все потрясения, составляющие содержание всемирной истории - это не что иное, как борьба людей за изменения принципа распределения жизненных благ. Способность изменять распределительный принцип породила "бескорыстную" потребность в справедливом устройстве общества, движущую революционерами, религиозными деятелями и т.д. («я хату покинул, ушел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать»). Таким образом, дележ добычи добавил к первичным (неотложным) и вторичным потребностям третий класс потребностей, которые можно назвать "ведущими потребностями". Их особенность в том, что они определяют стратегию жизнедеятельности человека, "ведут" его по жизни.

Ход развития человеческого общества определяет борьба между сообществами людей. На ранних стадиях развития человечества, сообщества (племена, государства) вели бесконечные войны друг с другом. Логика естественного отбора стала такой: сообщества, достигшие более высокого уровня боеспособности, уничтожали менее боеспособные сообщества. Тем самым естественный отбор трансформировался в социально-естественный (отбор сообществ). Побеждали сообщества наиболее многочисленные, лучше вооруженные и обмундированные, т.е. сообщества с наиболее развитыми производительными силами.

Один из важнейших факторов развития производительных сил – распределительный принцип, принятый в сообществе. Принципы дележа в сообществах складывались стихийно. В одних сообществах этот принцип был более гуманным: долю добычи получали и самые слабые, в других - менее гуманным. Кто из них оказывался победителем? Чаще победу одерживали сообщества с более гуманными принципами дележа, так как применение орудий изменило сами понятия силы и слабости (вспомним Давида и Голиафа). Кроме того, издревле среди слабых индивидов были изобретатели. Гуманность оборачивалась экономической выгодой, военной мощью.

Распределение предметов потребностей всегда происходит при их дефиците. Существует оптимальный распределительный принцип, при котором сообщество получит наибольшую отдачу от деятельности своих членов. Это будет в том случае, когда землей обладают наиболее умелые хлеборобы, лаборатории и институты предоставлены самым талантливым ученым и т.д. Следовательно, закон социально-естественного отбора сообществ (закон развития общества) можно сформулировать так: в ходе социально-естественного отбора побеждают те сообщества, чей распределительный принцип наиболее близок к оптимальному варианту «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы потребностей».

Этот закон можно сформулировать иначе. Условимся называть термином «гуманность» любые действия, которые способствуют оптимальному удовлетворению здоровых потребностей людей. Проявление гуманности по отношению к человеку содействует реализации его способностей, т.е. увеличивает производительность этого человека. Следовательно, все гуманное разумно (экономически целесообразно). И наоборот, любая экономически целесообразная (т.е. разумная) акция способствует удовлетворению потребностей, так как увеличивает количество предметов потребностей; следовательно, все разумное – гуманно. Все гуманное – разумно, все разумное - гуманно – такова еще одна формулировка закона развития общества.

Для того чтобы побеждать в ходе социально-естественного отбора, сообщество должно постоянно повышать средний уровень развития способностей своих членов, т.е. двигаться по пути научно-технического и социального прогресса. Но востребование способностей более высокого уровня невозможно без повышения среднего уровня удовлетворения потребностей членов сообщества, т.е. без повышения гуманности общественных отношений. Таким образом, социально-естественный отбор, направляя развитие сообществ в русло повышения среднего уровня удовлетворения потребностей, предстает как закон гуманизации общества: в ходе социально-естественного отбора побеждают сообщества с более гуманными общественными отношениями, а сообщества, хронически отстающие по уровню гуманности общественных отношений, сходят с исторической сцены.

Закон гуманизации общества не предполагает равенства всех членов сообщества. Бесконфликтного принципа распределения быть не может в виду принципиальной неустранимости дефицита средств и предметов потребностей: не все артисты смогут играть на сцене Большого, не каждый солдат, носящий в ранце маршальский жезл, станет маршалом и т.д. Гуманистический распределительный принцип минимизирует конфликтность распределения тем, что ранжирует членов сообщества по их производительным способностям (а не по близости к власть имущим, не по правоверности и т.д.). Не преимущества для избранных рас или господствующих классов требует закон, вытекающий из природы человека. Он требует от сообщества обеспечить оптимальное удовлетворение потребностей и развитие способностей всех его членов.

Утверждение, что ход истории представляет собой процесс стихийной гуманизации общества, может показаться парадоксом, ибо исторический путь человеческих сообществ обильно полит слезами и кровью людей. Но, во-первых, закон гуманизации общества является статистическим, т.е. проявляет себя лишь как тенденция, просматривающаяся в массе событий на больших исторических этапах. Во-вторых, гуманность в рамках данной концепции - не есть абстрактное вневременное понятие. Гуманность исторична, она несет на себе печать исторических эпох. С современной точки зрения, рабство - страшное зло. Но возникновение рабства явилось великой гуманистической революцией: ведь до его появления пленных приносили в жертву богам. С появлением рабства пленные могли удовлетворять наипервейшую потребность - потребность жить. В том и состоит "мудрость" социально-естественного отбора, что он побуждает совершать действия, объективно гуманные. Только потому и можно говорить о законе гуманизации, что речь здесь идет о гуманности, вытекающей из самой природы общественной деятельности помимо субъективных умонастроений или даже вопреки им.

Итак, в основе концепции социал-гуманизма лежат два понятия: «гуманность» и «гуманизация». Гуманизация – эволюция общественных отношений в направлении приумножения их гуманности – действий, способствующих оптимальному удовлетворению потребностей людей. Социал-гуманизм рассматривает процесс гуманизации общества, не как результат усилий филантропов или гуманистических организаций, а как объективный процесс, источник которого заключен в самой природе человеческого общества. С этих позиций началом процесса гуманизации является не какое-либо гуманистическое учение, а первый исторический акт – «событие», которое выделило человека из животного мира. Этим событием явилось возникновение дележа добычи – первого вида общественных отношений. Нет исторического акта, который имел бы более прямое отношение к очеловечиванию людей и гуманизации общества, чем акт возникновения человека и общества. Можно сказать, что история - это вечное повторение первого исторического акта, но всякий раз с новыми действующими лицами и в новых условиях. Перефразируя Ф. Энгельса, можно сказать: социал-гуманизм – не доктрина, а движение. Он исходит не из принципов, а из фактов и законов развития общества. Общество гуманизируется социально-естественным отбором, сохраняющим для исторического творчества те сообщества, чей распределительный принцип наиболее близок к гуманистическому принципу «каждому по его способностям создавать для общества средства и предметы потребностей».

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...