Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Гуманизм как государственная идеология России




Прежде всего, необходимо договориться о содержании понятия «государственная идеоло­гия». Выше мы видели, что главная функция государства, по результатам исполнения которой социально-естественный отбор выносит государствам свои приговоры, - распределение средств и предметов потребностей между согражданами. Принцип, по которому осуществляется это распределение, и является постоянным предметом политико-идеологической борьбы. Поэтому далее под государственной идеологией будем понимать принцип распределения средств и предметов потребностей, принятый данным государством. Или короче: государственная идеология – это принцип управления собственностью, принятый в данном государстве.

Эта формулировка может показаться несостоятельной, поскольку в России так идеологию не формулировали. Было: за веру, царя и отечество; потом: построение коммунизма. Нынешняя Конституция Российской Федерации гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но, во-первых, даже в этих формулировках просматривается неизменная забота государства о своих интересах в ущерб насущным интересам граждан. Во-вторых, очевиден вывод: на Руси всегда было две государственных идеологии: официальная и реальная. Последнюю народная мудрость запечатлела как раз в форме принципа управления собственностью: кто у власти, тот и у сласти. Проблема гуманизации российского общества состоит в замене этого извечного принципа, являющегося оплотом антигуманизма, на принцип, который вытекает из закона гуманизации сообществ: «каждому по его способностям создавать для сооб­щества средства и предметы по­требностей».

Обсудим этот принцип подробнее. Может показаться, что он не охватывает стариков и детей: ведь одни уже, а другие еще не производят никакой продукции. Такой вопрос возникает в связи с привычкой понимать под предметами потребностей пищу, одежду и т.д. Но сама жизнь человека представляет собой предмет потребности для многих людей. Жизнь ребенка - предмет потребности для родителей, а жизнь стариков - для детей и внуков. Жизнь людей сама по себе - предмет потребностей для врачей, учителей и т.д. Но если человек сверх того, что он живет, способен производить духовные или материальные ценности, общество дает ему средства труда соответствующие его способностям, а потом воздает по результатам его деятельности.

Новая идеология не может установиться сама собой. Ее носителем по необходимости должна стать Гуманистическая (или Социал-гуманистическая) партия. Для объяснения функции Гуманистической партии сравним общество с организмом. Источник живучести организма состоит в том, что он непрерывно отслеживает состояние каждого своего органа и по сигналу боли реагирует должным образом. Так должно быть устроено гуманистическое государство: оно должно постоянно отслеживать, в каком состоянии живут его граждане, и незамедлительно отзываться на их беды. Общество невыгодно отличается от организма тем, что оно может долго не реагировать на неблагополучие своих членов, так как у него нет аналога нервной системы. Гуманистическая партия должна играть роль «нервной сис­темы общества». Это значит, что партия должна стать непрерывно действующей службой, проникающей во все слои общества и собирающей информацию об уровне удовлетворения потребностей разных общественных групп и, прежде всего, о «болевых точках» - о страдающих людях. Эта информация передается в местное самоуправление или соответствующие органы государственной власти для устранения выявленных антигуманных явлений.

Материальным носителем «нервной системы общества» станет мощная компьютерная сеть, содержащая информацию об основных нуждах семей и трудовых ресурсах в разных регионах. На основании этой информации Гуманистическая партия будет выстраивать свою политику. Прежде чем решить, сделать ли ставку на развитие социальных выплат или стимулировать частную инициативу, гуманисты посмотрят, на что способны люди здесь и сейчас. В зависимости от состояния общества, гуманисты могут сегодня идти по пути социал-демократов, а завтра (с изменением ситуации) стать либералами. Истина конкретна. Гуманисты идут к стратегии своих действий от конкретных потребностей и способностей реально живущих людей, а не от умозрительных идей или мировоззренческих предпочтений.

Побочным эффектом непрерывного изучения состояния общества будет оперативная помощь наиболее нуждающимся семьям, беженцам и т.д. Дело в том, что у населения имеется немало бездействующих средств удовлетворения потребностей - вещей, вполне пригодных для использования, но ненужных семьям, которые ими обладают. Дело за тем, чтобы создать механизм взаимовыгодного обмена вещами и услугами между семьями.

Необъятная многонациональная Россия - это все человечество в миниатюре. Поэтому одно из двух: либо Россия будет двигаться в русле общемировой тенденции развития, избрав своей идеологией гуманистический принцип «каждому по его способностям создавать для сообщества средства и предметы потребностей». В этом случае она станет на путь ускоренного социального прогресса. Либо Россия сохранит свою извечную идеологию «кто у власти, тот и у сласти». Тогда она неизбежно проиграет в кон­курентной борьбе с сообществами, которые намного обогнали ее по уровню гуманизации обще­ственных отношений, и окажется на обочине истории. Да не будет! Сила духа и мудрость русского народа омолодят землю русскую, как это было уже не раз. Практическое воплощение гуманистической идеологии разбудит великие силы, сокрытые в многонациональном русском народе. И сбудется пророчество поэта о судьбе России:

Но я верю, расступится бездна!

И во всей полноте бытия -

Всенародно, всемирно, всезвездно -

Просияет правда твоя!

P.S. от редактора: Поддерживаем глубокий научный подход С.С.Перуанского к гуманизации российского общества. Но видим и указываем на преувеличенный объективизм социал-гуманизма и неполноту автора, дополняемого другими гуманистическими направлениями.

Современный российский гуманизм рождается не только как «реакция на атмосферу бесчеловечности», но и как обобщение истории гуманизма, и как альтернатива исчерпавшим себя старым идеологиям. Автор ограничился только современными научными поисками и не обобщил исторические типы гуманизма, не увидел других, более политизированных гуманистических направлений. Например, приоритетные национальные проекты путинской власти – государственный гуманизм. В 1990 году в Ленинграде создавалась Гуманистическая партия России, была принята её программа на основе разработанного аутентизма - гуманизма С.Семенова и сейчас там действуют коалиция «За гуманизм!» и Гуманистический союз молодежи. У всех политических партий России тоже идут гуманистические поиски, они трансформируются – модернизируются к идейно-политическому центру: центризму-гуманизму. Вятские гуманисты разрабатывают Гуманистическую альтернативу России, как идеологию и политику будущей Российской партии гуманизма, с выпуском идейно-политичекой газеты и сайтом в интернете «К гуманизму».

Гуманизм – не только общественный, но и личный, личностный источник, объективное и субъективное человечное явление и понятие, творчество и произведение. История – не только борьба (односторонний марксизм), но и единство, сотрудничество и взаимопомощь народов и классов. Кроме создания гуманных условий (кто же их создаст?), конечно, необходимо широкое массовое гуманистическое образование россиян.

Объективный стихийный закон гуманизации должен и может быть реализован через субъектный сознательный гуманистический социально-экономический механизм:

- информационное гражданское общество и разнообразие форм собственности;

- социально-ориентированные рынок и государство;

- НТП;

- приоритет интеллигенции и интеллектуальной собственности;

- всестороннее и гармоничное развитие личности – главной производительной силы общества.

Мы согласны с автором, что катализатором гуманизации, разработчиком и организатором гуманистической идеологии и политики должна стать партия гуманизма, и добавим: опирающаяся на социальный класс – интеллигенцию. Однако Гуманистическая партия Перуанского тождественна благотворительному обществу, и с идейно-политическими, государственными целями гуманизма она не справится. Сейчас теоретических идей нового гуманизма в мире и России достаточно для обобщения и разработки проекта программы РПГ. Для этого необходима творческая инициативная группа российских гуманистов. И она создается. Актуальная задача – организация сотрудничества гуманистов «всех мастей», в том числе в международном масштабе.

 

Современный гуманизм

 

В.Д. Жукоцкий,

профессор, доктор философских наук

 

В нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая нравственно-юридическая составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом. Между тем, вопросы о том, что такое современный гуманизм, что такое гуманистическое мировоззрение, гуманистическая нравственность, мышление и психология, какова система гуманистических ценностей, в чем смысл светской культуры, оказались не только не выясненными, но даже и не поставленными ни в одной из учебных дисциплин вузов и общеобразовательных школ.

Становление гражданского общества в России, продолжение демократических реформ должны опираться на широкую общественную поддержку, консолидацию общества. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, в обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, в уважении к разнообразию мировых культур, цивилизаций и народов, в готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. В Декларации подчеркивается, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентиры, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия.

Все знают, что гуманизм – это уважение и любовь к человеку, признание его высшей ценностью. Но является ли гуманизм, человечность человека, его потребность в справедливости и разумной жизни реальным фактором истории и судьбы каждого из нас, имеет ли гуманизм реальное конструктивное влияние на политику, экономику, право, наше материальное и культурное благосостояние, нашу безопасность, наконец? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности. Каждый из них требует непростого анализа и вполне конкретного морального выбора.

Гуманизм вовсе не стоит на том, что человек это «пуп земли», что мир вращается вокруг человека и его эгоистических устремлений. Но человек причастен к истине бытия, а это обязывает и возвышает. Гуманизм отстаивает не право индивида на обособление (как самоцель), а право рода человеческого на существование перед лицом мира и мировых загадок. Гуманизм – это интеллектуальное, моральное и социальное пространство человеческого смыслообразования, поиска и нахождения точки опоры в этом мире и в самом себе. Гуманизм опирается на все поле духовной культуры, порой вынужденно прибегая и к религиозным ее составляющим, которые в иных исторических условиях выполняют необходимую охранительную функцию спасения человеческого в заведомо бесчеловечных условиях существования. Однако гуманизм выступает решительным противником навязывания религиозных форм свободно развивающемуся мышлению. Он требует создания человеческих условий существования для всех людей, независимо от цвета кожи, национальности или социального положения. Современный гуманизм – это социальный и социально культурный гуманизм, раздвигающий свои горизонты от личности к культуре и обществу, а от них – к природе и совокупности проблем экологического гуманизма. В этом смысле он продолжает классические традиции Возрождения и Просвещения.

Гуманизм – это не только нравственный стержень личности, внутренне свободной для творческого созидания мира. Гуманизм образует духовную основу современного государства, общества и культуры, самого здорового образа жизни. Его политическим и правовым эквивалентом выступает действительная демократия и народовластие.

Непосредственными противниками современного гуманизма выступают патриархальный клерикализм, не признающий исторических завоеваний мировой цивилизации и культуры, воинствующий технократизм, желающий подчинить все человеческие проявления железным законам технической целесообразности, но так же и вездесущий цинизм легкой наживы, естественной слабости неокрепшего, еще нравственно не вставшего на ноги человека. Гуманистическая функция современной культуры проходит сегодня серьезное испытание на разрыв. Она вынуждена утверждать себя в постоянной борьбе с отчуждающими факторами человеческого существования, высвечивая сквозь их пелену неиссякаемые горизонты созидаемой человеческой сущности. Реальный гуманизм никогда не апеллировал к абстрактным характеристикам морали и права, он занимался спасением человека «здесь и сейчас» в конкретных условиях его существования.

Чтобы иметь представление о гуманизме, нужно познакомиться с историей этого интеллектуального и культурного явления, знать о великой исторической миссии гуманизма, о сущности гуманизма наших дней. Важно прояснить вопрос, почему он жизненно важен как отдельному гражданину России, так и всем социальным институтам, государству, бизнесу, политическим партиям и средствам массовой информации. Изучение гуманизма продиктовано велением времени, настоящим и будущим России, страны, которой так остро недостает сегодня нравственной силы и решимости вырваться из пучины морального и экономического упадка. Его задача – укрепить вечные, но всегда актуальные ценности добра, справедливости, порядка и порядочности, свободы и ответственности граждан за свою судьбу и судьбу будущих поколений.

Все очевиднее становится та истина, что без культивирования научного мировоззрения, разумного подхода к жизни, без здорового скептицизма и фундаментальной человеческой нравственности, дорога в будущее страны и мира не может быть проложена. Рано или поздно смутный, переходный период в истории России завершится победой тех лучших гражданских идеалов, острая нужда в которых и вызвала перемены постсоветской эпохи. Но это не произойдет автоматически. Долг каждого из нас, преподавателей-педагогов, студентов, будущих специалистов – содействовать нравственному и социальному возрождению России, которая и в наши дни находится на острие «мировых клоунад», и которая по-прежнему остается последней надеждой мира на спасение. Предпосылкой этого выступают наши светлые общественные идеалы, твердые нравственные убеждения, сформированные на основе здорового и реалистического, критического и ответственного гуманистического мировоззрения.

 

Для чего РГО?

(Российское гуманистическое общество)

Богоявленский В.С.,

член РГО, Ижевск

Подавляющее большинство российских гуманистов и гуманистов мира сами не понимают до конца миссии гуманизма для человечества. Все гуманисты говорят и пишут правильные и полезные веши, но люди читают их и не торопятся побежать за гуманистами или поддержать их финансово. В чём же дело? Постараюсь ещё раз прокричать и докричаться до гуманистов, до руководителей гуманистического движения. Да, да всё что мы делаем важно и нужно, но не в этом главное дело и призвание светского гуманизма, нашего гуманистического сообщества. Мы сегодня молоды и похожи на того ребёнка, который развивает ум во всех направлениях, но он не даст никогда обществу, да и себе, ничего значимого, если не будет заниматься тем, для чего он более всего способен, в чём его призвание.

Чем же должно занимается РГО и гуманисты мира, какую главную задачу они должны решить?!

Для того чтобы ответить на этот вопрос напомним нашим читателям, что же такое есть современный светский гуманизм, так как светских, а не каких-либо других гуманистов объединяет РГО.

Современный светский гуманизм - это этическое, научное и философское мировоззрение. Как система нравственных и гражданских ценностей он тесно связан с наукой, разумом, представлениями о демократии, гражданском обществе, социальной справедливости.

Современный светский гуманизм - это самое молодое из всех мировоззрений, хотя истоки его уходят в глубь тысячелетий и связаны с теми древними людьми, которые не искали лёгких ответов на вызовы и угрозы окружающего их мира. С теми, кто понимал, что решение каких-либо проблем тесно связано с правильным, всесторонним пониманием окружающего мира и человека, и сомневался, что можно установить раз и навсегда догматические ответы на вопросы жизни. С теми, кто ценил реальную жизнь, и кто был уверен, что человеку и человечеству под силу познать мир и самому решить вопросы выживания, не ожидая посторонней помощи.

Каждый человек, благодаря своей внутренней природе, пытается невольно осмыслить окружающий его мир, составить своё понятие о цели и смысле жизни, выстроить своё мировоззрение, задавая вопросы окружающим и самостоятельно ища ответы на них. В конечном итоге весь комплекс мировоззренческих вопросов человека и человечества сводится к вопросам жизни, смерти и выживания. Созревание мировоззрения отдельного человека происходит не в пустом мировоззренческом пространстве, а в условиях, когда существует множество различных мировоззрений. Мировоззрение каждого индивидуума, можно отнести к одному из трёх «блоков» существующих мировоззрений: религиозный, светский, обывательский. Все они могут иметь, в какой – то разной мере человеколюбивую (гуманистическую) направленность.

О людях, которые строго придерживаются определённой религии, мы говорим, что они имеют религиозное мировоззрение. О тех, кто совершенно не религиозен, мы говорим, что он - светский человек. Те же, чьё мировоззрение есть смесь из необходимой им религиозности и трезвого ума, который, временами, отодвигает сторону религиозные догмы, называются нами - обывателями.

Для религиозного человека комплекс мировоззренческих вопросов ясен и не подвергается сомнению. Он решается во всех религиях одинаково: человек не властен над своим будущим, но если он желает обрести жизнь вечную, то должен строго соблюдать религиозный закон. Добросовестно верующий человек оптимистичен в своём личном будущем и будущем всех тех, кто солидарен с ним. Ведь все они будут удостоены жизни вечной и райской.

Для светского человека вполне ясна конечность его собственной жизни. Он уверен, что никакого будущего для его личности после физической смерти не существует. Но вопрос продления его собственной жизни и выживания человечества его волнует. Из понимания всего этого, он и строит настоящую жизнь. Какова она, зависит от того, как он понимает свою в этом деле ответственность.

Обыватель всю жизнь мучится над основными мировоззренческими вопросами, его мировоззрение постоянно колеблется между религиозным и светским и порою, в конце жизни, он становиться или глубоко религиозным человеком или светским пессимистом, прожигающим свою жизнь. Чаще же всего он остаётся хотя и пессимистом относительно будущего человечества, но человеком, заботящимся о своих ближайших потомках.

Основная масса людей на Земле и есть обыватели в большей или меньшей степени.

Выходит, что вопросы физического выживания человека и человечества волнуют светских людей и обывателей. Для религиозного же человека этот вопрос ясен: Бог решит его как надо, нужно лишь жить по законам Бога.

Но одно дело волноваться от постановки вопроса о выживании, другое дело строить свою жизнь и жизнь человечества в зависимости от решения этого вопроса. Потенциально лишь часть светских людей уверены, что именно от деятельности человека и человечества зависит их жизнь и всё их будущее, что они и лишь они творцы истории человечества, и что необходимо убеждать в этом всех людей, которых волнует будущее человечества. Эта часть светских людей и называют себя сегодня светскими гуманистами. Они объединяются в гуманистические общества. В России же организовано Российское гуманистическое общество (РГО), вдохновителем его является Нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, а возглавляет его с самого начала Валерий Кувакин - доктор философии, профессор Московского госуниверситета (МГУ). РГО находится в составе гуманистического движения, возглавляемого Полом Куртцем. Официально сегодня в РГО 130 человек. Во всём мире насчитывается по некоторым данным около 5 миллионов светских гуманистов. В названии РГО слово «светское» опущено лишь условно. Вообще, некоторые светские гуманисты считают, что гуманистами могут называться лишь светские гуманисты. Возможно, они правы, но словари толкуют гуманизм как любовь к человеку, поэтому едва ли такой подход оправдан, так как это выглядит слишком амбициозно.

Итак, цель добровольного сообщества гуманистов России убеждать всех в том, что лишь идя по пути светского гуманизма человечество имеет шанс выжить! Светские гуманисты уверены, что в деле выживания человечества нельзя надеяться на «авось», а нужно опираться на разум, на науку.

Сколько ещё просуществует человечество?! Вот вопрос вопросов! Правильным ли оно путём движется, развивается?! Не является ли сегодняшний путь стихийным и тупиковым?! Если вас не волнуют эти вопросы, то вы не гуманисты вообще, и вообще не любите ни людей, ни даже своих детей. А ведь угрозы человечеству, даже известные, значимы!!!

Откуда взять деньги?

Деньги платят за полезную деятельность, платит тот, для кого она, эта деятельность, нужна.

Какова полезная деятельность светских гуманистов мира, РГО? Есть ли она вообще? Если мы исходим из того, что светский гуманизм - это мировоззрение и не утверждаем его явных преимуществ перед другими мировоззрениями, а это, к большому сожалению, сегодня, так и есть, что показывают сама деятельность и результаты сегодняшней деятельности гуманистов мира и РГО, в том числе: численность, известность, авторитет, финансовое положение, то гуманисты никогда не будут сильны, и не выполнят своей высокой миссии. А эта высокая миссия заключается в том, что они обязаны взять на себя ответственность за разработку пути выживания человечества. Это очень сложная работа, но она нам по силам, потому что гуманисты, в основной массе, философы - учёные с самым широким научным кругозором. В этом и будет явное преимущество нашего движения. Огромную пользу этой работы нужно доказать тем, кто хочет жить и тем, кто хочет верить, что его потомки выживут. В этой миссии гуманисты должны быть всегда впереди, никто и не сможет быть кроме них впереди, если они будут действительно стремится к этому. Много полезной разрозненной работы ими проделано, а сейчас, для начала, нужно выстроить верную логическую цепь работы над главной проблемой человечества.

Эта работа будет полезна и нужна, в первую очередь, тому, кому неплохо живётся на Земле, тому, у кого есть деньги. Дело их чести перед своими потомками финансировать эти работы. Если же они не будут этого делать, то скомпрометируют себя среди мирового сообщества культурных людей и своими потомками, которые будут знать об обращением к ним за финансовой поддержкой деятельности светских гуманистов и этим подпишут себе исторический приговор. Но я уверен, что этого не случится, ибо их интеллектуальный потенциал сегодня достаточно велик, чтобы понять и почувствовать важность этой проблемы. Они же и будут помощниками в деле организации законной финансовой деятельности над главной проблемой человечества. Когда с их помощью дело пойдёт, то появится много других источников финансирования.

Если кто-то, прочитав эти строки, подумает что сегодня и так достаточно продуман вопрос выживания человечества, то он очень и очень ошибается. Этот вопрос не только не продуман, но мало кто понимает насколько он сложен даже на самих подступах к нему. Но, тем не менее, он по силам для решения именно гуманистам мира, ибо только они имеют потенциально интеллектуальные силы для его решения. Этот интеллектуальный потенциал нуждается в финансовом запуске.

Мы обречены на гуманизм, если хотим жить и выжить!!!

P.S. от редактора: Невольно вспоминаются великие социалисты-утописты 19 века, просившие, ожидавшие и не дождавшиеся финансовой помощи от капиталистов на свои проекты улучшения жизни человечества. Сейчас снова некоторые гуманисты надеются на капиталистов. Правда, за два столетия появились глобальные проблемы выживания человечества, и многие развитые капиталистические страны «социализировались» и даже гуманизируются. Тем не менее, наша идейно-политическая надежда на растущую и поднимающуюся интеллигенцию как ведущий класс № 1 наступающей гуманно-интеллектуальной цивилизации.

Трансгуманизм: основные идеи и история возникновения

И.В.Артюхов,

Российское трансгуманистическое движение

Мафсаил прожил 969 лет. Вы, дорогие мальчики и девочки,
за ближайшие 10 лет увидите больше, чем он за всю жизнь.

Марк Твен

 

Мы живем в переломное время. Для одних это очевидно; другие предпочитают этого не замечать. Некоторые слова-приметы наступающих перемен у всех на слуху: «глобализация», «информатизация», «нанотехнологии», «клонирование». Другие пока известны только специалистам в соответствующих областях. Но все большее число ученых, философов и общественных деятелей осознают, что мир становится совсем иным. И эти перемены в предвидимое время — если, конечно, не произойдет какой-то глобальной катастрофы: экономической, экологической, военной и т. д. — будут только ускоряться.

Исследования перспектив развития технологий ближайшего будущего дают основания полагать, что за ближайшие несколько десятилетий жизнь изменится сильнее, чем за последние два тысячелетия — и будет продолжать изменяться все быстрее. Эти изменения неизбежно порождают и будут порождать ситуации социального и культурного пограничья — и между социумами, в которых перемены происходят с разной скоростью, и внутри социумов — между слоями с различным уровнем доступа к новым благам, с различным образованием, (между «физиками» и «лириками»), между поколениями и т. д.

Предчувствие этих перемен, сначала неясное, но становившееся все более конкретным, породило во второй половине ХХ века новое мировоззрение — трансгуманизм (в данном случае приставка "транс-" используется в значении "через", "лежащий за пределами чего-либо", "выходящий за пределы", как в словосочетаниях «трансатлантический перелет», «транссибирская магистраль», «трансформация».).

Представляемая работа посвящена трансгуманизму — философскому и научному направлению, разрабатывающему в контексте современных технологических достижений тему расширения считающихся на данный момент «естественными» возможностей человеческого организма и связанных с этим проблем. В частности, поднимаются вопросы научного иммортализма — борьбы человека со старением и смертью.

Определяя трансгуманизм, мы можем сказать, что это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки мировоззрение, которое признает возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...